История гражданской обороны Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Содержание работы

1. Введение
2. История создания гражданской обороны (ГО)
3. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств
4. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС
5. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

История гражданской обороны Российской Федерации.docx

— 106.96 Кб (Скачать файл)

РСЧС позволила объединить в  единую систему органы управления, силы и средства всех государственных  и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия  чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и  взаимодействия.

Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в  отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система  управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между  органами управления различных уровней.

В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные  и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в  случае чрезвычайных ситуаций. Значительно  вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое  оснащение сил.

На базе войск гражданской обороны  были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный  фронт аварийно-спасательных работ  в мирное и военное время.

Принципиально изменилось и усовершенствовалось  финансовое и материально-техническое  обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного  резервного фонда Правительства  Российской Федерации. На всех уровнях  созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности  при чрезвычайных ситуациях между  уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.

Развернуто широкое международное  сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется  в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

 

  Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств

 

Структура ГО:

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство  РФ. Государственную политику в области  гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом  РФ на решение задач в области  гражданской обороны. Руководство  гражданской обороной в федеральных  органах исполнительной власти и  организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и  муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут  персональную ответственность за организацию  и проведение мероприятий по гражданской  обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный на решение  задач в области гражданской  обороны;

2) территориальные органы - региональные  центры по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий и органы, уполномоченные  решать задачи гражданской обороны  и задачи по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими  войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной  противопожарной службы и гражданским  персоналом.

Руководители указанных территориальных  органов назначаются в установленном  порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение  задач в области гражданской  обороны, из числа военнослужащих войск  гражданской обороны, лиц начальствующего  состава Государственной противопожарной  службы и гражданского персонала;

3) структурные подразделения федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач  в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники)  организаций, уполномоченные на  решение задач в области гражданской  обороны, создаваемые (назначаемые)  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации.

Все вышесказанное можно изобразить схематично, для наглядного представления:

 

 


Основными задачами в области гражданской  обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Службы ГО.

1. Для выполнения мероприятий  по гражданской обороне создаются

федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной

области и автономных округов, районные и городские службы

гражданской обороны, а также службы гражданской обороны

организаций.

2. Решения о создании служб  гражданской обороны принимаются

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления и руководителями организаций в соответствии с  их

полномочиями.

Положения о службах гражданской  обороны утверждаются

соответствующими начальниками гражданской  обороны.

Силы  и средства ГО.

Силы гражданской обороны –  воинские формирования, специально

предназначенные для решения задач  в области гражданской обороны,

организационно объединенные в  войска гражданской обороны, а также  гражданские

организации гражданской обороны.

2.     Вооруженные Силы  Российской Федерации, другие  войска и воинские

формирования выполняют задачи в области гражданской обороны  в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области  гражданской обороны воинские части  и

подразделения Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск  и воинских

формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской

Федерации.

3.     Аварийно - спасательные  службы и аварийно – спасательные  формирования

привлекаются для решения задач  в области гражданской обороны  в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Основы деятельности войск гражданской  обороны

1.     На вооружении войск  гражданской обороны находятся  специальная техника,

а также боевое стрелковое и холодное оружие.

2.     Военнослужащим войск  гражданской обороны выдаются  удостоверения

личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные

отличительные знаки гражданской  обороны.

3.     Военнослужащие войск  гражданской обороны могут проходить  службу в

федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на

решение задач в области гражданской  обороны, и иных органах, осуществляющих

управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации.

4.     Деятельность войск  гражданской обороны осуществляется  с момента

объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения

Президентом Российской Федерации  военного положения на территории Российской

Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время  при стихийных

бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных  авариях, катастрофах, ставящих под

угрозу здоровье населения и  требующих проведения аварийно –  спасательных и

других неотложных работ.

Гражданские организации гражданской  обороны

1.     Гражданские организации  гражданской обороны создаются  организациями,

указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок

создания и деятельности гражданских  организаций гражданской обороны

определяется Правительством Российской Федерации.

2.     В гражданские организации  гражданской обороны могут быть  зачислены

граждане Российской Федерации: мужчины  в возрасте от 18 до 60 лет, женщины  в

возрасте от 18 до 55 лет, за исключением  военнообязанных, имеющих

мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных

женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших

среднее или высшее медицинское  образование, имеющих детей в  возрасте до тех

лет.

В состав сил ГО входят:

     1. Невоенизированные  формирования ГО.

     2. Военизированные части  ГО.

     3. Силы и средства  МО, МВД и Минздрава.

     1) Невоенизированные  формирования (НФ) ГО - группа гражданских  лиц,

численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и

имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия

"Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные отряды ГО". В состав НФ

входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих  детей

в возрасте до 8 лет) за исключением  инвалидов всех групп.

НФ классифицируют:

а. По подчиненности:

объектовые (подчинены начальнику объекта);

территориальные (подчинены председателю исполкома);

б. По назначению:

— общего назначения (создаются на объектах н/х  могут подчиняться

руководителю предприятия или  председателю исполкома);

— специального (подчинены только руководителю предприятия);

      — специализированного  (подчинены руководителю предприятия  и вышестоящим

руководителям министерств и ведомств);

в. По степени готовности

— повседневной (время готовности через 24 часа);

— повышенной (время готовности через 6 часов);

     2)  В каждой области  есть отдельный батальон ГО.

     3)  МО выделяет  силы и средства в зависимости  от вида ЧС. МВД - пожарные

команды или отряды. Минздрав - бригады  скорой помощи, которые комплектуются  за

счет персонала больниц и  поликлиник.

Мирное время. Существует один сигнал: "Внимание всем!". После него текст,

разрабатываемый штабом ГО.

Военное время. Сигналы: "Воздушная  тревога", "Отбой воздушной  тревоги",

"Химическая тревога", "Радиационная  опасность".

По сигналу "Воздушная тревога" личный состав НФ в рабочее время  действует по

команде командира формирования. В  нерабочее время - укрыться в защитном

сооружении по месту жительства.

По сигналу "Отбой воздушной  тревоги" - личный состав НФ обязан связаться  с

командиром. Если связи нет - прибыть  на объект н/х. По сигналам "Химическая

тревога" и "Радиационная опасность" действия аналогичны.

 

     Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС.

 

Граждане  РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области ГО имеют право и обязаны:

  • проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
  • принимать участие в проведении других мероприятий по ГО:
  • оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определено, что граждане РФ в области защиты от ЧС имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
  • на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Информация о работе История гражданской обороны Российской Федерации