Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:52, контрольная работа
Под изучаемым регионом в данном курсе понимается территория нынешней Волгоградской области. Сложность для исследователя заключается в позднем возникновении нашего региона как единого административного образования. Созданная после Гражданской войны Царицынская губерния включила в себя Царицынский и Камышинский уезды Саратовской губернии, Царевский и часть Черноярского уезда Астраханской губернии, часть Новоузенского уезда Самарской губернии, а также Хоперский, Усть-Медведицкий и 2-й Донской округа Области Войска Донского. История нашего региона имеет свою специфику.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Тема 1. 1917 год в Царицыне.
Февральская (1917 г.) революция в России и события в Царицынском уезде. Разгром старых органов государственной власти и создание новых. Образование временных исполнительных комитетов и Советов рабочих и солдатских депутатов. Введение демократических свобод, создание профсоюзов и фабзавкомов, установление 8-часового рабочего дня.
Основные политические партии: эсеры, меньшевики, большевики, кадеты. Их численность, социальный состав, программные установки, тактика, лидеры, взаимоотношения между партиями.
Изменение соотношения политических сил в июле-сентябре 1917 г. Политическое положение в Саратовской губернии после событий 3-4 июля в Петрограде. Новая тактика большевиков. Итоги выборов в городские думы. Введение чрезвычайного положения в Царицыне. Режим полковника Корвин-Круковского. Воздействие корниловского выступления на политическую ситуацию в регионе. Усиление влияния большевиков.
Подготовка и захват большевиками политической власти. Расширение большевистской агитации среди солдат. Создание новых красногвардейских отрядов. Организация демонстраций. III Поволжский съезд Советов в Саратове. Мирный переход власти к Советам в Царицыне.
Первые шаги большевистской власти. Расширение функций Советов. Создание СНХ. Изменение структуры и задач профсоюзов. Организация Союза рабочей молодежи. Установление рабочего контроля над производством, национализация предприятий и учреждений. Финансовая политика большевиков. Пути решения продовольственной проблемы. Меры по ликвидации безработицы. Подавление сопротивления антибольшевистских сил. Начало преобразований в деревне.
1. Назовите распорядительные и исполнительные органы власти в Царицынском уезде до и после Февральской революции 1917 г.
2. Какие политические партии действовали в Царицыне весной – летом 1917 г.? Назовите их лидеров.
3. Каким путем (мирным или вооруженным) была установлена большевистская власть в Царицыне?
Тема 2. Гражданская война (1918 – 1920 гг.)
Расстановка политических сил на Юге России. Антибольшевистские выступления в регионе. Донская и Добровольческая армии. Формирование красногвардейских отрядов.
Три похода Донской армии под командованием П.Н. Краснова против «красного Царицына». Возрастание военно-стратегического значения Царицына к лету 1918 г. Первый поход Донской армии (июль-начало сентября 1918 г.) Прибытие в Царицын И.В. Сталина для руководства заготовками продовольствия на Юге России. Основные направления и методы его работы. Вмешательство Сталина в решение военных вопросов. Преследование им старых военных специалистов – бывших офицеров царской армии, невыполнение приказов председателя Реввоенсовета республики Л.Д. Троцкого. Отзыв Сталина из Царицына. К.Е. Ворошилов и С.К. Минин как ближайшие помощники Сталина. Создание Царицынской губернии. Наступление Донской армии в середине сентября – октябре 1918 г. и его провал. Третий поход войск П.Н. Краснова (декабрь 1918 г. – март 1919 г.). Причины неудач Краснова. Избрание нового атамана войска Донского.
Захват Царицына белогвардейцами. Наступление объединенных белогвардейских сил (май – июнь 1919 г.). Поражение Красной армии, его причины. «Белый» режим в Царицыне (30 июня 1919 г. – 2 января 1920 г.). А.И. Деникин и П.Н. Врангель.
Экономическая и социальная политика большевиков. «Военный коммунизм»: продразверстка; тотальная национализация; милитаризация производства; осуществление принципа «кто не работает – тот не ест»; уравнительная натуральная оплата труда; бесплатность коммунальных услуг. «Красный» и «белый» террор. Последствия Гражданской войны: человеческие жертвы; экономический, политический и социальный кризис начала 1920-х гг.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда Донская армия под
командованием П.Н. Краснова
2. Почему красные были вынуждены оставить Царицын 30 июня 1919 г.?
Тема 3. Социально-экономическая политика в 1920-е – 1930-е гг.
Изменения в административно-
Голод 1920 – 1924 гг. Масштабы голода. Причины голода в освещении советской и современной российской историографии. Государственная и общественная помощь голодающим: закупки зерна внутри страны и за границей, введение общегражданского налога с населения неголодавших регионов, изъятие церковных ценностей, выпуск хлебного займа, прикрепление Поволжья к Украине и Белоруссии. Образование центральной и губернских комиссий помощи голодающим. Сбор средств и продовольствия в зарубежных странах. Деятельность Ф. Нансена, «Американской администрации помощи», Амстердамского интернационала, Межрабпома, Красного Креста. Негативное отношение местных органов власти к иностранной помощи. Последствия голода. Рост преступности. Действия остатков белогвардейских отрядов.
Итоги восстановления промышленности к середине 1920-х гг. Преобладание легкой и пищевой индустрии. Техническая изношенность оборудования.
Переход к ускоренному промышленному строительству в конце 1920-х гг. Основные источники финансирования индустриализации: неэквивалентный обмен между городом и деревней; расширенная денежная эмиссия; займы у населения; увеличение производства и реализации вино-водочных изделий; вывоз нефтепродуктов, лесоматериалов, зерна и пр. с целью получения валюты для закупки иностранных станков и оборудования.
Первоочередное финансирование промышленного строительства в Сталинграде. Причины: географическое положение (Сталинград – центр Нижнего Поволжья); наличие разветвленной транспортной системы; близость к источникам сырья и бакинской нефти.
Возведение тракторного завода в Сталинграде. Темпы и методы строительства. Обеспечение строки рабочей силой. Условия работы и быта строителей. Обучение кадров. Первоочередное развитие машиностроительной и металлургической промышленности. Отставание легкой и пищевой отраслей.
Итоги индустриализации Нижневолжского региона к концу 1930-х гг.: увеличение промышленного потенциала, усиление роли в экономической жизни страны, повышение оборонного значения, превращение Сталинграда в крупнейший промышленный центр Нижней Волги. Социальные последствия индустриализации: рост численности городского населения, особенно Сталинграда, повышение уровня его жизни. Обострение жилищно-бытовых проблем и пути их решения.
Массовая коллективизация
Массовое недовольство крестьянства. Формы сопротивления крестьян: поджог колхозного имущества, расправа над коммунистами и колхозными активистами; массовый забой скота; бегство из сел лиц, подлежавших раскулачиванию.
Статья Сталина «
Четыре группы зажиточных крестьян, раскулаченных в Нижнем Поволжье:
1) боровшиеся с большевистской властью (расстреливались или выселялись в северные районы страны);
2) наиболее богатые,
3) кулаки, переселявшиеся внутри края из округа в округ;
4) имевшие сравнительно крепкие хозяйства (оставались в своих селах, но получали землю за пределами колхозов. Им оставлялась часть инвентаря для ведения «неэксплуататорского» хозяйства.
Масштабы раскулачивания. Экономические и социальные последствия коллективизации в крае. Голод в Поволжье 1932 – 1933 гг.: причины и масштабы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите позитивные и
2. Когда и почему Сталинград стал центром Нижневолжского края?
3. Почему Нижнее Поволжье было включено в первую (из трех) группу районов по темпам коллективизации?
4. Назовите «перегибы», допущенные
большевистской властью при
Тема 4. Образование и культура в 1920-е – 1930-е гг.
Ликвидация неграмотности
Создание системы начального, среднего и высшего образования. В области школьного образования решалось 5 основных проблем:
-
пересмотр идейно-
- отделение школы от церкви;
- строительство и оборудование школьных зданий;
- подготовка учительских кадров и их закрепление в школах. С этой целью в 1930-х гг. была расширена сеть педагогических вузов и техникумов, повышена зарплата учителей, поставленная в зависимость от образования и стажа работы, устанавливались персональные звания для педагогов;
- поиск новых форм обучения.
В середине 1930-х гг. проводилась реформа школьного образования. Были установлены единые типы школ:
Основной формой обучения признавался урок. Вводилось твердое расписание занятий по единым программам. Вместо рабочих книг, не дававших систематических знаний, стали выпускаться стабильные учебники. К середине 1930-х гг. повсеместно было введено всеобщее начальное образование, в городах осуществлялся переход к семилетнему всеобучу.
В конце 1920-х – 1930-е гг. в Сталинграде открыты первые вузы: тракторный, медицинский и педагогический.
Культурно-просветительная
1. Театры. В Сталинграде в 1920-е гг. действовал драмтеатр, в 1930-е гг. открылись театр музыкальной комедии, ТЮЗ и кукольный театр.
Репертуар театров составляли произведения русских поэтов и писателей: А. Островского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Лермонтова и советских авторов: В. Маяковского, Н. Погодина, К. Тренева, В. Вишневского и др., чьи пьесы отражали революционный пафос событий в стране. Театры не имели права самостоятельного определения репертуара. Спектакли принимались специальными комиссиями Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром.
2. Картинная
галерея в Сталинграде имела
богатую коллекцию
3. Культурно-просветительные
учреждения: во многих городах
и населенных пунктах
1. Каковы
итоги работы по ликвидации
неграмотности населения
2. Какие
вузы действовали в
3. Назовите
наиболее известные театры
Информация о работе История и культура Волгоградской области