История и культура Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Под изучаемым регионом в данном курсе понимается территория нынешней Волгоградской области. Сложность для исследователя заключается в позднем возникновении нашего региона как единого административного образования. Созданная после Гражданской войны Царицынская губерния включила в себя Царицынский и Камышинский уезды Саратовской губернии, Царевский и часть Черноярского уезда Астраханской губернии, часть Новоузенского уезда Самарской губернии, а также Хоперский, Усть-Медведицкий и 2-й Донской округа Области Войска Донского. История нашего региона имеет свою специфику.

Файлы: 1 файл

История и культура Волгоградской области.docx

— 78.47 Кб (Скачать файл)

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Тема 1.  1917 год в Царицыне.

Февральская (1917 г.) революция в  России и события в Царицынском  уезде. Разгром старых органов государственной власти и создание новых. Образование временных исполнительных комитетов и Советов рабочих и солдатских депутатов. Введение демократических свобод, создание профсоюзов и фабзавкомов, установление 8-часового рабочего дня.

Основные политические партии: эсеры, меньшевики, большевики, кадеты. Их численность, социальный состав, программные установки, тактика, лидеры, взаимоотношения между партиями.

Изменение соотношения политических сил в июле-сентябре 1917 г. Политическое положение в Саратовской губернии после событий 3-4 июля в Петрограде. Новая тактика большевиков. Итоги выборов в городские думы. Введение чрезвычайного положения в Царицыне. Режим полковника Корвин-Круковского. Воздействие корниловского выступления на политическую ситуацию в регионе. Усиление влияния большевиков.

Подготовка и захват большевиками политической власти. Расширение большевистской агитации среди солдат. Создание новых красногвардейских отрядов. Организация демонстраций. III Поволжский съезд Советов в Саратове. Мирный переход власти к Советам в Царицыне.

Первые шаги большевистской власти. Расширение функций Советов. Создание СНХ. Изменение структуры и задач профсоюзов. Организация Союза рабочей молодежи. Установление рабочего контроля над производством, национализация предприятий и учреждений. Финансовая политика большевиков. Пути решения продовольственной проблемы. Меры по ликвидации безработицы. Подавление сопротивления антибольшевистских сил. Начало преобразований в деревне.

                                Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите распорядительные и  исполнительные органы власти  в Царицынском уезде до и после Февральской революции 1917 г.

2. Какие политические партии  действовали в Царицыне весной  – летом 1917 г.? Назовите их лидеров.

3. Каким путем (мирным или  вооруженным) была установлена  большевистская власть в Царицыне?

          

                          Тема 2. Гражданская война (1918 – 1920 гг.)

Расстановка политических сил на Юге  России. Антибольшевистские выступления в регионе. Донская и Добровольческая армии. Формирование красногвардейских отрядов.

Три похода Донской армии под  командованием П.Н. Краснова против «красного Царицына». Возрастание военно-стратегического значения Царицына к лету 1918 г. Первый поход Донской армии (июль-начало сентября 1918 г.) Прибытие в Царицын И.В. Сталина для руководства заготовками продовольствия на Юге России. Основные направления и методы его работы. Вмешательство Сталина в решение военных вопросов. Преследование им старых военных специалистов – бывших офицеров царской армии, невыполнение приказов председателя Реввоенсовета республики Л.Д. Троцкого. Отзыв Сталина из Царицына. К.Е. Ворошилов и С.К. Минин как ближайшие помощники Сталина. Создание Царицынской губернии. Наступление Донской армии в середине сентября – октябре 1918 г. и его провал. Третий поход войск П.Н. Краснова (декабрь 1918 г. – март 1919 г.). Причины неудач Краснова. Избрание нового атамана войска Донского.

Захват Царицына белогвардейцами. Наступление объединенных белогвардейских сил (май – июнь 1919 г.). Поражение Красной армии, его причины. «Белый» режим в Царицыне (30 июня 1919 г. – 2 января 1920 г.). А.И. Деникин и П.Н. Врангель.

Экономическая и социальная политика большевиков. «Военный коммунизм»: продразверстка; тотальная национализация; милитаризация производства; осуществление принципа «кто не работает – тот не ест»; уравнительная натуральная оплата труда; бесплатность коммунальных услуг. «Красный» и «белый» террор. Последствия Гражданской войны: человеческие жертвы; экономический, политический и социальный кризис начала 1920-х гг.

                            Вопросы для самоконтроля:

1. Когда Донская армия под  командованием П.Н. Краснова пыталась  захватить Царицын? Почему ей это не удалось?

2. Почему красные были вынуждены  оставить Царицын 30 июня 1919 г.?

    

             Тема 3. Социально-экономическая политика в 1920-е – 1930-е гг.

Изменения в административно-территориальном  устройстве в 1920 - 1930-е гг. Создание автономной области Немцев Поволжья (1918 г.) и ее преобразование в автономную республику (1924 г.). Включение в состав Царицынской губернии Второго Донского, Хоперского и Усть-Медведицкого округов (1921 г.). Переименование Царицынской губернии в Сталинградскую (1925 г.). Образование Нижне-Волжской области (края) в 1928 г. Перенесение центра Нижне-Волжского края из Саратова в Сталинград (1932 г.). Разделение края на Саратовский и Сталинградский (1934 г.), придание им областного статуса (1936 г.). Преобразование Калмыкии в АССР (1935 г.).

Голод 1920 – 1924 гг. Масштабы голода. Причины голода в освещении советской и современной российской историографии. Государственная и общественная помощь голодающим: закупки зерна внутри страны и за границей, введение общегражданского налога с населения неголодавших регионов, изъятие церковных ценностей, выпуск хлебного займа, прикрепление Поволжья к Украине и Белоруссии. Образование центральной и губернских комиссий помощи голодающим. Сбор средств и продовольствия в зарубежных странах. Деятельность Ф. Нансена, «Американской администрации помощи», Амстердамского интернационала, Межрабпома, Красного Креста. Негативное отношение местных органов власти к иностранной помощи. Последствия голода. Рост преступности. Действия остатков белогвардейских отрядов.

Итоги восстановления промышленности к середине 1920-х гг. Преобладание легкой и пищевой индустрии. Техническая изношенность оборудования.

Переход к ускоренному промышленному  строительству в конце 1920-х гг. Основные источники финансирования индустриализации: неэквивалентный обмен между городом и деревней; расширенная денежная эмиссия; займы у населения; увеличение производства и реализации вино-водочных изделий; вывоз нефтепродуктов, лесоматериалов, зерна и пр. с целью получения валюты для закупки иностранных станков и оборудования.

Первоочередное финансирование промышленного  строительства в Сталинграде. Причины: географическое положение (Сталинград – центр Нижнего Поволжья); наличие разветвленной транспортной системы; близость к источникам сырья и бакинской нефти.

Возведение тракторного завода в Сталинграде. Темпы и методы строительства. Обеспечение строки рабочей силой. Условия работы и быта строителей. Обучение кадров. Первоочередное развитие машиностроительной и металлургической промышленности. Отставание легкой и пищевой отраслей.

Итоги индустриализации Нижневолжского региона к концу 1930-х гг.: увеличение промышленного потенциала, усиление роли в экономической жизни страны, повышение оборонного значения, превращение Сталинграда в крупнейший промышленный центр Нижней Волги. Социальные последствия индустриализации: рост численности городского населения, особенно Сталинграда, повышение уровня его жизни. Обострение жилищно-бытовых проблем и пути их решения.

Массовая коллективизация крестьянских хозяйств. Хоперский округ – первый в стране округ сплошной коллективизации. Постановление ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Переход к массовой коллективизации. Включение Нижнего Поволжья в первую (из трех) группу районов по темпам коллективизации. Сельскохозяйственная артель как основная форма колхозов. Двадцатипятитысячники. «Перегибы» в ходе коллективизации: насильственное объединение крестьян в колхозы, гигантомания, широкое распространение коммун, раскулачивание середняков, разрушение церквей.

Массовое недовольство крестьянства. Формы сопротивления крестьян: поджог колхозного имущества, расправа над  коммунистами и колхозными активистами; массовый забой скота; бегство из сел лиц, подлежавших раскулачиванию.

Статья Сталина «Головокружение  от успехов» и постановление ЦК ВКП (б) от 14 марта1930 г. «О борьбе с искривлениями  партлинии в колхозном движении». Выход крестьян из колхозов. Меры по ликвидации «перегибов»: преобразование коммун в сельхозартели, восстановление в правах середняков, разукрупнение колхозов, создание новых машинно-тракторных станций (МТС), освобождение колхозников от налогов и увеличение налогов на единоличников, и т.д.

Четыре группы зажиточных крестьян, раскулаченных в Нижнем Поволжье:

1) боровшиеся с большевистской  властью (расстреливались или  выселялись в северные районы страны);

2) наиболее богатые, выселявшиеся  из края на Север и за  Урал;

3) кулаки, переселявшиеся внутри  края из округа в округ;

4) имевшие сравнительно крепкие  хозяйства (оставались в своих  селах, но получали землю за  пределами колхозов. Им оставлялась  часть инвентаря для ведения «неэксплуататорского» хозяйства.

Масштабы раскулачивания. Экономические и социальные последствия коллективизации в крае. Голод в Поволжье 1932 – 1933 гг.: причины и масштабы.

                               Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите позитивные и негативные  итоги индустриализации Нижневолжского региона.

2. Когда и почему Сталинград  стал центром Нижневолжского  края?

3. Почему Нижнее Поволжье было  включено в первую (из трех) группу  районов по темпам коллективизации?

4. Назовите «перегибы», допущенные  большевистской властью при коллективизации.

 

                     Тема 4. Образование и культура в 1920-е – 1930-е гг.

Ликвидация неграмотности населения. Низкий уровень грамотности жителей региона в начале 1920-х гг. Создание в 1923 г. всесоюзного общества «Долой неграмотность» и его местных отделений. Причины медленных темпов ликвидации неграмотности: слабое финансирование, нехватка кадров ликбеза, кампанейский характер работы. В итоге уровень грамотности населения Нижневолжского края составил в 1928 г. 42,6% (по РСФСР – 44,1%), в том числе городского 62%, сельского – 39%. Перелом в работе произошел в конце 1920-х гг. Он был связан с улучшением экономического положения страны, началом индустриализации, форсированием темпов построения социализма. Во всех округах края были созданы комиссии ликбеза, проведен учет неграмотных и малограмотных, открыты новые школы ликбеза. После краевого съезда по ликвидации неграмотности, состоявшегося в Саратове в 1929 г., начал действовать единый план проведения этой работы. Все учащиеся вузов, техникумов, школ-девятилеток получили задания по обучению неграмотных в деревне. Были найдены дополнительные источники финансирования ликбеза: повышение цен на пиво и вино, проведение кампании по увеличению самообложения населения не менее, чем на 10%, организация лотерей и др. В 1929 г. был объявлен культпоход, в 1931 г. – культштурм. В 1931 г. Наркомпрос РСФСР присудил Нижне-Волжскому краю переходящее республиканское Красное знамя за охват учебой 92% неграмотных. Однако в последующие годы в регионе училось менее половины неграмотных и малограмотных. По официальным данным, к началу 1940-х гг. около 90% взрослого населения региона и всей страны стало грамотным. Но уровень полученных знаний оставался крайне низким. Большинство взрослых, обученных грамоте, едва умело читать и писать, фактически оставаясь малограмотным.

Создание системы начального, среднего и высшего образования. В области школьного образования решалось 5 основных проблем:

- пересмотр идейно-теоретической  и методологической основы преподавания в соответствии с установками марксизма-ленинизма;

- отделение школы от церкви;

- строительство и оборудование  школьных зданий;

- подготовка учительских кадров  и их закрепление в школах. С этой целью в 1930-х гг. была  расширена сеть педагогических  вузов и техникумов, повышена  зарплата учителей, поставленная в зависимость от образования и стажа работы, устанавливались персональные звания для педагогов;

- поиск новых форм обучения.

В середине 1930-х гг. проводилась реформа школьного  образования. Были установлены единые типы школ:

    1. начальная (4 класса)
    2. неполная средняя (7 классов)
    3. средняя (10 вместо 9 классов).

Основной  формой обучения признавался урок. Вводилось твердое расписание занятий по единым программам. Вместо рабочих книг, не дававших систематических знаний, стали выпускаться стабильные учебники. К середине 1930-х гг. повсеместно было введено всеобщее начальное образование, в городах осуществлялся переход к семилетнему всеобучу.

В конце 1920-х – 1930-е гг. в Сталинграде  открыты первые вузы: тракторный, медицинский и педагогический.

Культурно-просветительная работа.

1. Театры. В Сталинграде в 1920-е гг. действовал  драмтеатр, в 1930-е гг. открылись театр музыкальной комедии, ТЮЗ и кукольный театр.

Репертуар театров составляли произведения русских  поэтов и писателей: А. Островского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Лермонтова и советских авторов: В. Маяковского, Н. Погодина, К. Тренева, В. Вишневского и др., чьи пьесы отражали революционный пафос событий в стране. Театры не имели права самостоятельного определения репертуара. Спектакли принимались специальными комиссиями Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром.

2. Картинная  галерея в Сталинграде имела  богатую коллекцию произведений  известных дореволюционных и  советских художников России.

3. Культурно-просветительные  учреждения: во многих городах  и населенных пунктах действовали  избы-читальни, красные уголки, кинотеатры, клубы и дома культуры. В них преобладали такие формы работы с населением как лекции, спектакли, кинофильмы, «живые газеты», нацеленные на воспитание граждан в марксистско-ленинском духе, приобщение их к культурным ценностям.

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы  итоги работы по ликвидации  неграмотности населения региона  в 1920-е – 1930-е гг.?

2. Какие  вузы действовали в Сталинграде  к концу 1930-х гг.?

3. Назовите  наиболее известные театры Сталинграда,  действовавшие в 1920-е – 1930-е  гг.

Информация о работе История и культура Волгоградской области