История искусств: карстовая пещера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Моя контрольная работа посвящена уникальной карстовой пещере «Шульган - Таш». Для работы я использовала ресурсы интернета, а также данные по изучению пещеры таких авторов как: Богданович Е.Д., Кудряшов И.К., Котов В.Г, Ляхницкий Ю.С., Мельникова Е.П., Шигорец С.Б.
Культура, как известно, начинается с культа (почитания чего - или кого-либо). Первые следы культа не случайно обнаружены в пещерах, поскольку именно они оказали решающее влияние на формирование мировосприятия и логики первобытного человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Пещера «Шульган-Таш» - как объект поклонения………………………….5
2.Изучение пещеры «Шульган-Таш». Её научное и культурное значение…………………………………………………………………………..6
3.Пещера «Шульган-Таш (Капова)» - уникальный спелеологический объект Урала……………………………………………………………………………..10
4.Настенная живопись пещеры «Шульган-Таш»……………………………...14
5.Пещера «Шульган-Таш» - место обитания древних людей…………..........17
6.Пещера «Шульган-Таш» - уникальный культурно-исторический объект…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Капова Пещера.docx

— 53.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Пещера «Шульган-Таш» - как объект поклонения………………………….5

2.Изучение пещеры «Шульган-Таш». Её научное и культурное значение…………………………………………………………………………..6

3.Пещера «Шульган-Таш (Капова)» - уникальный спелеологический объект Урала……………………………………………………………………………..10

4.Настенная живопись пещеры «Шульган-Таш»……………………………...14

5.Пещера «Шульган-Таш» - место обитания древних людей…………..........17

6.Пещера «Шульган-Таш» - уникальный культурно-исторический объект…………………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

Введение

Моя контрольная работа посвящена уникальной карстовой пещере «Шульган - Таш». Для работы я использовала ресурсы интернета, а также данные по изучению пещеры таких авторов как: Богданович Е.Д., Кудряшов И.К., Котов В.Г, Ляхницкий Ю.С., Мельникова Е.П., Шигорец С.Б.

         Культура, как известно, начинается с культа (почитания чего - или кого-либо). Первые следы культа не случайно обнаружены в пещерах, поскольку именно они оказали решающее влияние на формирование мировосприятия и логики первобытного человека. В сознании наших предков пещера была олицетворением входа в потусторонний, чуждый мир. Такое представление основывалось на реальных характеристиках пещер: мраке, холоде и гнетущей тишине, резко контрастирующих с привычным миром. Вполне понятно, что такие необычные условия заставляли относиться наших предков к пещерам с особым почитанием.

Сведения о почитании пещер  местным угорским населением можно  встретить в различных сказаниях, легендах и народном эпосе. Так, известный  этнограф С.И. Руденко в книге  «Башкиры. Опыт этнологической монографии" пишет о том, что вера в хозяев гор и пещер заставляет башкир почитать эти природные явления как "места священные" и делать им приношения.

Республика Башкортостан (РБ), располагающаяся в пределах Южного Урала и Предуралья, издавна известна как край, особенно богатый естественными карстовыми пещерами. В настоящее время на территории республики насчитывается около 700 пещер. Это почти одна третья часть всех пещер Урала и Предуралья. Общая протяженность задокументированных на сегодняшний день пещер РБ превысила 100 км, что составляет более половины от суммарной протяженности всех известных уральских пещер.

На территории Башкортостана располагается  длиннейшая пещера Урала – "пропасть" Сумган, протяженностью – 9860 м. В республике находится и глубочайшая пещера Урала - Киндерлинская (Победа), а также всемирно известная своими палеолитическими рисунками пещера – Шульган-Таш (Капова).

Цель  работы -  ознакомиться пещерой Каповой пещерой, проследить  ее культурное, научное и историческое значение.

Объектом  изучения  контрольной  работы является пещера  «Шульган – Таш» (Капова пещера).

Задачи:

  1. ознакомится с уникальностью карстовой  пещеры «Шульган-Таш»;
  2. проследить ее  культурное  и научное значение;
  3. рассмотреть  пещеру  как культурно-исторический  объект;
  4. исследовать пещеру  как  место обитания  древних  людей;
  5. познакомиться  с настенной живописью  пещеры.

 

1.Пещера «Шульган-Таш» - как объект поклонения

Пещера «Шульган-Таш» и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера «Шульган-Таш» являлась для местного населения своеобразным святилищем, где совершались разнообразные обряды посвящения (например, посвящение юношей в воины или охотники) и возрождения Природы.

Проникновение в пещеру всегда было связано с необъятным ужасом перед  неведомым миром мрака.

Подобное состояние "временной  смерти" подготавливало человека к  глубокому мистическому восприятию таинства религиозных действий, раскрывающих основную идею мировосприятия - дилемму  Жизни и Смерти. Пещера как бы "заглатывала" испытуемого, который  воспринимал это действо как  временную смерть, а затем "изрыгала из своего чрева" - перерожденного.

Эта архаическая ассоциация "чудовища - глотателя" и ритуальной пещеры, была известна до недавнего времени только по материалам австралийских исследователей.

Теперь она присутствует и в  башкирском фольклоре. Кроме того, пещера издавна являлась для людей и  своеобразным убежищем в периоды  войн и набегов чужеземцев.

Вполне вероятно, что люди укрывались в ней и в периоды стихийных  бедствий и катастроф (затяжных дождей, ураганов, резких похолоданий с обильными  снегопадами и др.).

На мой взгляд, уникальность пещеры «Шульган-Таш» заключается в трех ее основных аспектах: спелеологическом - как редком природном объекте Урала; археологическом - как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом - как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий.

2.Изучение пещеры «Шульган-Таш». Её научное и культурное значение

Пещера «Шульган-Таш» (Капова) известна местному населению с незапамятных времен. Первые литературные сведения о ней принадлежат русскому географу П.И. Рычкову, который посетил ее зимой 1760 года. Он дал яркое и красочное ее описание, наполненное эмоциональными отступлениями. Помимо образных характеристик подземных залов, гротов и натечных образований, он нашел в одном из ходов пещеры по его выражению "сухую человеческую голову".

В 1770 году пещеру посетил академик И.И. Лепехин. Ему удалось подняться на второй этаж пещеры в сопровождении местных башкир. Описание И.И. Лепехиным второго этажа не соответствует современному. Можно полагать, что Лепехин описал какие-то другие подземные ходы второго этажа, куда сегодня проникнуть невозможно. Главной же заслугой И.И. Лепехина является то, что он правильно связывал образование пещеры с деятельностью подземных вод. Из "пещеры в Шулюган-таше" путешественник впервые "вынес" реальные представления о происхождении пещер и сущности природного карстового процесса. В последствие эти представления легли в основы теории науки о карстовых явлениях.

В 1858 году Капову пещеру посетили известные исследователи Южного Урала А.И. Антипов и Н.Г. Меглицкий. Они высказали другое мнение о происхождении пещеры. В частности, они писали, что "пещера обязана своим образованием исключительно частному случаю волнистого положения пластов, из которых верхние, при действии бокового давления, были выгнуты кверху, тогда как нижние образовали вогнутую впадину...". В настоящее время доказано, что такая точка зрения на происхождение пещеры является ошибочной.

В 1896 году, то есть через 136 лет после  первого посещения пещеры П.И. Рычковым, Капова пещера исследовалась членами Оренбургского отделения географического общества - Д. Соколовым, И. Заневским и            Ф. Симоном, которыми была произведена съемка плана входной части нижнего этажа и составлен протокол ее осмотра и измерения. Исследователями отмечено, что описание П.И. Рычкова вполне согласуется "с действительным состоянием пещеры: на всех указанных местах найдено все то, что он отмечал...".

Интересно отметить, что Ф. Симон сделал попытку подняться на второй этаж через ход, по которому в 1770 году поднимался И.И. Лепехин, однако этот ход оказался затекшим наплывами извести.

В 20-х годах нашего столетия Капова пещера была посещена издателем первого энциклопедического словаря С.И. Мечем. Но в своем описании он не прибавил к уже известному ничего нового.

В конце августа 1923 года Капова пещера была исследована                        профессором Г.В. Вахрушевым. Он дал полное описание всей пещеры, выделив 4 этажа. Подробно описал внутреннее строение подземных ходов, разнообразных натечных форм. Им были выделены характерные участки и даны наименования наиболее примечательным залам и ходам.

В 1935 году Г.В. Вахрушев вновь посещает Капову пещеру, уже с целью изучения ее геологического строения и гидрогеологических особенностей. Им доказана карстовая природа возникновения этой полости. Интересно, что в этот раз на втором этаже пещеры он нашел доски с вырезанными на них знаками и геометрическими фигурами.

К двухсотлетию со времени первого  исследования Каповой пещеры П.И. Рычковым кафедра физической географии Башгосуниверситета организовала комплексную карстово-спелеологическую экспедицию по изучению пещеры под руководством И.К. Кудряшова. В период двух летних (1960 и 1961 гг.) и одной зимней (февраль 1961 г.) экспедиций были проведены комплексные исследования, которые включали производство теодолитной съемки, детальное морфологическое описание внутреннего строения, изучения климатических, геологических и гидрогеологических условий пещеры. Экспедицией был исследован и описан новый ее отдел Каповой пещеры. Аналогичные работы были проведены новой экспедицией под руководством И.К. Кудряшова в 1977 году, основная цель которой - полная документация пещеры для ее подготовки в качестве экскурсионного объекта.

Внимание и интерес к пещере «Шульган-Таш» особенно усилились в начале 60-х годов, после того, как в 1959 году зоологом А.В. Рюминым в ней были открыты красочные настенные палеолитические изображения разнообразных животных. Это стало настоящей сенсацией, поскольку в то время в науке бытовало мнение, что рисунки ископаемых животных на стенах в глубине пещер, датируемые эпохой палеолита, свойственны лишь для Западной Европы и являются сугубо локальным явлением в истории первобытной культуры.

Открытие в пещере «Шульган-Таш» рисунков древнего человека опровергло это мнение. С момента обнаружения палеолитической живописи, Капова пещера перестала быть только редким памятником природы, своеобразной природной "лабораторией", где изучались происхождение, морфология, минералогия и микроклимат пещерной среды. Она по праву приобрела статус весьма важного природно-археологического и историко-культурного комплекса, значение которого для культуры и науки трудно переоценить. Достаточно сказать, что равного ему нет во всей Восточной Европе.

В начале 60-х годов к работам  А.В. Рюмина в пещере «Шульган-Таш» подключается профессор О.Н. Бадер. В 1960 году он возглавил специально созданную экспедицию Института археологии Академии Наук СССР, которая занималась исследованиями, вплоть до его кончины в 1978 году.

Научным коллективом О.Н. Бадера в пещере «Шульган-Таш» было обнаружено и описано более трех десятков рисунков, выполненных красной охрой, и располагающихся на среднем и верхнем ее ярусах. Среди рисунков - изображения животных (мамонтов, лошадей, носорога, бизона) и стилизованные геометрические фигуры. Некоторые рисунки, перекрытые известковыми натеками, подверглись механической расчистке реставраторами, работавшими в составе экспедиции.

После ухода из жизни Бадера, исследования в пещере прекратились. Появились проблемы и с сохранением рисунков. Было решено полностью закрыть пещеру и продолжить в ней археологические исследования, которые и были возобновлены в 1982 году ленинградским археологом                                   В.Е. Щелинским. Он в то время возглавлял комплексную палеолитическую экспедицию, ежегодно проводившую археологические исследования на Южном Урале. В это же время в пещере работала и группа ленинградских спелеологов под руководством Ю.С. Ляхницкого, которая занималась изучением минералогии и микроклимата пещеры с целью обеспечения сохранности древней живописи.

Интересно отметить, что в настоящее  время значительно возрос интерес  к пещере и со стороны этнографов. По результатам исследований последних  лет башкирских археологов и этнографов удалось сопоставить обряды, описываемые  во многих эпических сказаниях и  фольклорных произведениях с  теми или иными конкретным географическим либо историческим объектом на территории Южного Урала, а именно с пещерой  «Шульган-Таш».

Кроме этнографов пещерой сегодня  все больше интересуются геологи  и гидрогеологи (Кинзикеев, С. Ткачев и др.), биологи (Книсс, Лоскутова, Кузьмина и др.) и даже астрономы (Шалашов).

В заключение следует отметить, что  силами сотрудников одноименного заповедника, ведется летопись ее изучения, в  которой отражены результаты практически  всех исследований пещеры.

 

 

 

 

3.Пещера «Шульган-Таш» (Капова) - уникальный спелеологический объект Урала

Пещера находится в 7 км севернее д. Иргизлы (или в 3,5 км северо-западнее хут. Куалломат) Бурзянского района РБ, в 150 м от берега р. Белой, в подножье правого склона ее долины с превышением над ее руслом в 7-8 м. Вход в пещеру приурочен к южному обрывистому склону горы Сарыкускан (овечье пастбище), высота которой около 100-120 м. Возраст пещеры - около миллиона лет.

В Капову пещеру частенько наведываются туристы. Вход в нее в виде огромной, сорок метров высоты, арки, поражают взор. Слева из-под этой арки бурным потоком вытекают воды реки Шульган. Здесь обнаружен самый большой в Европе (400 метров в диаметре), так называемый "сильфон" – полость, заполненная водой без воздуха. Все вместе это создает поистине величественную и неповторимую картину, потрясающую воображение даже тех, кому уже приходилось видеть что-то подобное. Сегодня пещера входит в состав заповедника "Шульган-Таш" и является его главной достопримечательностью. Кажется, возвели ее сказочные великаны. Если верить легендам, великаны умели охранять свои сокровища. До появления здесь экспедиции Башкирского государственного заповедника в 1959 года никто не знал, какой клад спрятан на втором этаже Каповой пещеры. Первый этаж тянется на триста метров в длину. Второй все еще до сих пор не изучен.

Информация о работе История искусств: карстовая пещера