Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:31, контрольная работа
Моя контрольная работа посвящена уникальной карстовой пещере «Шульган - Таш». Для работы я использовала ресурсы интернета, а также данные по изучению пещеры таких авторов как: Богданович Е.Д., Кудряшов И.К., Котов В.Г, Ляхницкий Ю.С., Мельникова Е.П., Шигорец С.Б.
Культура, как известно, начинается с культа (почитания чего - или кого-либо). Первые следы культа не случайно обнаружены в пещерах, поскольку именно они оказали решающее влияние на формирование мировосприятия и логики первобытного человека.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Пещера «Шульган-Таш» - как объект поклонения………………………….5
2.Изучение пещеры «Шульган-Таш». Её научное и культурное значение…………………………………………………………………………..6
3.Пещера «Шульган-Таш (Капова)» - уникальный спелеологический объект Урала……………………………………………………………………………..10
4.Настенная живопись пещеры «Шульган-Таш»……………………………...14
5.Пещера «Шульган-Таш» - место обитания древних людей…………..........17
6.Пещера «Шульган-Таш» - уникальный культурно-исторический объект…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Совершенно уникальны
6.Пещера «Шульган-Таш» - уникальный культурно-исторический объект
С пещерой «Шульган-Таш» связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере «Шульган-Таш» или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген - один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Кара-Юрга", "Акхак Кола" и др.), которому противостоит национальный герой - батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе "Акбузат"; Кушлак-батыр в эпосе "Кара-Юрга"; батыр Минэй в эпосе "Кунгыр буга" и др.
Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры «Шульган-Таш». Об озере Шульген, например, в эпосе "Акбузат" сказано так: "Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой...». Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном.
В эпосе "Акбузат" и эпосе "Урал-батыр" описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым "сухая человеческая голова" и есть след этого жертвоприношения?
Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе "Акбузат" разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера Тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.
Например, в эпосе "Кара-Юрга" Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу - кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.
С аналогичным сюжетом в
С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения.
Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой «Шульган-Таш». Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа.
В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: "...В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы ... Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".
По словам П.И. Рычкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера «Шульган-Таш» как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.
Заключение
Тайны происхождения карстовой
полости, ее потрясающие воображения
размеры, фантастически замысловатые
контуры входа и галерей, дивное
сочетание всевозможных нерукотворных
пещерных атрибутов, вечная кромешная
темнота, сырость и прохлада недр,
воспринимаемые зрительные, слуховые
и переменные температурные эффекты,
массивные нагромождения
Всевозможными людьми «Шульган-Таш» интенсивно посещался во все времена. Даже целыми селениями, с домашним скотом и скарбом в телегах скрывались в нем люди от врагов. Пещера Шульган находится в окружении живописных залесенных гор западного склона Южного Урала. За чередой горных хребтов и речных долин природа определила ей место. Горный рельеф сделал этот район труднодоступным и редконаселенным. В сущности он явился и причиной сохранения неповторимых по красоте и обаянию, почти первозданных. горнолесных ландшафтов. Громады скал посреди пышной зелени, чистый воздух, настоянный на аромате лесных и луговых цветов, хрустальный звон горных родников с леденящей зубы прозрачной водой и глубокая тишина. В наш век это - то неоценимо дорогое, чем щедро одаривает этот край каждого, кто умеет любить природу.
Спелеокомплекс Шульган-Таш изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков. Рассказывая о Шульган-Таше, нельзя не сказать о ее роли в духовной жизни современных народов Южного Урала. Значение пещеры «Шульган-Таш» в рождении мифов, влияние на творчество и историю народов, населяющих территорию Южного Урала, огромно. Можно сказать, что культ пещеры во многом определяет мировоззрение древнейшего населения края. В этой и других пещерах юноши проходили посвящение во взрослых охотников, испытывались на мужество и выносливость, совершали обряды, иллюстрирующие древние мифы. Подобные святилища были у многих древних народов, и в их понимании они являлись центром, осью мироздания. Вся жизнь современного человека, несмотря на "цивилизованную" его оболочку, пронизана мифологией. Порой мы не осознаем этого огромного влияния, лежащего в нашем подсознании. Поэтому иногда просто необходимо столкнуться с живым источником мифологии, воплощенным в Шульган-Таше, чтобы осознать себя как часть огромного мира, ощутить его нескончаемый поток из прошлого в будущее и ощутить себя связующим звеном времени. Расположившись рядом со входом в «Шульган-Таш», приятно смотреть на людей, выходящих из пещеры с восторженно-счастливыми лицами. Они сделали открытие в окружающем мире, но прежде всего открыли что-то новое в себе. Подобно Рычкову и тысячам других исследователей, люди, вышедшие из пещеры, стали богаче и опытнее если не на все тысячелетия истории пещеры, то во много раз больше того времени, что они провели в подземном мире. И хочется верить, что «Шульган-Таш», эта связующая нить поколений, не оборвется во времени, и век за веком все так же будет устраивать экзамен человеку на силу, выносливость и красоту духа.
Список использованной литературы
1. Богданович Е.Д., Кудряшов И.К. Об этажности строения Каповой пещеры // Советская археология. № 1. М., 2003. С. 150-154.
2. Котов В.Г. Мифология Южного Урала. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2002. 66 с.
3. Ляхницкий Ю.С., Мельникова Е.П., Шигорец С.Б. Результаты экспертной оценки состояния палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) и перспективы реставрационных работ // Пещерный палеолит Урала. Мат-лы межд. конф. 9 – 15 сентября 2001 г. Уфа, 2002. С. 119-121.
4. Энциклопедия "БАШКОРТОСТАН". ШУЛЬГАН-ТАШ
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:
5. http://www.monax.ru/
6. http://www.bashvest.ru/
7. http://www.ufacity.info/