Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:42, контрольная работа
Целью данной работы является изучение экономических взглядов социалистов-утопистов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать критику капитализма социалистами-утопистами;
• выявить особенности социалистического строя у К.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.
Введение 3
1. Критика капитализма социалистами-утопистами 4
2. Проекты социалистического строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна 7
3.Сопоставьте представления о путях достижения справедливого общественного устройства у Сен-Симона, Фурье и Оуэна 12
Заключение 14
Список литературы 15
по дисциплине
История экономических учений
на тему:
Экономические взгляды социалистов-утопистов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Критика капитализма социалистами-утопистами 4
2. Проекты социалистического строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна 7
3.Сопоставьте представления
о путях достижения
Заключение 14
Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Всегда и везде существуют люди, считающие нынешнее положение вещей неразумным, нерациональным либо, чаще всего, несправедливым. Они критикуют всё, часто по существу, но ещё чаще ради собственного тщеславия. Есть среди них есть и те, кто искреннее радеет за справедливое положение дел в обществе. Они не тешат себя пустыми мечтами и чаяниями, они думают и предлагают совершенно конкретные и понятные, на их взгляд, рецепты движения к лучшему. Основанные на конкретной, логичной и очевидной критике современного им общества, экономического строя. Идеи этих людей неограниченны рамками одной науки, например истории экономических учений, но , бесспорно, основательно занимают своё место в её пределах.
Модель социалистического
общества, как достижимого идеала.
Возникает на фоне
Целью данной работы
является изучение
Для достижения данной
цели необходимо решить
• проанализировать
критику капитализма
• выявить особенности
социалистического строя у К.
1. Критика капитализма социалистами-утопистами
В период позднего
средневековье в экономической
мысли Западной Европы
Это время принято считать началом возникновения идей о социальных утопиях Основоположником утопического социализма был автор романа «Утопия» - Томас Мор, первый критик капитализма . В своём сочинении, он крайне резко критикует установившиеся порядки в Англии того времени, способы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником.
Так же к числу
ранних представителей
Этих мыслителей своего
времени, в аспекте нашего
Иначе обстояло дело
с великими социалистами-
Все вместе они
Роберт Оуэн (1771-1858) в
своих идеях перенял у
Один из главных
столпов капитализма –
Красной нитью сквозь всю его критику капитализма, проходит идея о том, что человек продукт среды и его недостатки – это проекция несправедливости общества. Он был прекрасным практиком в этом вопросе. Руководя фабриками он претворял свои социальные идеи в жизнь. Сократил рабочий день, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрослых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в Нью-Лэнарке стал некоторым зародышем идеального общества. Были устранены все меры принуждения, включая полицию.
Шарль Фурье (1772 - 1832)
гневно критиковал
Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) не был ярым критиком капитализма. Он видел его как временное явление, в некотором роде всего лишь ступень на пути общества к социалистическому строю. Он не отвергал институт частной собственности. А принципы свободной конкуренции он видел всего лишь временным явлением. Нужда в котором, в будущем отпадёт сама-собой.
2. Проекты социалистического строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна
Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) – французский социалист утопист – яркий представитель данного течения. Написал не мало известных научных произведений, в числе которых: «О промышленной системе» (1821) и «Катехизис промышленников» (1823-1824). В своих трудах он приходит к выводу о том, что социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости [2,с.236].
Переход к справедливому
устройству общества он видит
назревшим с силу ряда
Частную собственность,
один из столпов капитализма,
он видит как «основу
На его взгляд, они:
- производят все богатства и поэтому владеют денежными средствами,
- достигают по численности более 24/25 нации,
- превосходят других в
умственном отношении [2,с.238]
В конечном счёте, только лишь мирными усилиями, именно данный класс общества свергнет класс правителей. Последствием чего, будет являться логичная перемена современного строя общества, на справедливую систему равенства. Так же, полная ликвидация анархии. И учреждение по всей Европе идеальной промышленной системы, где «общество будет обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать человеческая природа».
Роберт Оуэн (1771-1858) английский
социалист-утопист. Он
Экономический кризис начала XIX века породил у Оуэна критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. Он выдвинул план организации трудовых коммун, поселков-общин без частной собственности, духовенства и властей.
В отличии от остальных социалистов-утопистов, Роберт Оуэн был практиком. Будучи крупным фабрикантом, он на практике решал социальные проблемы рабочих. Причём решал их настолько успешно, что по прошествии века его решения актуальны: отказ от детского труда на фабриках, сокращение длительности рабочего дня, создание социальной инфраструктуры для фабричных рабочих. И уже отталкиваясь от практики, он приходил к теории, выстраивал последовательные идеи.
Основной из которых,
была идея перехода к «
Наряду с частной
собственностью, причиной противоречия
между трудом и капиталом Оуэн
объявлял существование денег
как искусственного мерила
Естественным же мерилом является труд, поэтому Оуэн выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда, т.е. любой рабочий, затративший на производство своего продукта 10 часов, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Таким образом, прибыль будет уничтожена. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потом продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии [3,с.255].
Наряду с проектом
«рабочих денег» Оуэн
Взгляды Р. Оуэна,
его работы и высказанные в
них идеи о строе общества,
о новом человеке, об объединении
людей для созидания, об
Тем не менее, многие
его идеи опередили время,
Шарль Фурье (1772-1832)
французский социалист-утопист.
Основой учения Фурье
о справедливом устройстве