История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономических взглядов социалистов-утопистов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать критику капитализма социалистами-утопистами;
• выявить особенности социалистического строя у К.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.

Содержание работы

Введение 3
1. Критика капитализма социалистами-утопистами 4
2. Проекты социалистического строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна 7
3.Сопоставьте представления о путях достижения справедливого общественного устройства у Сен-Симона, Фурье и Оуэна 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

История экон.учений.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

по дисциплине

История экономических учений

 на тему:

Экономические взгляды социалистов-утопистов 

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ 

 Введение 3

1. Критика капитализма  социалистами-утопистами 4

2. Проекты социалистического  строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна  7

3.Сопоставьте представления  о путях достижения справедливого  общественного устройства у Сен-Симона, Фурье и Оуэна 12

 Заключение 14

 Список литературы 15

 

 ВВЕДЕНИЕ 

 Всегда и везде существуют  люди, считающие нынешнее положение  вещей неразумным, нерациональным либо, чаще всего, несправедливым. Они критикуют всё, часто по существу, но ещё чаще ради собственного тщеславия. Есть среди них есть и те, кто искреннее радеет за справедливое положение дел в обществе. Они не тешат себя пустыми мечтами и чаяниями, они думают и предлагают совершенно конкретные и понятные, на их взгляд, рецепты движения к лучшему. Основанные на конкретной, логичной и очевидной критике современного им общества, экономического строя. Идеи этих людей неограниченны рамками одной науки, например истории экономических учений, но , бесспорно, основательно занимают своё место в её пределах.

 Модель социалистического  общества, как достижимого идеала. Возникает на фоне последовательных  цивилизационных изменений передовых общества XIX века: Англии и Франции. Постепенно ухудшаются условия большинства людей – рабочих. И напротив, жизнь капиталистов с каждым днём становиться только лучше. И как раз, в это время кажется логичным появление социально-экономических реформаторских проектов утопического социализма.

 Целью данной работы  является изучение экономических  взглядов социалистов-утопистов. 

 Для достижения данной  цели необходимо решить следующие  задачи:

 • проанализировать  критику капитализма социалистами-утопистами;

 • выявить особенности  социалистического строя у К.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна. 

 

1. Критика капитализма  социалистами-утопистами 

 В период позднего  средневековье в экономической  мысли Западной Европы происходят  колоссальные изменения, порождённые  процессом развития мануфактурного  производства. Великие географические  открытия, позднее повлекли за  собой ограбление колоний - ускорили  процесс накопления капитала.

 Это время принято  считать началом возникновения  идей о социальных утопиях  Основоположником утопического  социализма был автор романа  «Утопия» - Томас Мор, первый критик  капитализма . В своём сочинении, он крайне резко критикует установившиеся порядки в Англии того времени, способы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником.

 Так же к числу  ранних представителей утопического  социализма принадлежит итальянский  мыслитель Т.Кампанелла. Автор сочинения  "Город Солнца", в котором  подверг резкой критике социальный  строй Италии того времени. 

 Этих мыслителей своего  времени, в аспекте нашего вопроса,  роднит одно – они рисовали  конечную цель движения – общество  с идеальным экономическим строем, но не обозначали конкретные  пути достижения этой великой  цели.

 Иначе обстояло дело  с великими социалистами-утопистами XVIII-XIX веков: К.Сен-Симоном, Ш.Фурье  и Р.Оуэном. Они конкретизировали  мечты зарождающегося класса  рабочих - пролетариата, о лучшей  жизни, через разоблачительную  критику капитализма. Они внесли  весомый вклад в экономическую  науку в целом. Впервые указав  на исторически переходящий характер  капитализма, отметив, что капиталистические  отношения не являются вечными  и естественными. Развитие человеческого  общества они рассматривали как  исторический процесс, в котором  происходит смена предшествующей  стадии другой, более высоко развитой [3,с.249].

 Все вместе они придерживались  одной цели, но пути её достижения  каждый видел по-своему. И, соответственно, критика капитализма у каждого  имеет свои, присущие только ей, уникальные черты. 

 Роберт Оуэн (1771-1858) в  своих идеях перенял у классиков  политэкономии – трудовую теорию  стоимости, но не допускал положения  о том, что ценность товара  включает в себя ещё и прибыль.  Именно несправедливость возникновения  прибыли, он считал, причиной обездоленности  рабочих [1,с.197].

 Один из главных  столпов капитализма – господство  частной собственности, он считал  основной причиной всех несправедливостей  и бедствий, испытываемых рабочими  на фабриках. Он одним из первых  выдвинул идею трудовых коммун, общин без частной собственности,  которые по его мнению должны были прийти на смену обществу с частной собственностью – заменив её коллективной.

 Красной нитью сквозь  всю его критику капитализма,  проходит идея о том, что  человек продукт среды и его  недостатки – это проекция  несправедливости общества. Он был  прекрасным практиком в этом  вопросе. Руководя фабриками он претворял свои социальные идеи в жизнь. Сократил рабочий день, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрослых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в Нью-Лэнарке стал некоторым зародышем идеального общества. Были устранены все меры принуждения, включая полицию.

 Шарль Фурье (1772 - 1832) гневно критиковал классическую  политическую экономию вообще  и идею свободной конкуренции  в частности. На его взгляд, именно свободная конкуренция  порождает класс торговцев, которые  ничего не производя – получают  огромные прибыли. 

 Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) не был ярым критиком капитализма. Он видел его как временное явление, в некотором роде всего лишь ступень на пути общества к социалистическому строю. Он не отвергал институт частной собственности. А принципы свободной конкуренции он видел всего лишь временным явлением. Нужда в котором, в будущем отпадёт сама-собой.

2. Проекты социалистического  строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна 

 Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) – французский социалист утопист – яркий представитель данного течения. Написал не мало известных научных произведений, в числе которых: «О промышленной системе» (1821) и «Катехизис промышленников» (1823-1824). В своих трудах он приходит к выводу о том, что социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости [2,с.236].

 Переход к справедливому  устройству общества он видит  назревшим с силу ряда составляющих, таких как наука, разум и  передовые идеи. То есть он  говорит о том, что идеальное  общество это само собой разумеющийся  факт, вопрос состоит всего лишь  в том, когда же оно наступит. В данном обществе отсутствуют  антагонистические классы, а правительство  наделено сугубо экономическими  функциями, взамен политических.

 Частную собственность,  один из столпов капитализма,  он видит как «основу общественного  здания». Хотя Фурье и Оуэн категорически не приемлют институт частной собственности. Данный факт говорит о специфичности воззрений Сен-Симона. Так же он утверждает, что разложение феодализма завершиться тогда, когда обществом добровольно будут оплачены все необходимые для этого траты. Ненасильственность данного перехода, по его мнению, будет обеспечена если король Франции лично признает особую роль в обществе «промышленников», то есть тех кто обеспечит процветание общества. Под данным классом он видел земледельцев, фабрикантов и торговцев.

 На его взгляд, они: 

- производят все богатства  и поэтому владеют денежными  средствами,

- достигают по численности  более 24/25 нации, 

- превосходят других в  умственном отношении [2,с.238].

 В конечном счёте,  только лишь мирными усилиями, именно данный класс общества  свергнет класс правителей. Последствием  чего, будет являться логичная  перемена современного строя  общества, на справедливую систему  равенства. Так же, полная ликвидация  анархии. И учреждение по всей  Европе идеальной промышленной  системы, где «общество будет  обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать человеческая природа».

 Роберт Оуэн (1771-1858) английский  социалист-утопист. Он формировался  как мыслитель и реформатор  в период промышленной революции  в Англии. Взгляды Оуэна не были изложены в каком-либо обобщающем труде или в нескольких работах. Его идеи разбросаны в многочисленных трактатах, докладах, речах и письмах. Среди которых: «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836-1844).

 Экономический кризис  начала XIX века породил у Оуэна критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. Он выдвинул план организации трудовых коммун, поселков-общин без частной собственности, духовенства и властей.

 В отличии от остальных социалистов-утопистов, Роберт Оуэн был практиком. Будучи крупным фабрикантом, он на практике решал социальные проблемы рабочих. Причём решал их настолько успешно, что по прошествии века его решения актуальны: отказ от детского труда на фабриках, сокращение длительности рабочего дня, создание социальной инфраструктуры для фабричных рабочих. И уже отталкиваясь от практики, он приходил к теории, выстраивал последовательные идеи.

 Основной из которых,  была идея перехода к «разумному  устройству общества», посредством  устранения причин «вызывающих  надобность в ничего не производящих  потребителях», через принятие соответствующих законов. На его взгляд, именно капиталист, владеющий средствами производства на правах частной собственности, как раз и есть никчёмный потребитель, пожинатель плодов труда обездоленных рабочих. А весь институт частной собственности, он воспринимал, как причину несправедливого устройства общества.

 Наряду с частной  собственностью, причиной противоречия  между трудом и капиталом Оуэн  объявлял существование денег  как искусственного мерила стоимости.  Деньги искажают истинную величину  стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют  подлинные затраты труда на  производство товаров. С помощью  денег реализуется прибыль, которая  по своему определению - несправедливость, т. к. она является плюсом  к цене продукта, а продукты  должны продаваться за такую  цену, какую они стоили. Из-за прибыли  рабочий не может купить продукт  своего труда, а значит, потребить  эквивалент того, что он произвёл.

 Естественным же мерилом  является труд, поэтому Оуэн выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда, т.е. любой рабочий, затративший на производство своего продукта 10 часов, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Таким образом, прибыль будет уничтожена. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потом продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии [3,с.255].

 Наряду с проектом  «рабочих денег» Оуэн предлагал  проводить реорганизацию производства  и даже пытался создать «Союз  производства». Для организации  такого союза капиталисты должны  были продать средства производства  профсоюзам. Но из этого намерения  ничего не вышло, так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого средств.

 Взгляды Р. Оуэна,  его работы и высказанные в  них идеи о строе общества, о новом человеке, об объединении  людей для созидания, об уничтожении  частной собственности звучали  тогда злободневно. Его деятельность  на этом поприще не принесла  ему прибыли, он разорялся,  что позволило некоторым английским  историкам иронизировать: «Он  разбогател благодаря капитализму  и здравому смыслу и промотал  все свое состояние благодаря  коммунизму и сумасшествию» [1,с.199].

 Тем не менее, многие  его идеи опередили время, впоследствии  получив огромное развитие в  трудах других деятелей науки. 

 Шарль Фурье (1772-1832) французский социалист-утопист.  Среди богатого наследия ученого  наиболее значительными трудами  являются: «Теория четырех движений  и всеобщих судеб» (1808); «Теория  всеобщего единства» (1822); «Новый  промышленный мир и общественный  мир» (1829); «Новый хозяйственный и  общественный мир, или Открытие  способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти» (1829).

 Основой учения Фурье  о справедливом устройстве общества  является его теория страстей. Главный порок капитализма он  видел в том, что капитализм  извратил человеческие способности  и влечения. Фурье утверждал, что  путем приманки наслаждений, а  не посредством принуждения можно  установить всеобщее единство  на земле и уничтожить нищету  и несправедливость.

Информация о работе История экономических учений