Для создания «гармонии
страстей» необходимо справедливое
общество, которое должно состоять
из производственно-трудовых ассоциаций
– «фаланг». В таких ассоциациях
все люди будут объединены
под одну крышу, что является
постоянной и нормальной формой
существования. Фурье считал такой
способ существования необходимым
условием в своей системе, видел
в этом решение всех социальных
вопросов, то есть это уничтожает
ненависть между людьми разного
положения, делает жизнь более
интересной. С установлением «всеобщего
единства», писал Фурье, исчезнут
нищета, несправедливость и войны.
Фаланга - это общество,
не только потребительское, но
и производительное. Люди в нем
будут совместно заниматься сельскохозяйственным
и промышленным трудом, причем
из всех видов трудовой деятельности
Фурье выделял земледелие, а промышленности
отводил второстепенную роль. Эта
роль сводится до минимума. Фурье
вполне терпимо относился к
капитализму, но ненавидел индустрианализм.
Привлекательный труд
основа всей системы Фурье.
Он говорил, что в современном
ему обществе труд был проклятием,
человек работал под угрозой
трёх стимулов: принуждение, нищета,
интерес. Фурье же хотел, чтобы
человек работал ради собственного
удовольствия, шёл на работу, как
на праздник. Он утверждал, что
это возможно, если каждому будет
обеспечен минимум средств для существования,
при этом, труд утратит принудительный
характер. Если каждый сможет выбирать
себе работу по интересам и способностям.
Фурье рассчитывал
привлечь к созданию первых
фаланг средства передовых, разумных
капиталистов, таким образом, сохраняя
частную собственность и капитал,
при этом предлагал делить
доход от производства по труду,
таланту и вложенному капиталу
трудящихся в соотношении 5:3:4.
Вся эта система
кажется очень сложной машиной.
Но в намерения Фурье входило
как раз соединение интересов
рабочих, потребителей и капиталистов
в сложную систему, чтобы нельзя
было распутать этот узел, и
все эти противоположные интересы
каждый соединял бы в себе.
Такая программа не уничтожает
собственность, а, наоборот, уничтожает
наёмный труд путём всеобщей
собственности; стремится объединить
противоположные интересы капиталиста
и рабочего, производителя и потребителя
посредством соединения этих
интересов в одной личности
3. Сопоставление представления
о путях достижения справедливого
общественного устройства у Сен-Симона,
Фурье и Оуэна
Социалисты-утописты, всецело,
целью свой деятельности видели установление
справедливого общества, всеобщего равенства
и братства. Но каждый учёный, безусловно
видел пути достижения такого состояния
общества по разному.
Сен-Симон данный путь видел
в виде неизбежного эволюционного процесса.
Основой которому послужит осознание
людьми всей нелогичности нынешнего положения
дел и, соответственно, вполне очевидное
стремление своими силами, безболезненно,
сделать общество идеальнее. А начать
процесс должен «класс правителей», в
виде правительственных реформ.
Полную противоположность
данному взгляду, представлял
взгляд Фурье.
Он не лелеет надежд
на правительственные реформы
в данном вопросе. Считая, что
инициатива должна исходит снизу,
от самих ущемлённых и обездоленных
людей. Сам же, в свою очередь,
предлагая свою программу реформ,
построенную на сопоставлении
недостатков современного ему
общества и достоинств, будущего
справедливого устройства общества.
К недостаткам он относил, то
чего не избежать при капитализме
того времени: социальный хаос,
ещё большее обнищание бедняков
на фоне обогащения богачей.
К достоинства же то, чего хотели все рабочие:
всемирную гармонию, освобождение рабов,
без ущемления интересов их владельцев,
резкое значительное увеличение доходов
каждого. Следует отметить, что промышленное
производство он видел лишь дополнением
к земледелию.
Весьма интересно, в
свете взглядов социалистов-утопистов
выглядит фигура Роберта Оуэна. Крупного
фабриканта, по определению капиталиста,
но ярого сторонника социализма по своей
сути. В отличии от первых двух деятелей,
Оуэн был прекрасным практиком и на подконтрольных
ему фабриках реализовывал свои идеи,
грезя в последствии перенести их на Англию,
а далее на весь мир.
Главной составляющей
на пути достижении обществом
идеального устройства он видел,
самого рабочего, того, кто производит
благо. И следовательно, в своих способах
достижения справедливого общества, отталкивался
именно от необходимости улучшения жизни
рабочего. Чем сам успешно занимался, улучшая
условия труда на подконтрольных ему фабриках.
Создавая социальную инфраструктуру:
благоустроенное жильё, детские сады и
ясли для детей рабочих. Видя в существующих
деньгах, один из оплотов несправедливости,
предлагал взамен денег принять «боны»
- четкий эквивалент труда. Его идеи во
многом опередили своё время.
Таким образом, пути,
каждого из вышеназванных представителей
социалистов-утопистов, достижения
справедливого общественного устройства
обладают яркими характерными
чертами. Дающими, логичное основание
не сливать их воедино, а изучать каждый
путь в отдельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно так, в основных
чертах выглядят учения социалистов-утопистов
первой половины XIX века. Легко заметить
общее, что было в них: критика
современного строя основанного
на погоне за прибылью, сочувствие
трудящимся, стремление облегчить
их жизнь, распределение по
потребностям или по труду,
планирование производства. Их идеи,
взгляды, искания доказывали бесчеловечность
строя, где царят эксплуатация
и угнетение.
Выражая мечты зарождающегося
пролетариата о будущем обществе,
великие социалисты-утописты выступали
с разоблачительной критикой
капитализма. Они внесли ценный
вклад в экономическую науку,
впервые указав на исторически
переходящий характер капитализма,
отметив, что капиталистические
отношения не являются вечными
и естественными. Развитие человеческого
общества они рассматривали как
исторический процесс, в котором
происходит смена предшествующей
стадии другой, более высоко развитой.
Несовершенство и противоречивость
социалистических теорий утопистов
соответствовали незрелому капиталистическому
производству и неразвитым классовым
отношениям. Поскольку материальные
условия для освобождения трудящихся
не были еще созданы, представители
утопического социализма выдвигали
фантастические проекты будущего
общества. Себя они ставили над
классами, заявляя, что отражают
интересы всех членов общества,
но свои идеи, помимо прочего,
старались донести именно до
представителей господствующего
класса. Они отвергали политическую
борьбу и революцию, уповая
на преобразования общества путем
пропаганды и агитации идей
социальной справедливости.
Их идеалам не суждено
было свершиться ни в период
их жизни, ни в последующие
эпохи, многие идеи утопистов-социалистов
вошли в идейный фонд сторонников
и продолжателей социалистических
учений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Майбурд Е.М. Введение в историю
экономической мысли. От пророков до профессоров.
- М.: Вита - пресс, 1996. – 544 с.
2. Ядгаров Я.С. История экономических
учений: Учебник. / Я.С. Ядгаров — 4-е изд.,
перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. – 480 с.
3. История экономических
учений современный этап. Учебник/
Под ред. А.Г. Худокормова - М.: ИНФРА-М, 1998.
– 733 с.