Во-вторых, практиковалась
единственная форма юридического
образования – только очная
и только высшая.
В-третьих, основной
контингент студентов-юристов приходился
на юридические факультеты университетов.
Меньшая часть училась в специальных
заведениях типа Училища правоведения,
Александровском (Царскосельском) лицее,
Демидовском лицее. Юридические
факультеты были самыми многочисленными
в университетах.
В-четвертых, юридические
факультеты являлись не только
учебно-методическими, но и научными
центрами. На университетских кафедрах
работали ведущие ученые, практически
все известные юристы этого
периода испытали себя в должности
преподавателей. Здесь же велась
подготовка научной смены, талантливые
выпускники оставлялись на кафедрах
для приготовления к профессорскому
званию.
В-пятых, в дореволюционной
России сложилась утилитарная
модель университета: юридические
факультеты готовили будущих
государственных чиновников, выпускникам
присваивались классные чины.
После Октябрьской
революции начался демонтаж системы
юридического образования как
непосредственно связанной с
царским режимом, поставлявшей
кадры для буржуазного государственного
аппарата. Многие профессора и
студенты юридических факультетов
участвовали в белом движении.
По Декрету СНК от 5 июля 1918 года
все учебные заведения страны
передавались в ведение Народного
комиссариата просвещения (Наркомпроса).
В итоге оказались закрыты вузы юридического
профиля, находившиеся ранее в подчинении
Министерства юстиции и других ведомств.
Постепенно прекратили деятельность частные
учебные заведения. Например, известные
Бестужевские курсы, где имелся большой
юридический факультет, были влиты в Петроградский
университет. Демидовский юридический
лицей 7 декабря 1918 года был преобразован
в Ярославский государственный университет.
Для руководства вузами
в структуре Наркомпроса создавалось
специальное подразделение, после ряда
переименований в 1921 г. получившее название
главного управления профессионально-технических
школ и высших учебных заведений (Главпрофобр).
Главпрофобр в основном занимался организационными,
материальными и финансовыми вопросами
советской высшей школы. Научным, методическим
и кадровым центром становился Государственный
ученый совет (ГУС), образованный в составе
Наркомпроса 20 января 1919 г. Его статус
был уточнен в Положении, принятом в 1921
г.: Гус осуществлял кадровые назначения
профессорско-преподавательского состава,
разрабатывал и утверждал учебные программы,
выдавал разрешения на издание учебных
пособий.
Высшую школу не
могло оставить без внимания
и партийное руководство, которое
выдвигало задачу ее политического
завоевания. Всю работу в этом
направлении курировал Агитационно-пропагандистский
отдел (АПО) ЦК РКП(б). Юриспруденция
ввиду специфики ее предмета, наряду с
историей, философией, филологией, педагогикой
и экономикой была отнесена к общественным
наукам, перестройке преподавания которых
придавалось особое значение.
Ведущим научным учреждением,
призванным развивать марксистскую
теорию, являлась Социалистическая
академия общественных наук, образованная
в июне 1918 года. В апреле 1919 г. был
принят новый Устав Академии,
она стала называться Социалистической
академией, а в 1924 г. была
переименована в Коммунистическую
академию. В академии были сосредоточены
немногочисленные юридические кадры,
поддержавшие советскую власть:
П.И. Стучка, М.А. Рейснер, А.Г. Гойхбарг
и другие. Разработка правовых проблем
велась в секции общей теории права и государства
и секции советского строительства. За
короткий срок были опубликованы учебные
программы по правовым дисциплинам, написаны
работы в русле марксистской методологии,
которые должны были заменить дореволюционные
юридические учебники.
Вопрос о состоянии
и перспективах высшего юридического
образования неоднократно обсуждался
в отделе вузов Наркомпроса на
протяжении 1918 г. Так, участники заседания
19 ноября 1918 г. пришли к общему выводу,
что в нынешнем виде продолжать обучение
юристов нельзя. Например, М.А. Рейснер
отметил отсутствие преподавательских
кадров, способных качественно изменить
содержание обучения. М.Н. Покровский предложил
всесторонне разобраться, «можно ли обойтись
без юридических факультетов, и если можно,
то закрыть и заменить другими факультетами».
В декабре 1918 г. юридические факультеты
университетов постепенно закрывались,
а согласно Постановлению Наркомпроса
от 3 марта 1919 года на их основе создавались
факультеты общественных наук (ФОНы).
Учитывая размеры
России, разразившуюся гражданскую
войну, процесс созданя ФОНов затянулся.
Например, юридический факультет Томского
университета продолжал работать до декабря
1919г., т.е. до восстановления советской
власти в Сибири. Первые ФОНы были открыты
в Московском (май 1919 г.) и Петроградском
(июнь 1919 г.) университетах. В Томске такой
факультет был создан в апреле 1920 г. В состав
ФОНов входило три отделения: 1) юридико-политическое,
2) экономическое, 3) историческое. На юридико-политическом
отделении должны были читаться курсы:
история права и государства, эволюция
политической и юридической мысли, публичное
право Советской Республики, социальное
право, криминальная социология и политика,
рабочее право и социальная политика,
история международных отношений и международное
право, социальная гигиена и санитария.
Переход к
нэпу непосредственным образом
затронул юридическое образование.
Возрождение рыночных отношений,
восстановление денежного обращения,
создание банковской сети, развитие
международных торговых связей
требовали стабильности законодательства
и регулирования новых экономических
отношений правовыми средствами,
а не методами революционного
насилия. Юридическое закрепление принципов
нэпа было достигнуто в советских кодексах,
в первую очередь в ГК РСФСР 1922 г., ЗК РСФСР
1922 г., УК РСФСР 1922 г. на утверждение социалистической
законности была направлена судебная
реформа 1922 г. С 1923 г. руководством Наркомпроса,
юридической общественностью поднимается
вопрос о нецелесообразности сохранения
юридической подготовки в рамках ФОНов.
После обсуждения
вопроса о судьбе высшего юридического
образования в ряде комиссий
при Наркомпросе и в Научно-политической
секции ГУСа был принят Декрет СНК РСФСР
от 8 августа 1924 г. «Об изменении сети высших
учебных заведений», который ликвидировал
факультеты общественных наук. Подготовка
юристов должна была вестись на отдельных
факультетах. В крупнейших университетах
страны – Московском и Ленинградском
– создавались факультеты советского
права. В Саратовском университете ФОН
реорганизовывался в факультет права
и хозяйства. Аналогичный факультет был
открыт в Иркутском университете. Таким
образом, в результате реорганизации число
учебных заведений, где готовили юристов,
вновь сократилось, и на территории РСФСР
осталось четыре таких вуза. В 1928 году
к ним добавился факультет советского
строительства и права Казанского университета.
Новшеством советского юридического
образования стало введение производственной
практики. Впервые она была апробирована
еще на ФОНе МГУ, а во второй половине
1920-х годов стала обязательной. Места для
прохождения студентами практики находили
сами факультеты, старясь учитывать специализацию.
Общая продолжительность практики достигала
5 месяцев и начиналась с 3-го курса. В ЛГУ,
в большей степени сохранившем преемственность
дореволюционной традиции подготовки
юристов, производственная практика студентов
долгое время отсутствовала. Руководство
факультета, планировавшее начать ее с
лета 1929 г., отмечало, что не удалось наладить
связь факультета с местными судебными
органами, которые не проявляли к его работе
должного интереса.
Оценивая систему юридического
образования, сложившуюся в конце
1920-х годов, нельзя не заметить ее неустойчивый
характер, полную зависимость от власти.
Отказ от политики нэпа, переход
к насилию и террору как
способу решения стоявших перед
страной задач ускоренной модернизации
не могли не отразиться на судьбе факультетов
права. Состояние и перспективы
юридического образования обсуждались
на специальном совещании, состоявшемся
в ноябре 1930 г., где присутствовали
ректоры вузов, руководители высшего
образования, ведущие юристы страны.
Выступивший со вступительным словом
Е.Б. Пашуканис отметил, что на правовых
факультетах наблюдается кризис,
«ликвидаторские настроения среди
студенчества», преобладают мнения,
что «право уже отмирает или даже
отмерло, что никакого права, юридического
образования не нужно». В основном
докладе «Вопрос о правовом образовании
в СССР», который зачитал Н.И. Челяпов,
повторялись те же идеи: «Слово «юрист»
мы должны уже ныне отбросить», вузы должны
готовить экономистов-правовиков, которые
смогут выполнять функции, стоящие на
рубеже между правом и экономикой. Другие
участники совещания в качестве недостатков
факультетов отмечали сохранение старых
учебных планов, отсутствие марксистских
преподавательских кадров, но в целом
высказались против дальнейшего сокращения
юридических вузов. В 1931 г. с реорганизации
факультетов правового профиля начался
новый этап в истории отечественного юридического
образования.
ВЫВОД:
- Процесс зарождения различных форм юридического образования в России проходил сложно и длился более 100 лет. Он развивался под влиянием насущных потребностей общества и способствовал становлению Российской империи. Особая роль принадлежала Петру I, который дал энергичный импульс процессу создания основ светского юридического образования, имевшего практическую направленность.
2. К концу XVIII века российская
система юридического образования включала
в себя следующие составные элементы:
деятельность юридического факультета
Московского университета (высшее звено),
преподавание различных правовых курсов
в учебных заведениях повышенного типа
(среднее звено), изучение основ юриспруденции
с будущими чиновниками в специальных
школах и непосредственно на службе в
государственных органах управления (низшее
звено).
3. На первом этапе своей
эволюции юридическое образование
России испытывало сильное зарубежное
влияние через приглашенных профессоров-иностранцев,
русских преподавателей, прошедших
подготовку в странах Европы,
а также нормативные акты и
учебные пособия по правовым
дисциплинам других государств.
Однако, со второй половины XVIII века российская
система юридического образования стала
постепенно освобождаться от иностранного
влияния. Благодаря напряженной учебно-научной
деятельности, прежде всего, профессоров
Московского университета, в этот период
были заложены прочные основы отечественной
системы юридического образования.