История как наука. Предмет и метод ее изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни). Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом

Файлы: 1 файл

История.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

Этот тип цивилизации в последующем  длительное время связан с христианством, как духовной основой, и Европой. Совсем недавно понятие цивилизации  имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Причем внимание обращали прежде всего на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве "наивысшего аргумента" в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее прежде всего на примере Европы. Задавленная христианским фанатизмом Европа развивалась так же, как застывший в религиозном экстазе Восток. Религия пронизывала все стороны жизни европейского средневекового общества: политическая организация базировалась на Боге и религии, семья являлась священным религиозным союзом, экономика контролировалась церковью, которая налагала запреты на многие формы экономической деятельности, культура носила исключительно религиозный характер. Весь образ жизни, нравы, обычаи, мышление средне, векового человека определялись христианской религией. Средневековая Европа — это особая цивилизация, отличная от греко-латинской и современной, близкая к восточному типу. Целые столетия текла бедная, однообразная жизнь. Яркий показатель однотипности развития Европы и других стран того времени — Крестовые походы. Это общество начало разрушаться в XII в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. В XIII—XVI вв шел активный процесс становления в Европе цивилизаций аналогичной греко-латинской. Первые признаки отделения общества от государства элементы правового государства появились уже в XIII в. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным» Великая хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности. Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV—XVI вв. позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима. Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новой или современной цивилизацией. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

— Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

— Настоящее. Человек является активно  действующим лицом в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

— Будущее. Оно лишь предстоит, оно  неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может  в ой мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

Западное общество проникнуто страстью к обновлению. Для этого типа цивилизация характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен.

Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн.

исторически сложившиеся, черты западной цивилизации:

    1. Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Труд рассматривается, как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто, как средство к жизни. От; сюда — высокая заинтересованность в результатах труда.
    2. Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д.
    3. Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.
    4. Наличие развитых, независимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и других между индивидуумами и ячейками общества — семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.
    5. Правовое демократическое государство.

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует  западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику, Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное — отсталая периферия.

 

Б) Восточный тип циклического развития возник в глубокой древности, черты сформулированы на пример стран Востока — прежде всего Индии, Китая, где он наша классическое выражение, его можно назвать восточным типом цивилизации. Общество, относящееся к подобному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делите на три ступени: прошлое, настоящее и будущее. Однако представление о времени имеет свои особенности. Время земное в котором живут люди, и время небесное, в котором обитают боги, текут как бы вместе, одновременно. Ментальность народов, относящихся к этому типу, обладает ярко выраженным своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер. Действительность воспринимается не только в реальности, через чувственный опыт (я это вижу, слышу, ощущаю), но и через призму веры в сверхъестественные силы, религиозной догматики. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движение к некоему высшему харизматическому, то есть божественному идеалу. Жизнь представляет собой как бы бесконечно разыгрываемый религиозный или космогонический спектакль, в котором участвуют и боги, и люди. Поскольку общество восточного типа было построено на принципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории к ним не применимы. Это страны, где нет рыночной экономики, нет социально-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала. Понятие частной собственности в по смысле отсутствовало. Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, то есть все связи в обществе замкнуты на властных структурах Горизонтальные, независимые от власти, связи (экономические, духовные, политические) между общинами отсутствуют. Все связи вертикально замкнуты на слой управляющей бюрократии, которая, в свою очередь, замкнута на единоличного правителя (монарха, президента и т.д). В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Их называют этатистскими, то есть государственными обществами. Государство связывало воедино общины, брало на себя функции управления обществом, распорядителя собственности, идеологические функции, контроль за духовной сферой. Тип государства — деспотия. Деспотия предполагает ничем не ограниченную бесконтрольную власть, не стесненную никакими формальными правилами или законами и опирающуюся непосредственно на силу. Государственная машина восточного деспотизма была обезличена. Большинство решений носили анонимный или коллегиальный характер. От чиновников требовалось только повиновение. Личная инициатива и ответственность исключались. В таких условиях не могли возникать политические партии, борьба идей. В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически можно изобразить в виде пружины, где каждый виток — это один цикл развития, шаг от одного витка к другому — поступательное движение. На примере истории Китая были выделены следующие стадии, которые в совокупности составляют один цикл развития:

1. Укрепление централизованной  власти в борьбе против децентрализации,  усиление государства.

2. Кризис власти, отступление перед  центробежными силами.

3. Упадок власти, ослабление государства.

4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы, и т.п.

Необходимо отметить особенности  массовых движений на Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина — произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших — ликвидировать возникшее нарушение (присвоение крестьянской земли богачами, гнет и поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не ведут общество вперед. Они лишь признак сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливается с небольшими изменениями. Этот тип цивилизации был довольно широко распространен в Азии, Африке, Америке.

 

 

 


Информация о работе История как наука. Предмет и метод ее изучения