Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:12, контрольная работа
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни). Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом
Этот тип цивилизации в
— Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.
— Настоящее. Человек является активно действующим лицом в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.
— Будущее. Оно лишь предстоит, оно
неизвестно, но человек своей активной
деятельностью в настоящем
Западное общество проникнуто страстью к обновлению. Для этого типа цивилизация характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен.
Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн.
исторически сложившиеся, черты западной цивилизации:
Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику, Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное — отсталая периферия.
Б) Восточный тип циклического развития возник в глубокой древности, черты сформулированы на пример стран Востока — прежде всего Индии, Китая, где он наша классическое выражение, его можно назвать восточным типом цивилизации. Общество, относящееся к подобному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делите на три ступени: прошлое, настоящее и будущее. Однако представление о времени имеет свои особенности. Время земное в котором живут люди, и время небесное, в котором обитают боги, текут как бы вместе, одновременно. Ментальность народов, относящихся к этому типу, обладает ярко выраженным своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер. Действительность воспринимается не только в реальности, через чувственный опыт (я это вижу, слышу, ощущаю), но и через призму веры в сверхъестественные силы, религиозной догматики. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движение к некоему высшему харизматическому, то есть божественному идеалу. Жизнь представляет собой как бы бесконечно разыгрываемый религиозный или космогонический спектакль, в котором участвуют и боги, и люди. Поскольку общество восточного типа было построено на принципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории к ним не применимы. Это страны, где нет рыночной экономики, нет социально-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала. Понятие частной собственности в по смысле отсутствовало. Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, то есть все связи в обществе замкнуты на властных структурах Горизонтальные, независимые от власти, связи (экономические, духовные, политические) между общинами отсутствуют. Все связи вертикально замкнуты на слой управляющей бюрократии, которая, в свою очередь, замкнута на единоличного правителя (монарха, президента и т.д). В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Их называют этатистскими, то есть государственными обществами. Государство связывало воедино общины, брало на себя функции управления обществом, распорядителя собственности, идеологические функции, контроль за духовной сферой. Тип государства — деспотия. Деспотия предполагает ничем не ограниченную бесконтрольную власть, не стесненную никакими формальными правилами или законами и опирающуюся непосредственно на силу. Государственная машина восточного деспотизма была обезличена. Большинство решений носили анонимный или коллегиальный характер. От чиновников требовалось только повиновение. Личная инициатива и ответственность исключались. В таких условиях не могли возникать политические партии, борьба идей. В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически можно изобразить в виде пружины, где каждый виток — это один цикл развития, шаг от одного витка к другому — поступательное движение. На примере истории Китая были выделены следующие стадии, которые в совокупности составляют один цикл развития:
1. Укрепление централизованной
власти в борьбе против
2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами.
3. Упадок власти, ослабление государства.
4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы, и т.п.
Необходимо отметить особенности массовых движений на Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина — произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших — ликвидировать возникшее нарушение (присвоение крестьянской земли богачами, гнет и поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не ведут общество вперед. Они лишь признак сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливается с небольшими изменениями. Этот тип цивилизации был довольно широко распространен в Азии, Африке, Америке.
Информация о работе История как наука. Предмет и метод ее изучения