Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 04:52, контрольная работа
Слово история заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась. В настоящее время термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Кроме того, сегодня в мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных.
Введение 3 стр.
1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники. 4 стр.
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества. 7 стр.
3. Российские исторические школы и их представители. 10 стр.
Заключение 15 стр.
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Читинский институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
«ИСТОРИЯ КАК НАУКА.
РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ»
Выполнила: |
студентка ЗО |
Ананенко Ольга Юрьевна | |
______________________________ | |
(подпись) | |
Адрес: 674130, Забайкальский край, | |
Тунгокоченский район, | |
с. Усугли, пер. Школьный, 1А | |
Проверил: |
______________________________ |
Дата защиты «__» __________2010 г. | |
Чита 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 стр.
|
1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники. |
4 стр.
|
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества. |
7 стр.
|
3. Российские исторические школы и их представители. |
10 стр.
|
Заключение |
15 стр. |
Введение
Слово история заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась. В настоящее время термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Кроме того, сегодня в мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных. Определение предмета истории вязано с мировоззрением историка, его философическими взглядами. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек.
Известный французский
историк Марк Блок определил историю
как «науку о людях во времени»,
причем на первый план выдвигал духовную
сторону деятельности человека, считая, что предмет истории «в точном и последнем
смысле – сознание людей»1. Серьезные
расхождения между учеными различных
концепций, касаются не только определения
предмета истории, но и объяснения исторического
процесса. В марксисткой историко-материалистической
концепции конечной причиной и решающей
движущее силой всех важнейших исторических
событий, процессов считается труд, производство,
способ производства. Наряду с этим признается
и особенное в историческом процессе –
исторические условия (классовая борьба,
взаимоотношения с другими странами, географические
и другие особенности), а также единичное
– деятельность исторических личностей.
Среди западных концепций широкое распространение
получила плюралистическая ______________________________
1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники.
Историческая наука (история) может рассматриваться:
- как форма общественного сознания;
- как социальный институт.
С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.
Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.
При рассмотрении исторической
науки как социального
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое. На первом этапе познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.1
Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы специально исторического исследования, так и методы общенаучного исторического исследования. Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.
______________________________
К социально-историческим методам относятся:
- условно – документоведческий
и грамматически-
- методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие документы, реконструировать недостающие события.
- историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.
К методам общеисторического научного исследования относятся:
- историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин, каких либо фактов, событий, явлений.
- проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.
Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:
- историко-сравнительный метод позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии различных событий, явлений, структур.
- историко-типологический
метод позволяет упорядочить
предметы изучения по
- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений.
- структурно-диахронный
метод направлен на изучение
разновременных исторических
Историческим источником называется всякий памятник прошлого, отражающий те или иные стороны истории человеческого общества.
Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.1
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждая группа занимает свое постоянное место в системе. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.
Все исторические источники можно разделить на шесть групп:
______________________________
1. Павленко Н.И. «Историческая наука в прошлом и настоящем»// История СССР – 1991 г. № 4;
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества.
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание – это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.1
Каждая национальная социальная общность
обладает определенным кругом исторических
представлений о своем
______________________________
2. Гумилёв Л.Н «Древняя Русь и Великая степь» - М.: 1989 г.
Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условии развития. Именно по этому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.
Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня:
- Первый (низший) уровень
исторического сознания
- Второй уровень может
формироваться под влиянием
- Третья ступень исторического
сознания формируется на
- На четвертой (высшей)
ступени формирование
Информация о работе История как наука. Российские исторические школы