Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:29, реферат
В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее наставница жизни.
Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.
В переводе с греческого
языка «история» – «рассказ
о прошлом». Это рассказ о том,
что произошло с людьми, народами,
государствами, человечеством.
Историки не просто собирают факты (с лат. – «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.
Сравнительно-сопоставительный,
хронологический, проблемный, статистический
метод, метод периодизации и
другие методы позволяют
История занимает важное
место в группе гуманитарных
и социальных наук, так как
предоставляет огромный
Во второй половине XX
в. наряду с изучением
История России –
неотъемлемая часть всемирной
истории. Всемирная история и
история России соотносятся
Рассмотрим общую
К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.
Древневосточные цивилизации
возникли независимо друг от
друга. Они создали первые
Основой традиционной
Основой экономики
Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.
Политическую и культурную
жизнь организуют традиции и
обычаи. Верховная власть связана
с владением землей и носит
личностный характер. В результате
этого складывается
В ряде стран Древнего
Востока население делилось на
касты, отличавшиеся от
Страны Древнего Востока
почти не знали социальных
смут, это отчасти объяснялось
тем, что отсутствовали
Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно.
Перейдем к рассмотрению Античн
К античной цивилизации
принято относить историю и
культуру Древней Греции и
Древнего Рима. Эта цивилизация
базировалась на качественно
иных основаниях и в
Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути.
Античная цивилизация многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.
Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.
В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды:
· гомеровский (XI-IX вв. до н.э.);
· архаический (VIII-VI вв. до н.э.);
· классический (V-IV вв. до н.э.);
· эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.).
История Древнего Рима делится всего на три основных этапа:
· ранний, или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.);
· римская республика (V-I вв. до н.э.);
· римская империя (I-V вв. н.э.).
Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта.
Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам.
У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития.
Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.
Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.
Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.
На основе всего выше написанного, можно сделать сравнительную характеристику двух цивилизаций в виде таблицы.
цивилизация античный древневосточной общество
Древняя Индия |
Древняя Греция |
||
Занятия |
Земледелие, торговля, оседлое скотоводство, ремесло (ткацкое самое главное) |
Мореплавание, ремесло, торговля, рыбная ловля, разведение мелкого рогатого скота, виноделие, выращивание оливок, в плодородных долинах - земледелие. |
|
Религия |
Индуизм, буддизм. |
Многобожие |
|
Социальный строй |
Кастовое деление |
Классовое деление |
|
Форма государственного устройства |
Деспотичная монархия |
Аристократия (Афины), Олигархия (Спарта), ранняя демократия |
|
Культура |
Появление цифр (0,1,2,3…). В архитектуре: строительство храмов, рельефы и резьба. Развито литературное искусство - мифы, гимны, басни, поэмы («Махабхарта», «Рамаяна») |
Развита скульптура (деревянный каркас, золотые пластины и пластины из слоновой кости, мрамор, камень. Скульптуры показывали красоту человеческого тела, чувства, движения), архитектура (строение храмов с двухскатной крышей и колоннадой). Основные памятники архитектуры: Парфенон, храм Ники Аптерос. Так же развито театральное искусство. |
На основании таблицы можно сделать вывод о том, что античные страны были более развиты в отличие от стран Древнего Востока.
В заключении следует сказать, что традиционные цивилизации представляют собой первоначальную форму общественной жизни, связанной с преодолением варварства.