История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса.

Файлы: 1 файл

1_kurs_Istoria-1.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

   Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

   Особенностями складывания  древнерусского государства были:

Во-первых, значительное влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации. (В России имеется мощная школа  византоведения).

Во-вторых, с момента возникновения  государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.

В-третьих, на развитие страны оказывали  влияние различные религии, но в  качестве государственной было выбрано  христианство.

   Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

 

 

  1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Проблема централизации.

   Начало 5 веке крушение Западной Римской империи, падение Рима 410 г, свержение Ромула Августина посл. римский император — 476 г., по поводу конца — различные точки зрения:

1. Падение Константинополя 1453,

2. открытие Америки 1492 и Великие  географические открытия,

3. образование централизованных  государств конец 15 в. Эпоха Средневековья впервые четко обозначила границы и различия между Западом и Востоком.

4. Особенности социально-политического  и экономического развития Древнерусского  государства.

Образование государства у восточных  славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и  социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды  наиболее зажиточной части. Родоплеменная  знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности  представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

 

 

  1. Монгольская держава и её влияние на мировое развитие.

   В начале XIII в. в Центральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую мощную державу. Монгольское раннефеодальное государство было создано Темучином, который в 1206 г. был провозглашен Чингисханом (Великим ханом).

   На основе кочевой государственности,  которая просуществовала уже  1,5 тыс. лет со времен скифов  и гуннов и имела устоявшиеся  формы, Чингисхан создал могучую  военно-административную систему.  Население делилось на сотни,  тысячи, десятки тысяч (тьмы), выставлявшие  соответствующее число воинов. Военачальники  были одновременно управителями. Главой государств являлся каган  (хан), поставленный властвовать  волею Неба. При нем был совет,  состоявший из ближайших родственников и знати, а также гвардия. Чиновники ведали ханской ставкой (ордой), казной, распределением пастбищ, сбором налогов (дани), исполняли полицейские функции. Для решения наиболее важных дел представители знати и местные правители собирались на съезд (курултай).

   Чингисхан начинал свои  войны всего лишь с 13 тыс.  воинов. К концу его жизни монголы  подчинили себе 720 народов. В армии  царила суровая дисциплина. Осадную  технику для штурма городов  (стенобитные и метательные орудия) монголы заимствовали у покоренных  китайцев. Монгольская армия побеждала  не только благодаря своей  численности, которая оценивается  в 150–250 тыс. человек. Народ  численностью около миллиона  человек благодаря организации  и энергии подчинил себе территории  с населением в 100 млн. человек.

   В 1207–1215 гг. монголо-татарами  были захвачены Сибирь и Северо-Западный  Китай, в 1219 г. они вторглись  в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Закавказье. Были завоеваны Корея,  Северная Индия, Ближний Восток. К концу жизни Чингисхана в  его империю входили кроме  собственно Монголии Северный  Китай, Восточный Туркменистан, Средняя  Азия, степи от Иртыша до Волги,  большая часть Ирана и Кавказа.  Возникла огромная монгольская  империя. В 2000 г., согласно опросам,  Чингисхан был назван «человеком  второго тысячелетия», оказавшим  самое большое влияние на ход  мирового развития.

   После смерти Чингисхана (в 1227 г.) его завоевательную политику  продолжили наследники. По желанию  Чингисхана его преемником стал  Угэдэй (правил в 1229–1241 гг.). Внук Чингисхана Хулагу-хан основал в Иране и Закавказье государство Хулагидов. Другой внук Чингисхана Хубилай в 1271 г. основал в Китае монгольскую династию Юань. В 1279 г. он завершил завоевание Китая и перенес столицу монгольской империи из Каракорума в Чжунду (современный Пекин).

   Вскоре между потомками  Чингисхана началась обычная  борьба амбиций. Многочисленные  народы, изнывая под бременем  монгольского ига, постоянно восставали. В 60-х г. XIII в. от империи фактически  отделились Золотая Орда и  государство Хулагидов. В 1368 г. пало монгольское господство в Китае. В истории Монгольского государства начался период феодальной раздробленности.

 

  1. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. Роль Московского княжества. Иван III.

  

 

  1. Эпоха Возрождения в Европе.

      Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV-XVI века. Конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. — расцвет. Возрождение — борьба светского и церковного миропонимания. Раскол католической церкви Реформация — 1517 г.. Возрождение возникло в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений, стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. знания, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое лат. studia humaniora, противопоставлялись схоластическому изучению божественного studia divina. Отсюда их наименование — гуманисты от лат. homo — человек, humanus — человеческий, а нового мировоззрения — гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли.

   Были подвергнуты критическому  пересмотру сковывавшие свободное  развитие мысли авторитеты, традиции  и догмы, на которые опиралась  средневековая мораль; провозглашено  право на свободу научного  исследования. Возникли светская  наука, литература и искусство.  С разрушением старых феодально-религиозных  представлений и с созданием  новой системы ценностей, соответствовавшей  зарождавшейся буржуазной эпохе,  был связан и антропоцентризм  нового мировоззрения. Центром  мироздания был объявлен человек,  Человек, его переживания, его  внутренний мир, его земная  жизнь становятся главными темами  литературы и искусства. В противовес  феодально-церковному аскетизму,  проповеди пассивности, новая  гуманистическая этика превозносила  право на естественные, данные  природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической,  свободной, всесторонне развитой  универсальной творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление  о безграничных возможностях  человека, его воли и разума, героический  энтузиазм Дж. Бруно, гармоничность  и цельность мироощущения органически  присущи гуманистическому мировоззрению  в его наиболее классическом  выражении, особенно в Италии.

Возрождение — античности. Но культура Возрождение не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых исторических условий. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение середина 15 в. и распространение в странах Европы книгопечатания. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование было доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.

Это также период формирования наций, так как именно в это время  королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Из объединений, являвшихся государствами  только в географическом отношении, формируются крупные монархии, основанные на общности исторической судьбы, на национальностях. Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих  географических открытий, в это время  были заложены основы современной науки, в частности естествознания с  его основополагающими открытиями и изобретениями. Высокого уровня достигла литература.

   Периоды: Проторенессанс 2-ая  половина 13 века — начало 14 века  -тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения, Раннее Возрождение середина 14 — начало 15 века — художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Высокое Возрождение первые 20 лет 15 века — время самого пышного развития его стиля, Позднее Возрождение середина 15 — 30-ые — 90-ые годы 16 века — Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Северное Возрождение — Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть Северное Возрождение.

 

   Фортунатов стр. 120

 

 

  1. Великие географические открытия и начало нового времени в Западной Европе.

   16-17 вв — время смены эпох. Развитие торговых связей, географические открытия, расцвет культуры Возрождения, Реформация = процессы политического, социально-экономического и духовного обновления европейских государств. Начало 16 века изобретены компас, подзорная труба, кормовой руль, хронометр, каравелла торговые суда средней величины = успешные плавания по морям и океанам. Пальма первенства у Португалии: к 15 веку имела свой флот, искала торговые пути в Индию, минуя Средиземное море, новые торговые пути искала и Испания. Открытия Колумба 1492 году в поисках торгового пути в Азию испанские монархи одобрили его план отправиться на запад через Атлантический океан в поисках Индий, Васко да Гама 1498 — достигнул Индии, обогнув Африку и открыл прямой путь в Азию, Магеллан1519-1522 первая кругосветка, Магеллан не дожил до конца, конкистадорыамериканский континент, острова юга Тихого оекана, открытие Австралии 1606, Новую Зеландию 1642, Гавайские 1778, русские 1580- 1640 сибирь. Осуществив великие географические открытия, Западная Европа получила превосходство на целые столетия, оживилась торговля, новые рынки сбыта, а в открытых европейцами землях оказалось огромное количество драгоценных металлов, дешевой рабочей силы и других природных богатств=колонизация, создание и подъем колониальных империй. Культурный обмен между цивилизациями, глобализация в экологии, сх. Торговля стала приобретать мировой характер, ускорились процессы первоначального накопления капитала в европейских странах. ВГО — переход от средневековья к Новому времени+Возрождение и подъем Европы.

Информация о работе История как наука