История Караханиды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана.

Файлы: 1 файл

история караханиды.docx

— 52.06 Кб (Скачать файл)

18. Казахстан в годы монгольского  нашествия и его последствия.

        В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.     

В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн.     

Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка. Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому.         

В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра.      

Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.     

Отряды Жоши, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 г. подошли к Сыганаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Джент. В Дженте монголы оставались до самой зимы, пока продолжалось завоевание Мавераннахра.      

В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.      

Завершение завоевания. Образование  улусов. В 1227 г. поход в Дешт-и-Кыпчак был возобновлен, 30-тысячный отряд под командованием Субедея взял город Саксин в низовьях Едиля, разгромил булгарские заставы на Жаике. В 1229 г. монгольские силы возглавил сын Жоши Бату, завершивший к 1232 г. завоевание кыпчакских земель к востоку от Едиля. Для дальнейших походов на границах с Булгаром было сосредоточено 50-тысячное войско, включившее в себя силы всей монгольской империи и отряды союзников. В 1236 г. поход был возобновлен, в результате в состав монгольского государства вошли булгары, Русь, кыпчакские владения к западу от Едиля. Весной 1241 г. отряды Бату вторглись на территорию Венгрии и Польши. Разбив европейские армии, монголы вышли к Адриатическому морю. Однако, получив известие о смерти Великого хана Угедея, большинство монгольских военачальников с отрядами вернулись в Монголию, чтобы принять участие в выборах нового хана. Бату, не рискнув продолжить поход с небольшим войском, вернулся в кыпчакские степи.     

Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию.     

Одновременно с разделением  завоеванной территории Чингисхан  распределил свою армию. Войско его  в это время по приблизительным  данным насчитывало 129 тыс. человек, из них 101 тысяча была передана Тули, другим сыновьям - по четыре тысячи, остальные 16 тыс. были распределены между родственниками.      

Владения Жоши, которые наследовал его сын Бату, получили название Улуг Улуса - "Великого Улуса"

   19. Казахские бии: Толе бий, Казбек бий, Айтеке бий. Идеология средневекового общества в конце XVII- нач. XVIII вв.

   Толе би произошёл из дулатовского рода уйсин, в семье Алибек би отец которого Кудайберды би участвовал в походах Есим хана, в частности в сражении « Катаган кыргыны» (1627—1628 годы), против восставшего хана Турсуна, правившего Ташкентом. Толе родился в урочище Жайсан в Шуйском районе1663 году. Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би с Абылаем — мальчиком-подпаском в старом овчинном тулупе, которого Толе назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком. Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая. Мудрость и находчивость Толе би были ещё при жизни признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у ее автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. В своих произведениях Толе би признавали и считали опорой для ханов Сыныр жырау, Жиренши которые отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей. Толе би является одним из соавторов свода законов Тауке-хана «Жеты Жаргы» вместе с Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз). После «лет великого бедствия» (каз. Ақтабан шұбырынды) авторитет Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет».В 1733 году Толе би был одним из инициаторов послания к российской императрице Анне Иоанновне о принятии Старшим жузом российского подданства. Старший жуз вошёл в подданство России 10 июня 1734 года, но это было только на бумаге, поэтому Толе би в августе 1749 года написал личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправил для ведения переговоров с губернатором И. И. Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса.После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет — c 1743 по 1749 годы.

      По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места от известий о наступлений джунгаров (калмыков), один Толе не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий). Он скончался в 1756 году в Акбурхан-орде, на территории современного Ленгерского района Южно-Казахстанской области. Похоронен в Ташкенте в мавзолее Карлыгаш бия.

   Родился он на  берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), детские и юношеские годы провел в Каратау и Улытау, принадлежал к Среднему жузу, к роду Каракесек племени Аргын. Отец Келдибек, дед Шаншар. Имя Шаншара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии — Сулеймен издалека прикочевал к Шаншару, которого за начитанность, мудрость прозвали Абыл. Казыбек би активно участвовал в делах государственного правления во времена ханов Тауке, Самеке, Абильмамбета, Абылая, способствовал действенности внутренней и внешней политики казахских ханов. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей. Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных «Жетi жаргы» (Семь устоев). В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к джунгарскому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на Средний жуз и два года провел в зиндане. Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами. Умер Казбек би в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Яссави.

   Айтеке-би {подлинное имя Айтык) Байбек-улы. Сведения о его биография скудны, неизвестны место и дата рождения. Предполагают, что он родился где-то возле Бухары, дата рождения и смерть приблизительно 1666-1722 гг. Но известно его решающее участие в совещанием по поводу объединения трех жузов. И домашнее и школьное (медресе в Бухаре) воспитание и образование он прошел при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей. В 20 лет Айтеке-би был известным бием, в 30 лет стал старшим бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке. Айтеке-би - один из главных авторов "Жеты-жарги" способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом "справедливого наказания" и "откупа", дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами. Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражения нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название "великого", "благословенного", поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке-би связываете умением "рассечь конский волос строго посередине".

 

 

 

25. Кимакский каганат (IX- нач. ХI вв.) и Кыпчакское ханство (ХI-1219 г.) Политическая история государства.

      Кимекский каганат (893 - нач. ХI в.) Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо. Синологи (синология- комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Китая) отождествляют яньмо с племенем йемек (имек), которое является фронетической разновидностью имени кимек.

      Глава кимекских племен стал носить титул «байгу» (ябгу), который носила правящая верхушка карлуков, огузов и др.

      Таким образом,  конфедерация кимекских племен не была образованием  основанным на кровнородственных связях, а представляла собой полиэтничное образование, базировавшееся на принципах территориально-административных отношений. Племена были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества.

      Первое упомининае о государоственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IХ-нач. Х вв. Они отмечают, что могущество кимекского правителя было значительным.  Ко времени сложения у кимеков каганата их царь стал носить высший тюркский титул – каган (хакан).  «Хакан-главный царь тюрков. Хакан – это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому, как персы говорят «шаханшах»,- констатитует среднеазиатский ученый Х в. ал-Хорезми. Титул каган стоял на две ступени выше, чем титул ябгу.

      Таким образом,  по мере социального и политического  развития кимакского общества от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав, от низшей ступени к высшей, от шад-тутука и ябгу до кагана.

      В сравнительном  плане для знати древних тюрок   была характерна следующая градация: шад, ябгу, (улуг шад), кичиг каган, улуг каган.

      Каган кимеков обладал реальной властью, в пределах своего государства он назначал управителей, которые были представителями племенной знати. Власть передавалась по наследству и не только для каганской семьи и для ханского рода, но и у племенной знати. Управители были в тоже время и военными вождями, за службу получая от кагана уделы и выставляя по надобности определенное количество войска. Этническая среда в этих уделах, скорее всего, состояла из  представителей одного и того же рода.

      Управители-вожди,  стоявшие во главе крупных  племенных объединений, стремились  укрепить индивидуальные кочевые  хозяйства и упрочить свой  политический вес.  Некоторые  из них превращались в полунезависимых  ханов, стремившихся при благоприятных  условиях к захвату верховной  власти в государстве.

Информация о работе История Караханиды