История Казачества их быт, обычаи, нравы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Актуальность. Во-первых, в настоящее время принят закон о государственной службе казачества, в соответствии с которым казачьи организации получили возможность координации деятельности на федеральном уровне, право на несение государственной службы, в том числе военной, таможенной, природоохранительной, что обуславливает интерес к прошлому российского казачества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этимология понятий «казаки», «казачество»………..……..……...5
1.1. Происхождение слова «казак»…………………………………….……..5
1.2.Понятие «казачество»…………………………………………...................5
Глава 2. Традиции и обычаи казаков ………………………………….……..9
2.1. Бытовые обычаи и традиции…………………………………..................9
2.2. Нравственные устои казаков…………………………………................11
2.3.Православные традиции казачества…………………………………….14
Глава 3. Военные походы ……………………………………………………19
3.1. Казачьи восстания………………………………………………..............19
3.2. Казаки в Гражданскую войну……………………………………………21
3.3 Казаки и Советская власть………………………………………..............22
3.4. Наше время……………………………………………………………….24
Глава 4. Знаменитые личности .......................................................................25
4.1. Атласов Владимир Васильевич…………………………………………25
4.2. Дежнев Семен Иванович………………………………………………...26
4.3. Ермак Тимофеевич……………………………………………………….27
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

1365765445.docx

— 74.72 Кб (Скачать файл)

Тогда, надевший чужую одежду, мог «попасть в чужую волю», то есть стал бы действовать вопреки  собственному пониманию добра и  зла, и собственному здравому смыслу. Именно это вызывало у казака «смертный  страх» — то есть страх, от которого он мог в самом деле умереть  или сойти с ума. Ведь это означало потерю воли.

Потеря воли для казака была страшнее всего. И это не заточение  в темницу, не исполнение какого-то тяжкого обета или приказа, а  страх что-то делать помимо своего желания, своего понимания, своей собственной  воли.

 

 

 

                                       2.2. Нравственные устои казаков

Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной  стороны, это объясняется тем, что  казаки, глядя постоянно в глаза  смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они часто размышляли о вечном, их духовная жизнь была неотъемлемой частью быта, обычаев.

Поэтому 10 Христовых заповедей  составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской  честью, помогай бедным, не обижай сирот  и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Обычай уважения и почитания  старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении  старика все должны были встать –  казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы  – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. 

Уважительное отношение  к женщине - матери, жене, сестре обуславливало  понятие чести.  В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении  ее правами мужчины не было необходимости. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей.  Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.  

Казаки ценили семейную жизнь  и к женатым относились с большим  уважением, и только постоянные военные  походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники  смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили  все, и когда у него появлялся  первый зубок, все непременно приходили  смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях  воинов не было конца. Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества  и лицемерия, клятвы соблюдали свято  и данному слову верили, чтили  праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо.

Безмерное уважение к гостю  обуславливалось тем, что гость  считался посланцем Божьим. Самым  дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в  приюте, отдыхе и опеке.  Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

    

Важное место в формировании сословной ментальности играли различные  особые знаки внимания, оказываемы казачеству со стороны монаршей семьи. В рескрипте Николая II от 19 июня 1896 г. в связи с 200- летием ...Ярким  проявлением казачьей воинской и  сословной ментальности было глубоко  уважительное отношение к старикам - носителям мудрости в том числе  воинской, их высокий статус в семье. Большое значение воинского начала в ментальности кубанских казаков  проявлялось в изменении отношения  к невестке в семье, родившей мальчика – будущего воина, казака. Особое привилегированное  положение создавало предпосылки  для формирования устойчивой установки  на "исключительность" социального  положения казака, что проявлялось  в пренебрежительном отношении  в казачьих семьях к невесткам-иногородним.Вместе с тем, в западных станицах Кубани, казачья ментальность, имевшая в  основе свободолюбие и некоторое  влияние демократичного строя украинской семьи создавала условия для  возникновения более свободных  внутрисемейных взаимоотношений.Важнейшей  особенностью ментальности кубанского казачество было традиционное половозрастное разделение труда в казачьих семьях. Основное положение этого разделения выражалось кубанской пословицей: "Без хозяина двор, без хозяйки хата плаче". Хозяин считался главой внешнего, "надворного" хозяйства, жена – внутреннего "хатного". 

2.3. Православные традиции казачества.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный  приход. У казаков особое отношение  к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». В час смертельной  опасности понимание того, что  жизнь дана Богом, и только Бог  может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным. Верная поговорка: «В бою атеистов не бывает».

Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это  и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно  каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы исходящими от воды и степи. Веру рассматривали, как совершенное духовное состояние, стоящее выше сознания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо  вера есть, либо ее нет!».

Великую силу Православия  в полной мере осознавал первый устроитель Руси после татарского нашествия  Святой Благоверный князь Александр  Невский. Именно он обеспечил духовную связь казачества и русского государства. Поднепровский Переславль был почти  стёрт с лица земли, и в 1261г. Александр  Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция Переславского  епископа была перенесена в столицу  Орды-Сарай, возникла Сарайско-Подонская  епархия. Из самого названия видно, что  значительная часть паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция которого в 1299 г. была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву. Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром русских земель.

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью было связано  и рождение, и крещение и венчание и погребение. Весь хозяйственный  год был связан с церковным  календарем - после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали  виноград и т.п.

Раньше у каждого казачьего  войска был свой Святой-покровитель, его день отвечают как главный  войсковой праздник. У донских  казаков – Святой пророк Осия (17 октября по старому стилю); у оренбургских казаков – Святой великомученик  Георгий Победоносец (23 апреля); у  терских казаков – Святой  Варфоломей (25 августа); у сибирских  и семиреченских казаков –  Святой Николай Чудотворец (6 декабря); у уральских (яицких) казаков –  Святой Михаил Архангел  (5 ноября); у  забайкальских, амурских и уссурийских  казаков – Преподобный Алексей, человек Божий (17 марта); у кубанских  казаков – Святой Великий князь  Александр Невский (30 августа); у  астраханских войсковой праздник приходится на 19 августа (старый стиль) в день иконы  Донской Божьей матери. Общеказачьим празником считается день Покрова  Пресвятой Богородицы, который отмечают казаки 14 октября (новый стиль).)

Русская Православная Церковь  вместе со всеми казаками отмечают память Святого апостола Андрея Первозванного 30 ноября (13 декабря по н. с.) «Пустынныя Скифии не убоявся, во глубину полунолщныя  страны простерл еси апостольская странствия твои, Первозванне! Святой апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас, казаках!» 

Со времен Азовской Руси (Тмутаракани) казаки окончательно стали  «русьскими» (русскими, православными), то есть казаки вошли составной частью в русскую нацию, как вошли  в нее различные племена и  этносы – малоросы, белорусы, поморы, сибиряки и все те, кто признавал  духовную власть русской православной церкви, сначала Киевской, затем  Владимиро-Суздальской, еще позже  Московской.

В Тмутаракани появился символ – «казак как вооруженный страж  передовой линии», былинные богатыри-казаки, зорко охраняющие границы древней  Руси. Недаром Святого преподобного Илью Муромца в песнях и сказаниях  называют «старым матерым черкасским казаком», воплощающий народный идеал  героя-воина и народного заступника. Он причислен к лику святых и канонизирован  как «преподобный Илия Муромец», его  память по церковному календарю — 19 декабря (1 января по н.с.) 

Новое испытание православным казакам пришло в XIII веке: татаро-монгольская  Золотая Орда завоевала и поставила  на колени всю Русь. В начале нашествия  Орды Великому князю Александру Невскому удалось сохранить на Руси христианство, которую позже не поколебала исламизация  Орды. Стараниями Александра Невскому в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена Сарайско-Подонская  епархия Русской Православной Церкви. До того, как хан Узбек в середине XIV века ввел ислам как официальную  религию Золотой орды, Сарайско-Подонская  епархия подчинялась митрополиту  Всея Руси, резиденция которого находилась сначала в Киеве, потом во Владимире (на Клязьме).

Позже епархия была переведена в Москву, где ей выделили Крутицкое  подворье при храме Святых Петра  и Павла, и епархия стала называться Крутицкой. День Святого благоверного Великого князя Александра Невского отмечается 30 августа (12 сентября по н.с.). В этот день в 1721 году решением Петра  Первого мощи Святого Александра Невского были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры  в Петербурге.

Патриарх Московский и  Всея Руси Кирилл объявил День иконы  Донской Божьей Матери 19 августа (1 сентября по н.с.) главным Праздником православного  казачества. По преданию икона Донской  Божьей Матери была преподнесена православными  казаками-бродниками Московскому князю  Дмитрию Ивановичу (в последствие  названному «Донским») перед Куликовской  битвой. Казаки принесли князю Дмитрию  икону Пресвятой Богородицы, она  была утверждена на древне как хоругвь. В день славной Куликовской битвы, икону носили среди православных воинов для одобрения и помощи.

День Покрова Пресвятой  Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.) отмечается как главный общеказачий  праздник. В Ростовской области уже  в наши дни День Покрова Божьей матери объявлен выходным. Именно в  этот день молодые казаки принимали  присягу на верность Отечеству. Эта  знаменательная дата связана с городом  Азовом на Дону – символом казачьей воинской славы. В 1637 году казаки взяли  штурмом эту хорошо укрепленную  крепость и выгнали из города всех турок. Пять лет Азов был главным  казачьим станом, пять лет казаки ждали  помощи от Москвы, но так и не дождались. Мир с турецким султаном и его  главным вассалом – крымским ханом  тогда был Москве дороже приобретенного казаками Азова. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под  стены Азова 240 тысяч своих воинов. Им противостояло всего 6 тысяч казаков, включая 800 их жен и дочерей. Осада  длилась несколько месяцев и  получила историческое название «Азовское  сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, то они  причастились, попрощались друг с  другом и пошли на последнюю вылазку  из крепости, чтобы победить или  достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки  сняли осаду и покинули предместья Азова. Это чудо приписывают явлению  Пресвятой Богородицы, которая покрыла  своим платком весь город и  скрыла его от неверных. Крайне изможденные  и перераненные казаки не имели больше сил удерживать город. Они отошли в свою прежнюю казачью столицу Черкасск. Туда привезли из Азова колокола с православных храмов, священные книги и древнюю христианскую реликвию – икону Иоанна Предтечи (Крестителя), особо почитаемую казаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Военные походы

3.1 Казачьи восстания.

Восстание Барабаша и Пушкаря. Восстание Левобережной Украины эпохи гражданской войны 1657—1658 годов против пропольского гетмана Ивана Выговского. 27 августа 1657 года гетманом Войска Запорожского был выбран Иван Выговский. Это событие сразу раскололо казачество.

Восстание Богуна 1659 год.  Народное восстание на Правобережной Украине против гетмана Ивана Выговского, возглавленное казацким полковником Иваном Богуном. Вспыхнуло в связи с подписанием Выговским в марте 1658 года Гадячского договора с Речью Посполитой. В 1659 году объединённые силы русского войска Григория Ромодановского и казацких полков Ивана Богуна, Ивана Беспалого и запорожцев Ивана Серко разгромили под Лубнами и Лохвицей войско во главе с Выговским. После поражения Выговский начал переговоры о принятии Украины в подданство Турции и обратился за помощью ккрымским татарам. Иван Богун и Иван Серко разбили татар и двинулись на гетманскую столицу Чигирин. Выговский бежал на территорию, находящуюся под польским контролем, где был впоследствии расстрелян (17 марта 1664 года в с. Рокитное Киевского воеводства).

Информация о работе История Казачества их быт, обычаи, нравы