История Казачества их быт, обычаи, нравы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Актуальность. Во-первых, в настоящее время принят закон о государственной службе казачества, в соответствии с которым казачьи организации получили возможность координации деятельности на федеральном уровне, право на несение государственной службы, в том числе военной, таможенной, природоохранительной, что обуславливает интерес к прошлому российского казачества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этимология понятий «казаки», «казачество»………..……..……...5
1.1. Происхождение слова «казак»…………………………………….……..5
1.2.Понятие «казачество»…………………………………………...................5
Глава 2. Традиции и обычаи казаков ………………………………….……..9
2.1. Бытовые обычаи и традиции…………………………………..................9
2.2. Нравственные устои казаков…………………………………................11
2.3.Православные традиции казачества…………………………………….14
Глава 3. Военные походы ……………………………………………………19
3.1. Казачьи восстания………………………………………………..............19
3.2. Казаки в Гражданскую войну……………………………………………21
3.3 Казаки и Советская власть………………………………………..............22
3.4. Наше время……………………………………………………………….24
Глава 4. Знаменитые личности .......................................................................25
4.1. Атласов Владимир Васильевич…………………………………………25
4.2. Дежнев Семен Иванович………………………………………………...26
4.3. Ермак Тимофеевич……………………………………………………….27
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

1365765445.docx

— 74.72 Кб (Скачать файл)

Иван Грозный принял его  очень ласково, богато одарил казаков  и в подкрепление им отправил князя  Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли  к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд  не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и  Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк  был осажден в своем стане  татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.

6 августа 1585 года погиб  и сам Ермак Тимофеевич. Он  шёл с небольшим отрядом в  50 человек по Иртышу. Во время  ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был  выступить обратно на Русь. После  двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год  вернуться туда с новым отрядом  царских войск. По легенде тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук»[8]. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения.

Недавно появилась версия, что захоронение Ермака находится  в Миякинском районе Республики Башкортостан.

Подаренный Ермаку царем  Иваном панцирь с мишенями (бляшками), принадлежавший воеводе Петру Ивановичу  Шуйскому, убитому в 1564 году гетманом Радзивиллом в битве при Чашниках, сначала попал к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году был отбит русскими казаками у «воровской самояди» —  восставших селькупов. В 1915 году при  раскопках сибирской столицы  Кашлыка были найдены точно такие  же бляшки с двуглавыми орлами, что  были на панцире Шуйского, которые  мог обронить там сам Ермак.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В быту большой казачьей семьи имели распространение  домостроевские патриархальные нравы, которые укреплялись сословной  обособленностью казачества. Эти  факторы самым непосредственным образом связаны с формированием  сословной ментальности казачества. Развивалась установка сознания: семья – хозяйство – служба – женщина. Отсюда – высокая роль и значение женщины-казачки в  семье. Для казака – воина, главы  семьи, хозяина быть в положении  неимущего и не решающего ничего члена семьи было унизительно.

Ярким проявлением казачьей воинской и сословной ментальности было глубоко уважительное отношение  к старикам - носителям мудрости, в том числе воинской, их высокий  статус в семье. Особое привилегированное  положение создавало предпосылки  для формирования устойчивой установки  на "исключительность" социального  положения казака.

 Казачество является  хранителем самых высоких духовных  и нравственных ценностей. Оно  имеет высокую идею в форме  Святая Русь или Мать – Сыра  Земля и необходимо сохранить  эту константу, трансформировать  через века в современность.

Казак не может считать  себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. В основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей  к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому  и прощай обидчиков, заботься о детях  своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот  и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу - Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Одно из главных и непременных  свойств казака – чувство собственного достоинства. Казаки всегда были горделивы (даже заносчивы). В отличие от других российских этносов казаки всегда чувствовали  себя более независимыми, более зажиточными, более храбрыми, более организованными. Чувство собственного достоинства  рождается от защищенности. Защищенность связана, во-первых, с принадлежностью  к своей казачьей общине: каждый казак понимает, что ему на выручку  немедленно придут его братья-казаки – станичники. Во-вторых, чувство  защищенности тесно связано с  возможностью владения оружием. Если казак  не борется за свое достоинство, значит оно ему и не нужно. "Честь  не потеряна – ничего не потеряно. Честь  потеряна – всё потеряно” –  говорят казаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алмазов Б.А. Военная история казачества. – М.: Яуза, 2008. – 480
  2. Астапенко М.П. «История донского казачества».
  3. Броневский С.М. История Донского войска, ч. 1.
  4. Гордеев А.А. История казачества. М. – 1992 г.
  5. Донецкий М. Донское казачество. – Ростов н/Д, 1926.
  6. Казачество: мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. – Ростов н/Д, 1992.
  7. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М. – 2005.
  8. Шамбаров В.Е. История вольной Руси., М.: Алгоритм, 2007. – 688 с.

Сайты интернета:

  • сайт ProZp.ucoz.ua
  • сайт kazakikerchi. com.ua  4.http:// www.epochtimes.ru/content/view/ 19490/34/1.
  • Независимая газета http://www.ng.ru/ngregions/2006-02-06/14_don.html

 

 

 

 

 


Информация о работе История Казачества их быт, обычаи, нравы