История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Острая нехватка государственного финансирования в области культуры придает особую актуальность исследованию меценатства как исторического и социального феномена. Во 2-й половине XIX в. в Российской империи проводится масштабная модернизация, затронувшая все сферы жизни общества. В ходе этих процессов, имеющих аналогии в современной действительности, в Российской империи значительную часть затрат на поддержание и развитие искусства, науки, культуры взяли на себя меценаты, происходившие из молодого российского торгово-промышленного сословия. В связи с этим представляется очень важным выявление значения меценатской деятельности в культурном развитии российского общества в указанный период. Также является своевременной популяризация практики меценатства, имевшего место в дореволюционной России в качестве побуждающего примера бескорыстного, искреннего служения обществу, а также стимулирующего фактора для современного бизнес-сообщества.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ОТЕЧ.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отечественная история.

 

Тема контрольной работы: История купечества и меценатство в России

2 пол. XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: студент гр. НТ-111сЭА

   Чудин Станислав Эдуардович

 

Введение.

 XIX в. репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, известны широким меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории.

Острая нехватка государственного финансирования в области культуры придает особую актуальность исследованию меценатства как исторического и социального феномена. Во 2-й половине XIX в. в Российской империи проводится масштабная модернизация, затронувшая все сферы жизни общества. В ходе этих процессов, имеющих аналогии в современной действительности, в Российской империи значительную часть затрат на поддержание и развитие искусства, науки, культуры взяли на себя меценаты, происходившие из молодого российского торгово-промышленного сословия. В связи с этим представляется очень важным выявление значения меценатской деятельности в культурном развитии российского общества в указанный период. Также является своевременной популяризация практики меценатства, имевшего место в дореволюционной России в качестве побуждающего примера бескорыстного, искреннего служения обществу, а также стимулирующего фактора для современного бизнес-сообщества.

Зачастую приходится сталкиваться с проблемой отожествления понятий «меценатство» и «благотворительность», поэтому представляется важным в начале исследования раскрыть смысл данных понятий и провести разграничения этих двух близких явлений.

Так же одним из направлений в исследовании истории дореволюционного меценатства будет изучение духовно-нравственных и социальных мотивов этого исторического феномена.

 

 

Основная часть.

    1. Понятие «меценатство» и купечество.

И так что же такое «меценатство» и «благотворительность» во 2-й половине XIX в. Исследователи по-разному определяют понятие «благотворительность»: готовность делать добро устроение для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения об них оказание помощи бедным, оказание частными лицами помощи неимущим, оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями, может быть направлена на развитие каких-либо общественно-значимых форм деятельности. В то же время во всех определениях отмечается главная характеристика благотворительной деятельности - добровольная, бескорыстная помощь нуждающимся.

Термин «меценатство» произошёл от имени соратника римского императора Октавиана Августа Гая Цильния Мецената, который тратил огромные деньги на поддержку писателей, музыкантов, художников. В числе его протеже были великие античные поэты Гораций и Вергилий. Такая бескорыстная поддержка деятелей разнообразных искусств настолько впечатлила современников, что его имя стало нарицательным для целого направления благотворительной деятельности.

Отличительной характеристикой меценатства, дающей основание для его выделения из общего контекста благотворительной деятельности, является оказание материальной помощи и поддержки в сфере культуры, искусства и науки. Важным критерием является тот факт, что меценатство требует от жертвователя более высокого уровня развития личности, способности осознать важность не только материального благополучия, но и духовного развития окружающих его людей.

Таким образом, меценатская деятельность отличается от благотворительности по своим социальным и культурным целям, а отсюда и различия в объектах деятельности. Цели благотворительности заключается в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства в обеспечении сохранения и развития культурного достояния. Следовательно, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.

И так, понятию меценатства можно дать следующее определение: деятельность, направленная на оказание материальной и иной поддержки культуры, искусства, науки, а также формирование социокультурного пространства общества.

Ну а что же такое купечество. Современные исследователи все дальше уходят от сложившейся ранее односторонней оценки купечества. Сегодня ученые сходятся во мнении о том, что купечество сыграло крупную роль в экономической, общественной жизни страны, развитии внутренних и международных торговых, финансовых, культурных связей, градостроительства. Обращается внимание на его значительный вклад в развитие образования и культуры, проявившийся в широкомасштабной меценатской и благотворительной деятельности.

    1. История купечества и «меценатства».

Российское меценатство было одним из самых замечательных явлений в истории нашего отечества. Развитие меценатства было тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Меценатская деятельность в области культуры, образования и науки многих его выдающихся представителей была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, упрочения национальной государственности. Таковы были главные внутренние пружины того необыкновенного размаха, который был присущ российскому меценатству на протяжении длительного времени.

Вместе с тем многогранная деятельность этих подвижников культуры способствовала распространению достижений европейского просвещения, науки, литературы и искусства, идей европейской общественной мысли в стране, громадное большинство населения которой было оторвано от остального мира и лишено возможности пользоваться плодами мировой цивилизации. А в образованных слоях не все осознавали необходимость в этом для дальнейшего развития общества.

История купечества и меценатства в России знала два наиболее значительных взлета на своем пути. Первый — был связан с расцветом дворянской культуры и просвещения. Он охватывал, прежде всего, период 2-й половины XVIII — 1-й трети XIX в., в особенности век Екатерины II и Александра I, и теснее всего связан в нашем представлении с типом петербургского собирателя и мецената — знатного вельможи или крупного царского сановника. Второй, еще более значительный по своим масштабам и широте, подъем меценатской деятельности в России связан, главным образом, с купеческим меценатством 2-й половины XIX — начала XX в. Видное место здесь принадлежит московскому купеческому меценатству, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры. Но громкие имена, прославившиеся покровительством наукам и искусствам, были и во многих других местах обширной империи, как в центральных ее губерниях, так и в отдаленных районах севера европейской России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Со становлением купеческого собирательства и меценатства историки связывают решительный поворот к поддержке национального, берущего свое начало в народной жизни, отечественного искусства, наметившийся к середине XIX века. Понятия «национальности» и «народности» приобрели особое значение в связи с Отечественной войной 1812 г., ставшей переломным рубежом в истории России. 1812 год вызвал общенародную борьбу против иноплеменного нашествия, став поворотной точкой в развитии национального самосознания, побудительным импульсом к складыванию нового общественного идеала, основанного, в большей мере, уже не на идее абсолютистского государства, а на идеях национальности и народности.

Именно на почве патриотического одушевления войны с Наполеоном возникли литературная, историко-просветительская и общественная деятельность «Любомудров», религиозно-философские искания М. П. Погодина, а затем и славянофилов, занятых поисками самобытности, особых свойств, особого исторического пути русского народа. Эти патриотические эмоции, подкрепленные через некоторое время потрясением от Крымской войны и, в особенности, ее наиболее героической страницы — обороны Севастополя, — питали поиски «национального стиля» в литературе и художественном творчестве, в развитии общественной мысли, формируя мировоззрение целых слоев общества. Всплески национально-патриотических настроений периодически заряжали общество энергией и в дальнейшем: во время событий в Польше и Литве, русско-турецкой и русско-японской войн, начала первой мировой войны.

Поиски национальных ориентиров в русском обществе исторически связаны в первую очередь с Москвой. На волне национально-патриотического подъема Отечественной войны 1812 г. Москва возвращает себе былую активную роль в общественной и культурной жизни страны, постепенно избавляясь от унизительного положения провинциального дублера Петербурга, на которое она была обречена со времени его основания. Москва составляет ему конкуренцию в области просвещения и художественного творчества, в формулировании новых общественных идей. Рост авторитета первопрестольной столицы покоился на укреплении ее значения как крупнейшего торгово-промышленного центра страны, продукция которого ориентирована на обширный внутренний рынок. К Москве тяготели, к ее авторитетному голосу прислушивались широкие народные низы, торгово-промышленное население, образованные слои провинциальной России, нарождающаяся народная интеллигенция. Авторитет Москвы как «общерусского культурного центра», противостоящего официальной культуре, возрастал на фоне угасания влияния идей «просвещенного абсолютизма», идущих из Европы и еще игравших заметную роль в первый период правления Александра I. Смертельный удар этим идеям нанесло наполеоновское нашествие.

    1. Купцы и славянская общность.

Именно с Москвой, в первую очередь, Москвой торгово-промышленной, купеческой, связан подъем общественных настроений в поддержку национальной культуры, литературы и искусства, основанный на обращении к истокам народного творчества. Немало способствовали этому идеи славянской общности, самобытности, народности, развивавшиеся видными славянофильскими деятелями (Аксаковыми, бр. Киреевскими, Хомяковыми, Кошелевым, Самариным, Чижовым и др.).

Результатом многочисленных личных контактов купцов со славянофилами, особенно возросших в дни падения Севастополя, стал целый ряд их совместных экономических, общественных и культурно-просветительских проектов. Не прошел бесследно этот союз и для формирования купеческой идеологии.

Многие из виднейших представителей купечества разделяли взгляды славянофилов на исключительность пути России, на необходимость поисков и поддержки национальных достижений и проявлений в литературе и искусстве, поощрения интереса к отечественной истории и культуре, развитию народного просвещения. Эти взгляды и настроения во многом определяли и направления их коллекционерской и меценатской деятельности. В свою очередь, становившееся заметной силой русское предпринимательство побуждало дворянских идеологов славянофильства видоизменять и углублять свои воззрения. В пореформенные годы И. С. Аксаков вырабатывает новую «теорию общества», в которой большое место уделялось нарождавшейся русской буржуазии.

Вместе с тем нельзя приписывать одному лишь воздействию славянофилов приверженность купечества национальным идеям. В зарубежной историографии бытует мнение о «роковом» влиянии славянофилов, повинных будто бы в том, что купцы прониклись недоверием к европейскому либерализму и стали исповедовать крайний консерватизм и национализм. При этом, однако, не принимается во внимание собственный исторический опыт русского купечества, его генетическая связь с национальной традицией, с жизнью общества. Ведь многие из купцов сами в недавнем прошлом были выходцами из низов и глубоко чувствовали свою связь с корнями народной жизни, с национальными истоками. Кроме того, вряд ли будет правильным считать славянофильство только консервативным течением. Это сложное явление, в котором переплелись как самодержавно-патриотические идеи, так и элементы либеральных воззрений. Некоторые историки считают славянофильство своеобразной разновидностью раннего русского либерализма.

Нельзя не отметить, что, наряду с сильным влиянием на купечество славянофильских идей, ощутимым было и воздействие другой тенденции, олицетворяемой европеизированным дворянским либерализмом, на некоторых видных представителей предпринимательского мира, таких как К. Т. Солдагенков, Четвериковы и др. Во многом это влияние питалось стремлением подражать образованному дворянству. Известно, какое громадное впечатление, к примеру, на Солдатенкова оказали взгляды либералов-западников из кружка профессора Московского университета Т. Н. Грановского, активно пропагандировавших в эти же годы свои воззрения. Однако наибольшие плоды это влияние принесло позднее, когда усилились непосредственные контакты представителей торгово-промышленного мира России с европейской культурой, резко повысился их уровень образования, круг интересов. Плоды знакомства с достижениями европейской культуры и цивилизации особенно ярко выразились впоследствии в деятельности таких крупных меценатов из купечества, как тот же К. Т. Солдатенков, а в новом поколении: С. И. Щукин, М.А. и И. А. Морозовы, Н. П. Рябушинский, С. А. Поляков, целого ряда предпринимателей, финансировавших дягилевские проекты, в массовом уходе представителей молодого купечества в творческую деятельность.

Пока же многолетнее сотрудничество со славянофилами, идущее еще с дореформенного времени, ярко демонстрировало увлеченность русской буржуазии национальной идеей. Особенно сильный отпечаток она наложила на меценатскую деятельность русских предпринимателей. В купеческой, прежде всего московской, среде под влиянием агитации славянофилов распространяется увлечение собирательством памятников отечественной и славянской культуры. Новое, торгово-купеческое, сословие, класс предпринимателей, все более уверенной поступью выходившее на сцену, громко заявляло о себе и в меценатской деятельности. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Многие из них исповедовали старообрядчество. Поэтому, обратившись к собирательству и меценатской деятельности, они привнесли с собой новый, свежий вкус и впечатления, новые представления о народности и гражданственности, об истории страны, о предназначении литературы и искусства, научных знаний. В большинстве случаев, особенно в первых поколениях, гораздо менее образованные по сравнению с рафинированными представителями дворянства, но ближе ощущавшие потребности людей из народа, эти новые «меценаты» проявили глубокий интерес к народным, религиозно-православным корням русской культуры и к ее гражданским основам. Лучшие из них, в противовес европейским веяниям дворянства, его увлечению классицизмом и академизмом, стали поддерживать национальную традицию в искусстве и литературе, более широко трактуя и национальную культуру как основывавшуюся не только на вкусах и требованиях верхних классов.

Информация о работе История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в