История монополистической конкуренции Чемберлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание работы

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок.
Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Э. Чемберлина.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Биография Э.Чемберлина.………………...................................4
Глава 2. Теория монополистической конкуренции..................................6
2.1. Сущность теории...........................……………………………..……..6
2.2. Теория стоимости и феномен избытка мощности……………...........10
2.3 Концепция издержек производства и сбыта.....................................13
Глава 3. Историческое значение теории.................................................14
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Мой Сухина.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

 

 

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «История Экономических Учений»

на тему: «Теория монополистической конкуренции Чемберлена»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил          Выполнил:

преподаватель:          ст. гр. Эк-132

к.и.н, доцент                  Карева К.М.

Сухина Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Биография Э.Чемберлина.………………...................................4

Глава 2. Теория монополистической конкуренции..................................6

2.1. Сущность теории...........................……………………………..……..6

2.2. Теория стоимости и феномен избытка мощности……………...........10

2.3 Концепция издержек  производства и сбыта.....................................13

Глава 3. Историческое значение теории.................................................14

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Монополистическая конкуренция  – одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая  школа, опиралась, как известно, на ряд  весьма условных теоретических предпосылок.

Многие  представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Э. Чемберлина.       

Понимание теории монополистической конкуренции особенно актуально в отечественной  экономике, так как, получив «в наследство»  от СССР, крайне монополизированный рынок все экономические процессы априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.       

Целью и задачей работы является, изучить теории монополистической конкуренции, представленные разными авторами, раскрыть сущность этих теорий и сделать выводы.        

Объектом  исследования в данной работе являются теории, представленные Эдвардом Чемберлином. Методом изучения является работа с многочисленными печатными изданиями и при помощи интернет ресурсов. 

 

 

 

 

Глава 1. Биография Э.Чемберлина

 

Отец Эдварда Чемберлина был протестантским пастором. В 1921 году Эдвард закончил Университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра. В 1927 году в Гарвардском университете защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность до кончины в 1967 году связана с преподаванием в университете Гарварда. Один год был посвящён работе в Бюро стратегической службы США. В 1951 году была поездка в западноевропейские страны для разъяснения полжений своих теоретических нововведений.

В 1933 году выходит «Теория монополистической  конкуренции» (англ. The Theory of Monopolistic Competition) — книга, сделавшая Чемберлина знаменитым. В течение 1933?62 годов книга переиздавалась в США 8 раз. Это и ныне одно из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории. В нём содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.

Важной вехой в творческой и  научной биографии Э. Чемберлина явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как Василий Леонтьев, Элвин Хансен, Йозеф Шумпетер и другие. В 1948?58 годах он является редактором гарвардского «The Quarterly Journal of Economics» («Ежеквартального журнала по экономике»). В 1965 году был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 году в память о нём был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия».

Основным вкладом Эдварда Чемберлина в экономическую науку считается модель монополистической конкуренции. Однако с развитием с конца 1950-х годов теории игр, актуальность модели Чемберлина была потеряна. Вновь о ней вспомнили в 1970-е годы, когда Пол Кругман использовал идеи монополистической конкуренции для теоретического анализа международной торговли (в рамках «новой теории международной торговли»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теория монополистической  конкуренции

2.1. Сущность теории

 

Одно из основных теоретических  положений книги состоит в  том, что главным условием овладения  рынка или, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э.Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей». Исходя из этого он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».  

Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований» [3, с.198].

В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания  своим «уникальным» товаром, и уровень  «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке  монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистической конкуренции, невозможны, по мысли Э.Чемберлина, без главного условия — дифференциации продукта.  

В четвертой главе, названной  «Дифференциация продукта», Э.Чемберлин, раскрывая сущность этой категории, отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта. «Там, где существует такого рода дифференциация, — уточняет он, — покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении» [4, с.57].

Значит, продавец-монополист, по логике Э.Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить так же, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами[2, с.238]. 

В развитие своей идеи о  процессе «дифференциации продукта»  как о естественной реакции конкурентов  на не менее естественное проявление самой конкуренции Э.Чемберлин обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу. При этом он пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю» [3, с.88]

Он думал, что дифференциация продуктов, наличие в них специфических  свойств порождает монопольное  положение продавца. Он пишет: «Продукты  выступают как дифференцированные тогда, если существует любая важная основа для того, чтобы отличить товар (или услуги) одного продавца от товаров (или услуг) другого продавца». Это может быть специфическое  качество товара, упаковка, особенность  обслуживания, местоположение учреждения и т.п. На базе этого формируется  преимущество, какое покупателе предоставляют  этому товару или услуге, покупая  именно их.

Такая дифференциация способная  обеспечить определенную обособленность рынка для отдельного предприятия  и тем самым определенный контроль над ценами. При создании таких  конкурентных преимуществ следует учитывать, что большая роль належит организации сбыта и рекламе. Они должны создать у потенциальных клиентов желания приобрести именно данный товар.

Так, в главе 5 отмечается двойственная форма воздействия  рекламы на спрос, имея в виду ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменение. В главе 7 влияние рекламы на увеличение спроса на продукт увязывается с возможностью продавца сбывать большее количество своего продукта независимо от назначаемой цены, «чем без помощи рекламы». С этой точки зрения, отмечает гарвардский профессор, «искусство рекламиста сродни искусству гипнотизера», ибо «требуется завоевать контроль над состоянием покупателя, и, когда такой контроль завоеван, добавочные затраты приносят увеличение дохода». Но одновременно высказывается и напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно, поскольку «сопротивление, вызывающее уменьшение дохода, все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту».

Увязывая сказанное с  розничной торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции  на базе дифференциации им прибавлены еще и такие, как «удобство  местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манере ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Теория стоимости и феномен избытка мощности

 

Совокупность названных  неценовых факторов, по мнению Э.Чемберлина, должна учитываться в рамках истинной теории стоимости. Поэтому неверно, полагает он, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что. «учет обеих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет оп, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас, приходится считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами по одному на каждого» [9, с.113]

Если принять первое условие, соглашается Э.Чемберлин, тогда в соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец сможет сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудится, но только по действующей цене. По второму условию, когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу» [5, с.134].

Гарвардский профессор убежден, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

Однако и в таких  случаях, утверждает автор «Теории  монополистической конкуренции», конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя, ссылаясь при этом на обычные жизненные наблюдения.

Информация о работе История монополистической конкуренции Чемберлина