История монополистической конкуренции Чемберлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание работы

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок.
Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Э. Чемберлина.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Биография Э.Чемберлина.………………...................................4
Глава 2. Теория монополистической конкуренции..................................6
2.1. Сущность теории...........................……………………………..……..6
2.2. Теория стоимости и феномен избытка мощности……………...........10
2.3 Концепция издержек производства и сбыта.....................................13
Глава 3. Историческое значение теории.................................................14
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Мой Сухина.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

Именно к специфической  особенности монополистической  конкуренции относит Э.Чемберлин то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который (избыток) «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и фабричными марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования. Эти явления — часть сферы деятельности лиц свободных профессий, и они также являются предметом «теории монопольных доходов», — заключает ученый.

Резюмируя достигнутые теоретико-методологические построения, гарвардский профессор в конце пятой главы своей книги приходит еще к одному серьезному выводу: «Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства— слишком крупными, а число предприятий— слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции — дифференциация и издержки сбыта — выпадают совершенно». Вот почему, объясняет здесь же Э.Чемберлин, неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию — более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой[4, с.45].

Как видим, по мысли ученого, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чем могут свидетельствовать патенты, авторские права, защитные фирменные знаки и фирменная упаковка и даже стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Концепция издержек производства и сбыта

 

Более основательно мысль  о кажущемся противоречии своей  теории стоимости с классической и неоклассической версиями теории стоимости Э.Чемберлин пытается развеять в главе 6 книги, где дается аргументация положения о не тождественности, во-первых, издержек производства и отпускной цены производителя и, во-вторых, издержек по сбыту с разницей между конечной розничной ценой и ценой производителя. В этой связи, в частности, подчеркнуто, что издержки не исчерпываются затратами на производство товара в пределах фабрики, что по сути можно отнести к издержкам производства и издержкам на перевозку, сортировку, хранение, доставку на дом, так как «они увеличивают полезность товара, т.е. делают его более пригодным для удовлетворения потребностей». Отсюда автор «Теории монополистической конкуренции» приходит к выводу: «Проведение грани между двумя видами издержек (издержки сбыта и издержки производства. — Я.Я.) имеет для теории стоимости такое же фундаментальное значение, как проведение различия между предложением и спросом; и по существу говоря, первое различие необходимо вытекает из последнего. Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий! продукт; издержки производства увеличивают его предложение».  

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Историческое значение теории

 

Во-первых, согласно теории Э.Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя ее уровень, и быть хозяином «на своем рынке».

Во-вторых, введенное им понятие  «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции: рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т.е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок группы товаров не ограничен.

В-третьих, если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкретная борьба допускалась только на слитом воедино  рынке, то, по теории Э.Чемберлина, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе «дифференциации продукта», когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить свое предпочтение одному из товаров этого вида.

В-четвертых, если «классики» и «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции монополией видели в  затухании ценовой борьбы, то, на взгляд Э.Чемберлина, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь через развитие и ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукта и рекламы.

В-пятых, суждения Э.Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. Отсюда уместными становятся выводы о возможности в условиях монополистической конкуренции покупателю предпочесть один конкурирующий товар другому и одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. Это, по логике Э.Чемберлина, также означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель, т.е. монополия, вопреки марксистским критикам, не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны и усиливающие конкуренцию тенденции[2, с.147].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вклад американского экономиста Э. Чемберлена заключается в том, что он был первым ученым, кто  ввел понятие «монополистической конкуренции». Согласно его убеждениям, большинство  экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию.

Подводя итог, можно сказать, что  согласно взглядам Э.Х.Чемберлена рынок любого единичного единственного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту.

Отмечая, что дифференцированный продукт  имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление.

В теории Чемберлена монополия и  конкуренция суть взаимосвязанные  явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования (условиями, порождающие монополию, по Чемберлену, являются: патентные  права, репутация фирмы, не воспроизводимые  особенности предприятия, естественная ограниченность предложения). Он считал, что именно механизм монополистической  конкуренции наилучшим образом  обслуживает интересы экономического благосостояния.

Как видим, за пределами анализа  Э.Чемберлена остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала.

Этот тип монополий стал предметом  анализа английского экономиста Джоан Робинсон. Э.Чемберлен разработал серьезную теорию монополистической конкуренции, однако, принимая в расчет только естественные монополии, а Дж. Робинсон проработала аспект, связанный с монополиями, образовавшимися в результате высокой концентрации капитала.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Холопов Г.Д. История экономических учений: учебное пособие .М.: Рид Групп, 2011.
  2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник – 4-е. изд. перераб. доп. – М.: ИНФРА – М,2009.
  3. Маркова А.Н; Федулов Ю.К. История экономических учений: учебник - 2-е. изд. перераб. доп. – М.: ЮНИТИ, 2011
  4. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.
  5. http://www.istoriya.org
  6. http://ukrlibrary.com

 

 


Информация о работе История монополистической конкуренции Чемберлина