История музеев мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:49, шпаргалка

Описание работы

1. Собрание Веттинов
2. Строительство Цвингера
3. Галерея в XX веке
10. Британский музей: история, коллекции, архитектура, работа с посетителями.
11. Особенности развития музеев Америки с. 239. Музей Метрополитен. История создания, коллекции, архитектура, работа с посетителями
27. Международные проекты музеев мира.

Файлы: 1 файл

моё.docx

— 207.01 Кб (Скачать файл)
  1. Протомузейные учреждения в античной Греции и Римской империи. Коллекции, архитектура, социальные функции. С. 15
  2. Великие географические открытия и создание кунсткамер в XVI-XVII веках. С.91
  3. Ренессанс в Италии и рождение европейского музея.  Коллекции Ватикана. Галерея Уффици. С.139, 88
  4. Эпоха абсолютизма в Европе. Королевские дворцы-музеи, художественное решение, социальные функции (на примере Версаля, Лувра, Прадо). с. 142
  5. Эпоха Просвещения и создание публичных музеев. С. 126
  6. Развитие музеев в XIX в. Создание профильных музеев.
  7. Дрезденская галерея. История создания, коллекции и современное состояние.

Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене (или просто Дрезденская галерея) — исключительное по качеству собрание из приблизительно 750 картин старых мастеров, приобретённых в XVIII веке саксонскими правителями из альбертинской линии Веттинов. Ныне входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

Собрание Веттинов


Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанным в 1560 году кабинетом  изящных искусств (Kunstkammer), где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи.

Систематически же собирать произведения старых мастеров стал курфюрст Август II Сильный (1670—1733), который слыл ценителем искусств и перестроил весь центр Дрездена. В 1722 году состоялась инвентаризация собрания живописи, выделенного из состава кунсткамеры. По приказу курфюрста его выставили на обозрение придворной знати в перестроенном здании придворной конюшни. Помимо живописи, собрание саксонских курфюрстов включало уникальную коллекцию фарфора, интересную подборку научных инструментов и гравюрный кабинет — старейшую в Центральной Европе коллекцию графики[1].

Страсть к собиранию произведений искусства унаследовал от отца Август III. Подобно родителю, он мог себе позволить весьма дорогостоящие покупки за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон он занимал. Для приобретения он отбирал только шедевры, полагаясь на советы проницательного Альгаротти.

В 1741 году Август III приобрёл 268 полотен  из собрания Валленштейна, в том числе «У сводни» Яна Вермеера Делфтского. Чуть позже за ними последовали многочисленные работы из королевской галереи в Праге, а в 1745 году — «сто лучших картин» из собрания обедневшего герцога Моденского, среди которых были работы Корреджо, Веласкеса, Тициана. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. «Царём художников» в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой — «Сикстинская Мадонна». Это полотно удалось привезти из церкви Сан-Сиксто в Пьяченце.

Строительство Цвингера


Здание Дрезденской галереи  в составеЦвингера

Разразившаяся в 1756 году Семилетняя война и потеря Веттинами контроля над Польшей положили конец взлёту Флоренции-на-Эльбе, как тогда называли Дрезден. Только спустя столетие город вновь собрался с силами, и городским советом было принято решение о строительстве здания музея. Несмотря на то что под строительство было облюбовано иное место, директор Дрезденской государственной строительной школы Готфрид Земпер предложил проект дворца искусства в стиле неоренессанса, замыкающий собой пространство Театральной площади. В 1847 году началось строительство здания, и уже в 1855 году состоялось его открытие.

В 1931 году было решено оставить в галерее  только произведения старых мастеров, а искусство XIX-XX веков было переведено в Новую галерею.

Галерея в XX веке


Между тем приближались годы, ставшие  трагическими для культурной жизни  Дрездена. Нацистами в 1937 году из собрания были изъяты многочисленные работы, в  том числе полотна немецких экспрессионистов, и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». И хотя значительная часть работ была надёжно укрыта от налётов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Земпера.

В 1945 году советские войска вывезли  из Дрездена в качестве трофеев значительную часть собрания. На протяжении 10 лет картины из Дрездена хранились в ГМИИ им. Пушкина. Но в 1955 году состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику, в ходе которого по настоянию Н. С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин. В 1956 году заново открылась часть галереи, построенной Земпером, а к 1960 году было восстановлено уже всё здание целиком, и город снова увидел лучшие произведения живописи[2].

В отличие от многих других музеев, Дрезденская галерея избегает новшеств, сохраняет исторический тип развески картин и гордится их потемневшими от времени позднебарочными рамами[1].

 

  1. Британский музей: история, коллекции, архитектура, работа с посетителями.

Британский музей (англ. British Museum) — главный историко-археологический музей Британской империи (ныне —Великобритании) и один из крупнейших музеев мира.

История


Британский музей был создан в 1753 на основе трёх коллекций — коллекции известного британского врача и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли, а также библиотеки антиквара Роберта Коттона, которая стала основой Британской библиотеки. Создание музея было утверждено актом Британского парламента.

Первоначально музей разместился  в Монтегю-хаусе — аристократическом особняке, расположенном в лондонском районеБлумсбери. Он открылся для посетителей в 1759 году. Собрание расширялось за счёт приобретения античных ваз Уильяма Гамильтона (1772), т. н. мраморов Таунли (1804, 1814), коллекции минералов Гревиля (1810). В 1814—1815 годы парламент выкупил у лорда Эльджина бесценные шедевры из афинского Парфенона. Многие из музейных приобретений (как, например,Розеттский камень) попали в Англию при тёмных обстоятельствах. Греция и Египет, из которых были вывезены древние памятники, до сих пор требуют их возвращения назад.

Дворик Британского музея, перекрытый сетчатой оболочкойН. Фостера

В XIX веке Британский музей переживал  особенно бурный период роста. Собрание было разделено на отделы, в т.ч. нумизматический, где собраны монетыи медали различных стран и эпох, включая древнегреческие, древнеримские и персидские, а также коллекцию короля Георга IV. Зоологический, ботанический, геологический и минералогический отделы были при королеве Виктории выделены в особый Музей естествознания и переведены в 1845 вЮжный Кенсингтон. На месте Монтегю-хауса было в 1823-47 гг. выстроено ныне существующее здание музея в стиле классицизма (архитектор Роберт Смёрк).

В первой половине XX века Британский музей расширил свои собрания ближневосточного искусства за счёт проведения британскими  археологами многочисленных раскопок в Месопотамии. Раздел древневосточного искусства наиболее ценной частью своего собрания обязан А. Стейну и П. Дэвиду. С1926 года Британский музей издаёт ежеквартальный журнал «British Museum Quarterly». В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера.

Библиотека


Основные статьи: Читальный зал Британского музея, Британская библиотека

Изначально одним из главных  сокровищ музея была его библиотека, крупнейшая в Великобритании. Читальный зал Британского музея помещался с 1850-х годов в отдельном здании-ротонде, где работали Карл Маркс и В. И. Ленин. В XX веке в библиотеку поступили древнейшие печатные книги и буддистские рукописи из Дуньхуана, Синайский кодекс из Ленинграда и исключительная по полноте коллекция гебраистических текстов. В 1972 г. Британский парламент принял решение отделить библиотеку от музея, разместив её в отдельном здании. Так родилась Британская библиотека.

Шедевры


Музей изначально задумывался как  собрание древностей Древней Греции и Древнего Рима. Вместе с археологическими находками и предметами искусства, которые свозили в Лондон со всех уголков колониальные агенты Британской империи, музей пополнялся рисунками, гравюрами, медалями, монетами и книгами самых разных эпох.

 

  1. Особенности развития музеев Америки с. 239. Музей Метрополитен. История создания, коллекции, архитектура, работа с посетителями.

В США, при входе в каждый крупный музей, посетитель видит  прямо перед собой громадный  полукруглый стол, за которым сидит  несколько гостеприимных хозяев. Они с готовностью ответят  на любой Ваш вопрос по музею. Предложат  Вам массу бесплатных буклетов по постоянной экспозиции и временным  выставкам, магнитофонный гид. И  дадут вам билеты. По обычной цене, со скидкой, если Ваш возраст даёт на это право (документ у нас никогда  не спрашивали) или вообще бесплатно  в определенные дни или часы. На вот Вы входите в залы крупного художественного музея [7]. Под каждой картиной есть пояснение сюжета, информация о художнике и т.д. В специальной  корзине обычно лежат большие  листы с пояснением, которые можно  с собой носить по залу. Для каждой временной выставки наряду с бесплатными  буклетами обязательно выпускаются  и роскошные каталоги. Их цена (обычно около 20 $-50 $) и большие габариты не всех располагают к покупке. Но изучить их бесплатно можно тут же в зале на диване или за специально поставленными столиками.

Отличительные черты  формирования американских коллекций

История американского музейного  мира изобилует сильными, волевыми людьми, страстными коллекционерами, одержимыми идеей создания уникального собрания произведений искусства или исторических артефактов. Объясняется это особенностями  национального характера, говорит  писательница Марджори Шварзер: «Американцы как никто любят вещи, которые их окружают, бережно хранят их, никогда не выбрасывают. По мере развития общества к старым коллекциям добавлялись все новые и новые. Отсюда и тяга к музеям».

Первый музей на американской земле появился в городе Чарльстон  в 1773 году. Это был музей естественной истории и этнографии южных колоний. Археологи музея и сегодня  продолжают раскопки в поисках исторических артефактов [4].

«Музейная империя в Америке  поражает своим разнообразием, - говорит  директор Музея афро-американской истории  Лонни Банч, - от традиционных музеев с богатыми коллекциями экспонатов, сопровожденными детальными пояснениями, до интерактивных, использующих последние новинки технологии».

Музеи помещаются не только в зданиях, но и в автобусах, в  поездах, на пароходах…

Важнейшее событие в истории  американских музеев произошло в 1846 году. Президент Полк подписал закон  о создании Смитсоновского института на средства, завещанные Соединенным Штатам английским ученым Джеймсом Смитсоном с целью «расширения и распространения знаний». Сегодня это крупнейший в мире музейный комплекс, состоящий из 18 музеев и галерей. Большая часть из них находится в Вашингтоне - на Национальной эспланаде и в других районах столицы.

«Мы - национальный музей Соединенный Штатов, - говорит сотрудница архива Смитсоновского музея Памела Хендсон. - Мы распоряжаемся коллекциями от имени американского народа и несем перед ним ответственность».

Самые значительные художественные коллекции США собирались главным  образом представителями частного капитала. Именно их патронаж способствовал  рождению новых музеев, художественных вернисажей и выставок.

К концу XIX столетия музейное дело в США достигло набольшего расцвета. «Этому способствовала целеустремленность небольшой группы людей, а также  приток эмигрантов из Восточной Европы, Греции, Италии. - Проблемы, связанные  с ростом городов, навели состоятельных  промышленников на мысль о создании гражданских институтов. Они стали  открывать больницы, библиотеки, создавать  музеи».

Сын бедного шотландского ткача, промышленник Эндрю Карнеги  из Питтсбурга был убежденным филантропом. По его мнению, преуспевающий капиталист должен жертвовать частью своего богатства для улучшения жизни общества. Ко времени своей кончины в 1919 году Эндрю Карнеги совершил настоящую промышленную революцию. Он превратил западную часть штата Пенсильвания в мировой центр сталелитейной промышленности и пожертвовал на образование и культуру 350 миллионов долларов (по нынешнему курсу - четыре миллиарда) [2].

Другие промышленники  последовали его примеру. Элизабет Стюарт Гарднер потратила гораздо меньше, чем Карнеги, на приобретение шедевров изобразительного искусства для своей великолепной коллекции с помощью куратора Бернарда Беренсона.

«Она задумала создать  венецианский дворец, где люди могли  бы знакомиться с образцами изящного искусства, - рассказывает Марджори Шварзер. - Она решила сделать это в городе Бостон, приобрела художественные работы Тициана, Рубенса, Рембрандта».

Финансовый магнат Дж.П. Морган скупал все подряд, он мог себе это позволить, говорит историк из Чикагского университета Нэл Харис: «Его отличали утонченный вкус и знания. Благодаря ему мы сегодня любуемся коллекциями представленными в музее «Метрополитен», Wadsworth Athenaeum, и, конечно же в библиотеке Моргана».

Сегодня под крышей музея  «Метрополитен» собраны шедевры  всех цивилизаций и культур, созданные  на протяжении более пяти тысяч лет. «По пятницам и субботам - а, пожалуй, и в любой другой день - меня поражает, какое огромное количество людей  приходит сюда, - признается Филипп де Монтебелло, директор музея «Метрополитен». - Посетителей привлекает и галерея Древнего Египта, и зал Древнего Востока, они знакомятся с искусством народов стран Тихоокеанского региона, интересуются отделом европейской живописи».

Большую известность музею  принесла выставка «Сокровища Тутанхамона. Более 55 уникальных предметов из гробницы египетского фараона стали настоящей  сенсацией.

Информация о работе История музеев мира