Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:25, контрольная работа
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво¬дилась рациональной индивидуальности. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мысли-теля. Художник - это искатель истинных образов, мыслитель - искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя - техника прояснения, или метод познания.
2. Введение 3
3. Развитие науки и техники в эпоху Возрождения. Наука. 7
4. Развитие науки и техники в эпоху Возрождения. Техника. 15
5. Заключение 20
6. Список используемой литературы 23
Страница из 23
1. |
Содержание |
2 | |||
2. |
Введение |
3 | |||
3. |
Развитие науки и техники в эпоху Возрождения. Наука. |
7 | |||
4. |
Развитие науки и техники в эпоху Возрождения. Техника. |
15 | |||
5. |
Заключение |
20 | |||
6. |
Список используемой литературы |
23 |
Эпоха Возрождения, Ренессанс (от франц. «renaissance» - возрождение) возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Эпоха Возрождения - это переход из Средневековой культуры в культуру Нового времени. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Возрождение - это эпоха великих открытий. Оно было насыщено яркими надеждами, а также разочарованиями. С открытием Тихого океана выяснилось, что размеры Земли намного превышают предполагаемые; как оказалось, даже Колумб сильно ошибался в оценке размеров нашей планеты. Картина мира внезапно расширилась, география и космология вторглись в общественное сознание эпохи. В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. Сколько гениальных изобретений было создано в области техники, говорящие о том, что многие деятели Возрождения на сотни лет опередили свое время (Леонардо да Винчи сделал эскизы парашутов и самолетов[с.6;9-10;16-17]), послужившие толчком для развития нашей культуры.
Уже не один десяток лет ученые изучают духовную и материальную культуру эпохи Возрождения - это самый красивый период времени за всю историю человечества. Многие современные инженеры, архитекторы, биологи, физики, астрономы еще долго будут пользоваться теми идеями, которые были изобретены в это самое безумное время эпохи Возрождения.
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник - это искатель истинных образов, мыслитель - искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя - техника прояснения, или метод познания.
Развитие науки в эпоху Возрождения существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом.
С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум.
Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог - это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией.
Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника[с.8-9] (польск. Mikołaj Kopernik; 19 февраля 1473 / Торунь – 24 мая 1543, Фромборк) о гелиоцентризме.
Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno; настоящее имя Филиппо, прозвище - Бруно Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя / 17 февраля 1600, Рим)
Был предан суду инквизиции Галилео Галилей (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564 Пиза / 8 января 1642, Арчетри), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение.
Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс, нем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues; 1401, Куза на Мозеле /11 августа 1464, Тоди, Умбрия), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога.
Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познании мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков.
В этот период Ренессанса происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Деятели эпохи Возрождения или (как они себя называли) гуманисты верили, что они формируют новую эпоху, с новым укладом жизни и возрожденными ценностями античного мира. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия.
Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола (итал. Giovanni Pico della Mirandola; 24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены / 17 ноября 1494, около Флоренции) автор знаменитой «Речи о достоинстве человека», утверждал, что человек ─ единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания - этику и науки о природе. Он утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам.
Гуманистическое мировоззрение было важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п.
В 1490 Ма́ртин Бе́хайм (нем. Martin Behaim, лат. Martinus de Bohemia; 6 октября 1459 / 29 июля 1507) создает первый ГЛОБУС. Колумб, который полагал, что достиг Индии открывает побережье Центральной Америки. В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана - Эль - Кано (1519-1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!).
Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания.
В эпоху Возрождения блестящее развитие получает литература и изобразительное искусство (живопись, скульптура). Искусство оказалось вплетено во все сферы человеческой жизни. Огромное влияние оказало искусство и на развитие науки.
Наука в эпоху Возрождения становится активной, творческой. Творчество, воспринималось как одно из главных предназначений человека.
Так, Леон Батиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя / 20 апреля 1472, Рим) - писатель, архитектор, теоретик искусства ─ утверждал, что в своей жизненной практике человек должен раскрыть заложенные в нем способности. В этом главная цель его существования. Причем, творчество понималось очень широко ─ от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности.
Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый ─ профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые!
В наивысшей степени все эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции / 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, благодаря своей универсальности и одаренности ставший образцом "человека эпохи Возрождения".
Мир его интересов не поддается одномерному определению. Его влекли не только архитектура, скульптура и живопись. Он не с меньшим увлечением изобретал невиданные машины, замысловатые конструкции, придумывал невероятное оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты, фортификационные сооружения, каналы.
Леонардо да Винчи соединил науку, технику и искусство в практических целях. Одним из первых Леонардо применил в науке эксперимент, утверждая, что опыт никогда не обманывает.
Научные открытия и достижения выдающихся ученых и изобретателей Эпохи Возрождения.
Наука.
Первые достижения в области МАТЕМАТИКИ и АСТРОНОМИИ относятся к середине 15 в. и связаны во многом с такими именами, как
Георг Пурбах (нем. Georg von Peuerbach; Пурбахоколо Линца, 30 мая 1423 / Вена, 4апреля 14
Региомонта́н (лат. Regiomontan
1476, Рим) - выдающийся немецкий астролог, астроном и математик
Существенный вклад в развитие АЛГЕБРЫ, ГЕОМЕТРИИ внес итальянский математик рубежа веков Фра Лука Бартоломео де Пачоли или Пачоло (итал. Fra Luca Bartolomeo de Pacioli), (Борго Сан Сеполькро, 1445 / Борго Сан Сеполькро, 19 июня 1517) - итальянский математик, один из основоположников современных принципов БУХГАЛТЕРИИ.
В 16в. итальянцы Никколо Тарталья (итал. Niccolò Fontana Tartaglia, 1499—1557) и Джерола́мо Карда́но (лат. Hie
Дж. Карда́но также изобрел устройство, в последствии называемое «КАРДАНОВ ПОДВЕС» - универсальная шарнирная опора, позволяющая закреплённому в ней объекту вращаться одновременно в нескольких плоскостях. Главным свойством карданова подвеса является то, что если в него закрепить вращающееся тело, то оно будет сохранять направление оси вращения независимо от ориентации самого подвеса. Это свойство нашло применение в гироскопах, применяющихся в авиации и космонавтике. Держатели судовых компасов или просто сосудов с питьём в транспортных средствах тоже используют карданов подвес, который позволяет предмету находиться в вертикальном положении несмотря на толчки и тряску, который не только не изобрёл его, но даже и не претендовал на авторство: он описал это устройство в своей получившей широкую известность книге «De subtilitate rerum» («Хитроумное устройство вещей», 1550 г.).
Среди работ в области математики и механики можно выделить труд Николы Тартальи «Проблемы и различные изобретения» (1546), в котором он утверждал, что траектория снаряда всегда криволинейна и не содержит прямолинейного участка.
Крупнейшим научным открытием периода стала ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА, созданная польским астрономом, Николаем Коперником к которой ученый пришел скорее под сильным влиянием чувства гармонии, чем в ходе научных изысканий. Для Н. Коперника, убежденного в простоте, разумности природы, система Птоломея изложенную в «Альмагесте» выглядела совсем негармоничной, очень сложной, какой-то нагроможденной. Результатом его сомнений стало создание новой концепции мироустройства.
Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, на этой основе построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Таблицы, составленные Коперником, много точнее таблиц Птолемея, что имело большое значение для быстро развивавшегося тогда мореплавания. Широкое их использование способствовало распространению гелиоцентрической системы мира.
В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в. высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили. Позже убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.
Гелиоцентрическая картина мира с доказательствами была изложена им в труде «О вращениях небесных сфер» (1543), который был опубликован незадолго до его смерти и в 1616 был внесен католической церковью в «Список запрещенных книг». Запрет был снят только спустя более 200
Коперник развил новые философские идеи лишь в той мере, в какой это было необходимо для очередных практических нужд астрономии. Он сохранил представление о конечной Вселенной, ограниченной сферой неподвижных звёзд, хотя в этом уже не было необходимости (существование и конечные размеры сферы неподвижных звёзд были лишь неизбежным следствием представления о неподвижности Земли).
Коперник стремился прежде всего к тому, чтобы его сочинение было столь же полным руководством к решению всех астрономических задач, каким было «Великое математическое построение» Птолемея. Поэтому он сосредоточил внимание на усовершенствовании математических теорий Птолемея.
Важное значение имеет вклад Коперника в развитие тригонометрии, как плоской, так и сферической; главы сочинения Коперника, посвященные тригонометрии, были изданы отдельно в 1542 немецким математиком, астрологом и астрономом Георгом Иоахим Ретик, (15 февраля 1514, Фельдкирхе, Тироль / 4 декабря 1574, Кашау, Венгрия, в настоящее время - Кошице, Словакия) и единственным учеником Коперника.