Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:09, реферат
Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный, этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы. Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель со всеми его как прогрессивными, так и консервативными последствиями; усиливается взаимопроникновение местных культур.
Введение....................................................................................................................
Фольклор...................................................................................................................
Литература.................................................................................................................
Архитектура и живопись..........................................................................................
Быт..............................................................................................................................
Заключение................................................................................................................
Список литературы...................................................................................................
Оглавление
Введение......................
Фольклор......................
Литература....................
Архитектура и живопись......................
Быт...........................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Обычно выделяют несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.
Первый этап (от монголо-татарского вторжения приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).
Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный, этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы. Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель со всеми его как прогрессивными, так и консервативными последствиями; усиливается взаимопроникновение местных культур.
Фольклор.
Устное народное творчество—былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия—отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны. Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.
Фольклорные черты имеют многие сказания—о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Шелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда: «И бысть между ими бой. Татарове же, надеющиеся на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и ударища в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятня. И кликнуша тверичи и начаша избавити татар…» В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327г., а с другой—игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: «Ни в коем случае не взыскалося».
Литература.
В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками—постоянный их мотив: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти».
Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя—«великого князя нашего и умнего, и кроткого, смысленого, и храброго», «непобедимого николи же». Описывает битвы, выигранные «многомысленным» полководцем, его поездку в Орду и кончину. Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой—Самсону, премудростью—Соломону, храбростью—римскому императору Веспасиану.
Под влиянием этого памятника подверглось переделке житие Довмонта, псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей: краткая и сухая его редакция превратилась в пространственную, наполненную возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя.
Другие повести и жития посвящены князьям, погибшим в Орде: Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому, Михаилу Ярославичу и Александру Михайловичу тверским и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т.е. своей земли, народа.
Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой—Куликовской битве («Задонщина», летописные повести), Тохтамышевом разорении 1382г., «приходе» на Русь Тамерлана, нашествии Едигея.
Особое место среди этих памятников занимает «Задонщина». Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него—«Слово о полку Игореве», которое повествует о походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185г. Победа на Куликовом поле—возмездие за поражение на Каяле-реке. Из «Слова» Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.
Высокие образцы народно-поэтической речи дают и другие московские памятники XIV-XV столетий. Таков лирический плач «Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем»: Кто бо не восплачется таковыя погыбели славного града сего». В разоренной столице, продолжает автор, царили «плач и рыдание, и вопль мног, и слезы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет».
В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами. В Новгороде Великом составлялись сказания, жития местных святых—Моисея, Евфимия, Михаила Клопского. То же—и в других землях. В московских летописных сводах конца XIV-XV в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой.
Архитектура и живопись.
Возведение деревянных построек—изб и хором, часовен и церквей—возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро—жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIV-XV вв. их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви Николы на Липне под Новгородом (1292г.), Федора Стратилата на Ручью (1360г.), Спаса на Ильине улице (1374г.) и других в самом городе.
В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове, Московский Кремль (60-е гг. XIV в.) и т.д. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома—резиденции архиепископа (Грановитая палата, часозвоня, дворец владыки Ефимия), боярские палаты.
Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров. В одном из московских летописных сводов, к примеру, записано: Архангельский собор расписывали (1344г.) «русскыя писцы… в них же бе старейшины и начальницы иконописцем—Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их».
Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески на стенах Спаса на Ильине, Федора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житийных святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым», «изографом нарочистым и живописцем изящным в иконописцах». Он пишет, что мастер работал в свободной, легкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много.
Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Он родился около 1360г., стал монахом Троице-Сергиева, затем московского Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Черным,—Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430г.).
Творчество Андрея Рублева высоко ценили уже в XV-XVI вв. По словам современников и близких по времени потомков, он—«иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Епифаний Премудрый, ученик Сергия Радонежского и автор его жития, поместил в последнем миниатюры с изображением Рублева (художник на подмостках пишет настенную икону Нерукотворного Спаса, погребение Рублева монахами).
Эпоха национального подъема времени борьбы Дмитрия Донского, Москвы с Ордой, Куликовской победы, успехов в деле объединения русских сил отразилась в творчестве великого художника—мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности.
Самая известная его работа—«Троица» из иконостаса упомянутого Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображенных фигур и прозрачности, нежности красок. Они отражают характерные черты русской природы и человеческой натуры. Они присущи и другим иконам и фрескам—«Спасу», апостолам, ангелам. Творчество великого художника высоко ценили потомки—о нем упоминают летописи, его иконы дарили влиятельным людям, князьям. Стоглавый собор 1551г. повелел «писати иконописцем иконы… как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие (известные, прославленные.—В.Б.) иконописцы».
В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, все чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе «Молящиеся новгородцы»—портрет боярской семьи), батальные сцены (например, победа новгородцев над суздальцами на одной из новгородских икон).
Быт.
Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки. Изба русского человека добатыевой поры—деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых—из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком—через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).
Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанными в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. Деревянная «срубная» изба, стоявшая на земле, имела нередко подклеть—нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху—в горнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями—летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а «красные» окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев—обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатом доме имелся третий ярус—терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени.
В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен—лавки; у князей, бояр в монастырях—еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками и валиками; под ноги ставили маленькие скамеечки. Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелись металлические светцы. Употребляли и сальные свечи—в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе. Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами; это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду—медвежью (считалась «простонародной») шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские—кожаную обувь.
Археологи добыли во время раскопок немало женских украшений: серьги, височные кольца, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы; у мужчин были пряжки для поясов, пуговицы да еще цепи.