Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:09, реферат
Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный, этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы. Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель со всеми его как прогрессивными, так и консервативными последствиями; усиливается взаимопроникновение местных культур.
Введение....................................................................................................................
Фольклор...................................................................................................................
Литература.................................................................................................................
Архитектура и живопись..........................................................................................
Быт..............................................................................................................................
Заключение................................................................................................................
Список литературы...................................................................................................
Больше дошло до нас сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в княжеских завещаниях. Как правило, одежды—длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. Довольно много разновидностей этих одеяний: у мужчин—шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин—шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Делались они из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшались отложными широкими воротниками («ожерелья»), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом. Мужчины и женщины носили украшения—перстни и мониста, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра, сапоги с накладным жемчугом, женские серьги и венцы с «рясами» из жемчуга и др. Даже некоторые монахи были склонны к роскоши: носили «немецкое платье», «с пухом шубы», за что их обличали миряне. А священники жаловались, что молодые люди из мирян носят дорогие одежды, драгоценные каменья, красят, как женщины, щеки, носят красные сапоги, шитые шелками, очень тесные—до того, что вынуждены «великую нужу терпети». Под одежду в плечах кладут деревяшки, чтобы казаться выше ростом. Да «и ина много понуждаються творити неполезна». У женщин—и того больше ухищрений: без меры белят и красят лицо, «чернят глаза», выдергивают свои брови, приклеивают другие и «выспрь возводяще», т.е. вверх их выводят. Чтобы сделать голову круглой, по тогдашней моде, изменяют ее форму, манипулируя волосами.
Посуду делали из дерева и глины. Варили в железных котлах. Но металлическая посуда имелась прежде всего у бояр и князей. Помимо медной и железной посуды употреблялась оловянная, серебряная и золотая. Еду составляли прежде всего блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб ели простые люди, пшеничный—богатые. Зерно чаще всего мололи ручным способом—дробили его в больших деревянных ступах (из целого ствола), потом растирали на ручных жерновах; наконец, просеивали через решето. Тесто замешивали на теплой воде («укроп»), пекли на закваске («квас»). Обычные хлебы звали «ковригами», получше—«пирогами»; хлеб круглой формы—«калачом». Из пшена «проса» варили кашу, ели, приправляя ее медом; из овсяной и гороховой муки—кисели.
Из овощей употребляли капусту, в свежем и квашеном виде, и морковь, репу и редьку, свеклу и огурцы, лук и чеснок, тыкву и др. Мясо—говядина, свинина, баранина, реже птица—на столе бедного человека появлялись нечасто; гораздо доступней была рыба. Из молочных продуктов употребляли масло, молоко, творог (называли его сыром).
Еду приправляли солью, растительным маслом, которое делали дома (с помощью деревянного жома), укропом, перцем и др. Соль была дорога, ею нередко спекулировали купцы, даже князья.
Дома изготовляли хлебный квас, пиво, мед (разбавляя его водой, подвергали брожению). Ели яблоки и груши, вишни и сливу, смородину и лесные орехи.
Богатые люди ценили хороших специалистов-поваров за их «хитрость»—умение приготовить «сладкие сняди», устроить «многоразличные трапезы», продолжавшиеся долгое время, по нескольку часов. На них пили домашние меды, пиво, «заморские» вина.
Подобные пиры устраивали не только знатные, но и простые люди—по церковным праздникам, в связи с древними обрядами. Например, в четверг на страстной неделе (перед Пасхой) устраивали трапезу в память умершим. Топили баню, в ней вешали полотенца и ставили кушанья. Души умерших («навьи») могли помыться и покушать. Потом ели присутствовавшие, поминали тех, кто ушел в лучший мир.
На Пасху, Петров день, храмовые праздники делали складчину—мирской пир. Для него заранее всем миром варили мед и пиво, готовили всякую снедь. В подобной братчине (общем пире) участвовали все жители села, деревни, улицы: в летнее время—под открытым небом, около церкви; зимой—в доме у священника или в мирском помещении.
На пиршественные столы ставились большие деревянные ковши с пивом и медом; по краям висели маленькие ковшики, которыми и черпали напитки. На пирах заводили пение и пляски под музыку. Подобные «бесовские игрища» нередко осуждались священниками в их проповедях и поучениях. Так, «Слово о богаче и Лазаре» сообщает о «веселии многом» на пиру у богатого человека, с гуслями и свирелями, песнями и плясанием, которые устроили «смехотворцы» и «празднословы». Частыми гостями на тех праздниках были скоморохи—лицедеи.
Заключение
Период развития русской культуры 13-15 вв. заслуживает особого внимания. В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Это время связывают с упадком русской культуры. Но, с 14 в. начинается подъем русской культуры. Русскому государству не удалось избежать некоторого влияния культуры монголо-татар: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных культурных центров, известное «сужение горизонта» в сравнении с культурой предшествующего времени, со вторым—страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъема—во времена Куликовской битвы и образования единой России.
Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель. Именно в этот период она обогатилась такими крупнейшими достижениями, как живопись Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на все ее многообразное развитие. Перед нами - один из важных этапов развития великой культуры русского народа, внесшего богатый вклад в мировую сокровищницу культуры.
Список литературы
1. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989
2. Бородин С.П. Дмитрий Донской. М., 1982
3. Греков И.Б., Ф.Ф .Шахмагонов Мир истории: Русские земли в ХIII-XV веках. М., 1986
4. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в. М.. 1966
5. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.
6. Мезин С. А, История русской культуры X-XVIII веков: Книга для чтения. М, 2000
7. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978
8. Сахаров А. М., Муравьев А. В. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М, 1984.
9. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М., 1996.