История принятия христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что христианство явилось для Руси важным этапом в становлении ее государственности. Вся история нашей страны, начиная от Древней Руси и заканчивая настоящей Россией связана с этой религией твердыми узами. Не приняв бы эту религию, неизвестно что бы произошло со всей историей страны и существовала бы она сейчас.

Содержание работы

Введение………………………...……………………………………………………...3
§ 1. Язычество древних славян………………...……..……………………………….5
§ 2. Владимир Святой и проблема выбора религии………...…………………….....8
§3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства……………..………………………………12
Заключение……………...………………………………………………………….…18
Список использованной литературы…………………...………………………...…20

Файлы: 1 файл

исторпия альфия.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

Уфимский государственный авиационный  технический университет

Кафедра истории Отечества и  культурологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по отечественной истории

на тему « Принятие христианства в Древней Руси и его влияние  на историческую судьбу России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Бикташева А.А.

Факультет ИНЭК, группа Э-108

Проверил:

Гайсин У.Б.

 

 

 

Уфа 2012

Введение………………………...……………………………………………………...3

§ 1. Язычество древних славян………………...……..……………………………….5

§ 2. Владимир Святой и проблема выбора религии………...…………………….....8

§3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства……………..………………………………12

Заключение……………...………………………………………………………….…18

Список использованной литературы…………………...………………………...…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с  его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя  и кровной местью, человеческими жертвоприношениями, перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980—1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси - Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия - Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства.

Принятие христианства имело большое  значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически  закрепляло единство страны. Создавались  условия для полноправного сотрудничества племен Восточно - Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято  в восточном, византийском варианте, позднее получившем название - православие, то есть истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение.

Актуальность данной темы заключается  в том, что христианство явилось  для Руси важным этапом в становлении  ее государственности. Вся история  нашей страны, начиная от Древней Руси и заканчивая настоящей Россией связана с этой религией твердыми узами. Не приняв бы эту религию, неизвестно что бы произошло со всей историей страны и существовала бы она сейчас.

Таким образом, темой контрольной  работы является «Принятие христианства в Древней Руси и его влияние  на историческую судьбу России». В этой работе будут рассматриваться следующие основные вопросы: каковы причины обращения князя Владимира именно к христианству, когда произошла христианизация Руси, каковы обстоятельства крещения, каково влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства.

Цель контрольной работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с принятием Русью христианства и его влиянием на судьбу России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Язычество древних славян

 

Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II - I тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не только от вложенного труда, но и от природных, прежде всего погодных, условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических, верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления. Социальное усложнение общества способствовало и возникновению разных уровней богов. Сравнительно поздний культ Перуна стоял на ровне со сложившимся в разное время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков - Род и Рожаницы, бог скота Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла - Берегыни и Упари, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного бога, что с наметившимся развитием религиозных представлений в сторону монотеизма. Своеобразно было осмысленно суточное движение солнца, которое днем везли по небосводу везли кони, а ночью по подземному Мировому океану оно плыло в ладье. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем (коньком) и водоплавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображение в прикладном искусстве в виде амулетов - оберегов часто находят при раскопках курганов. Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в могилу все то, что могло ему пригодиться, в том числе жертвенную пищу. При похоронах лиц, принадлежавших к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили  моления и жертвоприношения. Они  представляли собой округлые или  сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. Такие  святилища изучены на Волхве под  Новгородом и в других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено из камня и четырьмя выступами ориентированно по сторонам света. В жертву богам приносили  плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения.

Славянская мифическая мифология  не была записана и литературно оформлена, но следы остались как в языке, так и в изобразительном искусстве. Передача в древнеславянских переводах  греческих терминов «кошунословие» и пр. позволяет считать, что этими словами обозначались языческие космологические сказания, противопоставляемые библейским и превратно интерпретирующие их. Языческий четырехсторонний идол из реки Збруча на Волыни дает картину мира предхристианского времени. На нем изображены три горизонтальных ряда человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в представлениях того времени трех ярусов мира – верхнего, почти бесконечного неба с устремленными вверх мужскими и женскими богами, близкого зрителям среднего – земли и нижнего – подземного, боги которого держат на себе верхние ярусы вселенной. В верхнем мире могут быть опознаны Перун с саблей и конем, Дажьбог, женские божества с рогом изобилия и коньком (Берегыня или Рожаница) и др.

Обслуживанием культа и выполнением  ритуальных действий занимались волхвы, кудесники, обладающие даром психологического воздействия на людей и составлявшие особый социальный слой. В древности  функции культа были соединены с властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество уже отделилось от политической власти, и свидетельства XI в. о языческих выступлениях против князей подтверждают это.

Формирование господствующего  класса, связано с военной функцией, с внеэкономическим принуждением изменяло традиционное соотношение божеств  и выдвигало дружинного бога молнии Перуна на первое место. Именно он мог  стать объектом монотеистического  культа при дальнейшем развитии религии  на основе язычества.

Создание государственности и  превращения князя из предводителя племени или племенного союза  в главу социальной группы осуществляющей классовую основной массы трудящегося  населения, поднимало язычество  на новую ступень и делало его  государственным культом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Владимир Святой и проблема выбора религии

 

Древнерусские летописи связывают  крещение Руси с именем киевского  князя Владимира Святославовича, по инициативе которого Русь в 988 году приняла христианство в качестве государственной религии. В 1988 году тысячелетие этого события широко праздновалось в СССР и за рубежом. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 года, этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия.

Начало распространения христианства на Руси церковная традиция связывает  с именем апостола Андрея Первозванного - одного из учеников Христа, согласно церковному преданию, предпринявшего «хождение на Русь» ещё в I веке н.э. Античные авторы сообщают о миссионерской деятельности апостола «в Скифии», а русские летописи рассказывают о том, что Андрей Первозванный дошёл до киевских гор. Здесь он водрузил крест и предсказал своим ученикам, что «на сих горах воссияет благодать Божия и град велик будет» со множеством храмов. Далее сказание «о хождении апостола Андрея Первозванного на Русь» повествует о посещении им места, где впоследствии возник Новгород. Большинство современных историков считают это сказание позднейшей легендой.

Достоверные сведения о распространении  христианства на Руси относятся к IX веку. В «Окружном послании» патриарха Константинопольского Фотия 867 года говорится о крещении «русов», незадолго до этого предпринявших поход на Византию. В русских летописях действительно содержится рассказ о походе на Царьград князей Аскольда и Дира. В связи с этим ряд историков предполагает, что первое крещение Руси было совершено при этих полулегендарных киевских князьях. Дальнейшие летописные сведения подтверждают это предположение. Так, часть дружинников княжившего гораздо позднее Игоря уже были христианами. Под 944 г. в летописи рассказывается о заключении договора Руси с Византией. В частности, описана клятва о соблюдении условий договора, данная представителями Руси. При этом крещёные русичи клялись на кресте в киевской церкви Святого Ильи, а язычники присягали на оружии и клялись богом Перуном. Церковь Ильи названа соборной (то есть главной), а это значит, что к 944 году в Киеве были и другие церкви. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря - княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 955 г. Таким образом, ещё до крещения Руси при Владимире Святославовиче христианство на Русской земле имело более чем вековую историю.

Каковы же были причины принятия новой религии - христианства? Среди них историки называют три основные. Первая - усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян. Вторая - несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племён, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ. И наконец, «языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками».

В это время Русь могла бы обратить свои взоры на Восток и принять одну из восточных религий - ислам, распространённый в Волжской Булгарии, или иудаизм, который исповедовали хазары. Существование такой возможности подтверждается рассказом древнейшей летописи «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром. В 986 году к князю прибыли миссионеры, представлявшие все известные в X веке мировые религии: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима» (то есть христиане западного обряда), хазары-иудеи и некий «грек-философ». Большую часть летописного повествования занимает речь греческого проповедника, прибывшего из Византийской империи. Он изложил содержание почти всего Священного Писания, а затем показал князю Владимиру искусно сделанный занавес с изображением Страшного Суда. Проповедь грека как будто убедила Владимира, но неожиданно он заколебался: «Подожду ещё немного». Под 987 год в летописи рассказывается о том, как по совету бояр и «старцев градских» (то есть городских) князь послал «десять мужей добрых и смысленных (то есть опытных)» для «испытания вер» в различных странах. «Мужам» весьма не понравилось богослужение в мечети, не произвела на них впечатления и церковная служба «немцев». Зато с восторгом рассказывали они о православном богослужении в константинопольском соборе Святой Софии. Однако и после этого Владимир всё ещё медлил с принятием крещения.

Под 988 год летопись рассказывает об удачном походе Владимира на византийский город в Причерноморье - Херсонес (Корсунь, ныне в черте города Севастополя). Князь потребовал от совместно правивших византийских императоров Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну. Далее повествуется о крещении Владимира и его женитьбе на греческой царевне. Возвратившись с Анной и духовенством в Киев, Владимир крестил народ в Днепре.

Излагая эти события, летописец  упоминает о неких людях, «не  знающих истины», которые утверждают, что Владимир крестился не в Карсуне, а в Киеве, или Василёве, или других городах. Следовательно, существовали и другие предания о крещении Владимира. Эта оговорка летописца позволила некоторым историкам XIX и XX вв. выдвинуть несколько версий по поводу того, какого рода христианство было первоначально принято на Руси и откуда оно пришло. Все они исходят из предположения, что начиная с XII века древние предания о принятии христианства намеренно искажались составителями «Повести временных лет» в связи с различными переменами в политической ориентации русской церкви.

Существует множество мнений о  причинах выбора христианства как единой государственной религии. С моей точки зрения, наиболее достоверно то, что Владимир самостоятельно пришёл к мысли о приоритетности монорелигии, но не без косвенного влияния жён и родственников - христиан.

Информация о работе История принятия христианства