Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что христианство явилось для Руси важным этапом в становлении ее государственности. Вся история нашей страны, начиная от Древней Руси и заканчивая настоящей Россией связана с этой религией твердыми узами. Не приняв бы эту религию, неизвестно что бы произошло со всей историей страны и существовала бы она сейчас.
Введение………………………...……………………………………………………...3
§ 1. Язычество древних славян………………...……..……………………………….5
§ 2. Владимир Святой и проблема выбора религии………...…………………….....8
§3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства……………..………………………………12
Заключение……………...………………………………………………………….…18
Список использованной литературы…………………...………………………...…20
§ 3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства
Специалисты достаточно единодушны в оценке крещения Руси, как явления прогрессивного. При этом, однако, чаще всего имеется в виду соотношения абстрактного христианства и абстрактного язычества. А сравнение должно быть конкретным: что привносило, и что разрушало христианство на Руси.
Главное достоинство язычества заключалось в сохранении в рамках его хозяйственного опыта. При насильственной христианизации часто терялись именно практические завоевания многих поколений! Собственно хозяйственному опыту на Руси христианство особого ущерба не наносило: оно не пыталось, по крайней мере, на государственном уровне бороться с теми самыми поверьями, в которые одевается многовековая практика овладения законами природы. Более того, церковь, приспосабливаясь к языческим праздникам, относящихся к циклу сельскохозяйственных работ сложнее всего отношение к народной медицине, часто принимающей форму волшебства.
Всюду в Европе горели костры, сжигающие языческих кудесников. На Руси тоже эти костры вспыхнут, но несколько лет позже: впервые об этом напоминает новгородский летописец под 1227 годом, а затем сведения о них относятся к XV веку, когда само русское христианство, наконец, приобретает характерные византийские черты. Несомненны потери также в области поэтического творчества народа. Поэзия - обязательный спутник язычества и вообще племенного стоя. Исторические песни поддерживали связь времен, а живая связь с природой давала образы, понятные язычника и подозрительные для христианина. В конце XI века митрополит-грек Иоанн II осуждает священников, участвующих вместе с мирянами в пирах и гулянках, совместные гуляния мужчин и женщин проводились даже в монастырях. В миру же на такого рода призывы практически не обращали внимания.
Церковь на Руси изначально стояла все-таки под княжеской властью. А по замечанию видного знатока позднего язычества Н.М. Гальковского, « в деле искоренения игр и плясок гражданские власти не всегда проявляли энергию, потому что сами в глубине души сочувствовали этого рода развлечениям». И много столетий спустя, перед церковными служителями будут стоять те же самые проблемы. В начале XVI века игумен Елизарова монастыря Памфил осуждал псковичей за празднование Купальской ночи: «Мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам накивание и устнам их неприятен клич, всескверныя песни бесовъскыя и хрептом их вихляния, и ногами скакания и топчания. Ту же есть мужем и и отороком великое падение, на женское и девичье шатание и блудание им возрение. Також есть и женам мужатым беззаконное осквернение ту же и девам растленение».
Много позднее, в 1636 году, нижегородские священники жалуются на свою паству, празднующую Семик - русалии, приспособленный к христианству как троицын день: «В седьмой четверок по Пасце собираются жены и девицы под древа, под березы, и приносят, яко жертвы, пироги и каши и яичницы, и поклоняясь березам, учнут походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся». В быт никак не могла войти восточная неделя с нерабочим днем в воскресение. Еще и в XVI веке, причем и у мордвы, и в Южной Руси, праздновали пятницу - остаток старого славянского календаря. Не случайно позднее пятница станет базарным, торговым днем во многих районах: в язычестве в этот день нельзя было работать, но можно было торговать.
Должно отметить, что русское духовенство, хотя и боролось с языческими пережитками, все-таки относилось к ним довольно терпимо. И именно это обстоятельство обеспечивало обратную терпимость язычников к христианству. Лишь в пору голодных лет, моров, следовавших обычно за извне приходившими разорениями (вроде татарско-монгольского нашествия), обострялись отношения между теми и другими, а веры и суеверия проникаются фанатизмом.
Наступление церкви на повседневный быт, естественно, возрастает в эпоху образования централизованного государства, когда подчинение требованиям церкви становится одним из средств усиления контроля специальных верхов над низами. При этом низам запрещается теперь делать то, что позволяется верхам. В требнике XVI века можно прочесть вопросы на исповеди: «Не пел ли еси песней бесовских. Не играл ли еси в гусли или шахматы». В то же время в связи с третей свадьбой Ивана Грозного по всем городам и волостям переписывали «веселых людей» и ученых медведей, которых и свезли на потеху в Москву.
Обычно отмечается положительная роль церкви в деле стабилизации государственности, укреплении феодального способа производства, прогрессивного для данного времени. В этой связи необходима только некоторая конкретизация. Довольно стройная система самоуправления в рамках городов и племенных союзов была эффективной, но не справлялась с новыми условиями: углубляющиеся противоречия между землями принимали угрожающий характер. Внешняя, не связанная с землями власть не идеальным вариантом, но относительно меньшим злом. Язычество не могло снять напряжение между землями и разными общественными слоями. Христианство этой цели служило, и в той мере, в какой это было целесообразно в данное время, оно выполняло положительную роль.
Важным аспектом принятия христианства является то, что христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло "прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними."
С христианством обязательно
С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт работы по камню, росписи стен. При этом, однако, не следует забывать и о большинстве достижений в этой сфере язычества. Германские авторы выражают удивление, например, по поводу качества красок в росписях языческих храмов балтийских славян. Во всяком случае, красок такого качества у католических западноевропейских художников не было бесспорен вклад в строительное дело. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Теперь оно приходит из христианских стран (не только из Византии), достигая уже в XI - XII веках высокого развития.
В послемонгольское время церковь станет крупнейшим феодалом. Это увеличит ее экономические и политические возможности, но не поднимет нравственного авторитета. Борьба крестьян с монастырями за землю станет одним из главных проявлений классовой борьбы XV - XVII веков, пока монастырские земли не будут переведены в казну. В эпоху становления абсолютизма у церкви возрастут возможности подчинять, но таким образом она становится лишь ветвью и проявлением Власти, все более отдаляющейся от Народа. Сила способна подавить, но связанные с ней идеи не станут органический частью мировоззрения ни тех, кого подавляют, ни даже тех, кто подавляет.
Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - «крестьяне», мировоззрением их оно не овладело. В быту в производстве крестьянин оставался язычником. Иначе и быть не могло. В условиях жизни и труда крестьянина за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую часть потребности в общении, обмена знаниями и опытом.
На византийской почве возникло
двоеверие. Связи с фетишизмом мощей
и икон и с магией таинств и
обрядов и было той плоскостью,
на которой произошло слияние
днепровской религии с
Разложение общины отодвигало в привычные поверья. Поверья и предрассудки теперь вытеснялись не другой верой, а наукой, просвещением. Можно лишь пожелать, что искоренение предрассудков не обошлось и без некоторых потерь. Ведь в мистической форме часто выступали знания, добытые многовековой практикой. Само знание традиционно мистифицировалось, и даже шарлатаны далеко не всегда были просто шарлатанами. Что-то они знали из недоступного простым смертным, хотя и не могли объяснить природы своих секретов.
Заключение
Принятие официальной религии
раннефеодальными государствами имело
большое значение. Правящие классы
получили в новой религии мощное
идеологическое средство для укрепления
своего господства, а в лице христианской
церкви - новую разветвленную
Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1) приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства;
2) создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями;
3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных иноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской
истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия
греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства,
религиозной жизни). Заимствование
становилось основой для
Таким образом, введение христианства на Руси имело большие последствия и значения для дальнейшего развития древнерусского государства, становлении государственности и культуры, в укреплении первых государств на территории России.
Список использованной литературы
1. Аверьянов Л.А. Хрестоматия по религии – М., 2000, 81-92 с.
2. Аверьянов Л.А. Хрестоматия по истории – М., 2001, 62-81с.
3. Анненкова П.Е. Хрестоматия по истории – М., 2001, 78-102 с.
4. Бушуев С.В., Миронов Г.В. История
государства Российского:
5. История России от древнейших времен до начала XX века. Под ред. Фроянова И.Я.
6. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1985
7. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 2000. – 368 с.
8. Рыбаков Б.А. Христианство и язычество: крещение Руси. – М., 2001
9. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб. Азбука-классик, 2001. – 560 с.