Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:43, реферат
Цель нашей работы – «жизнь» школьной парты.
Для этого мы должны познакомится с литературой по выбранной теме, то есть собрать необходимую информацию о создателях парты, вяснить предпосылки появления парты, о первых упоминаниях о парте, о предшественниках школьной парты, об интересных фактах этого предмета, узнать, какие парты использовались в нашей школе, найти подтверждающие архивные источники, узнать в чем отличие парты от ученического стола.
Парты-трансформеры далеко не сразу стали широко распространены. Дело в том, что их первые модели были очень тяжелыми, громоздкими и дорогими, поэтому ими оборудовались только элитные гимназии царской России. Ситуация изменилась только в конце советской эпохи, когда металлокаркас стал активно использоваться для изготовления школьной мебели. Сейчас парты-трансформеры на металлокаркасе более доступны, и больше детей может сберечь свою спину и сохранить хорошее зрение. Парты-трансформеры бывают как одноместные, так и двухместные. Индивидуальные парты могут быть снабжены боковой полочкой для книг. [4]
Парты и ученические столы - это необходимый минимум для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс. Ни одно поколение провело свои школьные годы за партой. А между тем школьная пора это не только время получения знаний, но и время когда формируется осанка. Поэтому параметры парты должны соответствовать возрасту учащихся, чтобы обеспечить удобство и комфорт.
В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы:
более легкая перестановка,
возможность индивидуального подбора одноместных парт,
и минусы - возможность неправильной посадки
Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для занятий, в первую очередь для письма, чтения и рисования.
Коренным отличием парты от обычного стола является наклонное положение крышки и наличие в её конструкции ряда других условий, способствующих правильной гигиенической позе во время занятий. В гигиеническом отношении правильная парта характеризуется следующими особенностями:
а) конструкция и размеры этой парты соответствуют пропорциям тела учащихся; благодаря этому дети могут сидеть за партой в удобной и неутомительной позе, способствующей нормальному развитию организма;
б) парта не представляет опасности ушибов и других повреждений учеников; в ней нет острых углов, подвижного сиденья, выступающих петель;
в) парта проста по конструкции и при полной устойчивости вполне подвижна; она допускает тщательную уборку как самой парты, так и класса (путём сдвигания парт). Большое гигиеническое значение имеют также следующие преимущества парты, особенно важные в педагогическом отношении. Учащийся занимает и оставляет своё место за партой, не мешая соседу. При ответе на вопрос учителя и при других обстоятельствах ученик может встать, не выходя из-за парты; вставание и опускание на место не должно вызывать шума. [5]
Мы проследили как менялась внешне парта, узнали чем отличается парта от ученического стола, какие бывают парты. Конструкция парты должна быть прочной и не давать дрожаний, могущих помешать аккуратному письму учащихся.
На сегодняшний день существует огромный выбор современной парты, это дело выбора, которое зависит от возможностей учебного заведения.
2.4. Изобретатели школьных парт в России
Ф.Ф. Эрисман и П. Ф. Коротков
Федор Федорович, настоящее имя — Фридрих Гульдрейх, родился 24. 11. 1842 в городе Гонтеншвиль в Швейцарии. Русский врач, один из основоположников гигиены в России. По происхождению швейцарец. В 1865 окончил медицинский факультет Цюрихского университета, прошел специализацию по глазным болезням. С 1869 — в Петербурге. В 1873—74 совершенствовал свои знания у М. Петтенкофера. Опубликовал первое в России «Руководство к гигиене» в разделе «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда». В 1878 руководил дезинфекционными работами в русской армии в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877—78. С 1879 в Москве, где совместно с А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым провел санитарное обследование промышленных предприятий Московской губернии, результаты которого опубликованы в 17 тт. и 2 дополнительных выпусках. Эта работа использовалась В. И. Лениным и Г. В. Плехановым для критики народничества. В 1882—96 профессор кафедры гигиены Московского университета, преобразованной в 1890 году в Гигиенический институт. Разработал ряд санитарных вопросов строительства водопровода, канализации и полей орошения в Москве и проблем школьной гигиены (влияние занятий и освещенности классов на зрение учащихся, рациональная конструкция классной мебели и др.). В 1896, в связи с выступлением в защиту студентов медицинского факультета, арестованных полицией, был уволен из университета и переехал в Цюрих, где с 1901 заведовал санитарной частью городского управления. Член социал-демократической партии Швейцарии. Активно вел общественную и научную работу, пропагандировал женское образование, достижения русской земской медицины. В России создал школу гигиенистов — Г. В. Хлопин, П. Н. Диатроптов, В. Е. Игнатьев, М. С. Уваров, С. Ф. Бубнов и др. [7]
На Урало-Сибирскую промышленную выставку 1887 года в Екатеринбурге Петр Феоктистович Коротков, учитель из села Бруснятского, представил придуманную им самим школьную парту, за что получил диплом и патент, и был удостоен серебряной медали. На лицевой стороне медали изображен мудрец с раскрытой книгой, передним — читающий юноша; на оборотной стороне — слова «Урало-Сибирская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге, 1887 год» вместе с лавровым венком опоясывают герб Пермской губернии.
В Белоярском загсе сохранились записи Бруснятской церкви. 8 января 1897 года церковная книга засвидетельствовала смерть младенца Николая, сына «учителя из крестьян» Петра Феоктистовича Короткова. Значит, действительно, был такой учитель в Бруснятской школе. Жил здесь, трудился. Эта же запись помогла узнать, откуда родом П. Ф. Коротков: родился он в деревне Суково Вязниковского уезда Владимирской губернии.
Причины его переезда на Урал, казавшиеся поначалу загадкой, тоже объяснились. Студент Петербургского университета Петр Коротков активно участвовал в партии «Земля и воля». Его арестовали по процессу 18—25 января 1877 года и сослали в Пермь. Местом ссылки пермский губернатор определил село Бруснятское Камышловского уезда. Прожив в Бруснятах впроголодь два года, Коротков испросил разрешения стать учителем. В его послужном списке указано, что учительствовать он начал с 11 октября 1880 года.
Село Бруснятское, или Бруснята, стояло на хороших землях, нищим не слыло. Этим фактом и объясняется, что еще в 30-х годах XIX века в селе открылась частная школа — первая на территории нынешнего Белоярского поселка.
Екатеринбургское уездное земское собрание в октябре 1884 года рассматривало прошение учителя П. Ф. Короткова о желательном перемещении школы в другое здание. Учитель объяснял свою просьбу тем, что школа находилась в здании волостного правления — нередко дети слышали, как их отцов наказывали за недоимки... Но просьба эта осталась неудовлетворенной.
Народоволец Коротков, находясь в глуши, служил народу, чем мог. Здесь, в Бруснятской школе, и родилась простая школьная парта — та, что принесла учителю серебряную медаль и патент. В год выставки о парте писала газета «Екатеринбургская неделя». Упоминание об изобретении Короткова есть и в десятом томе «Записок Уральского общества любителей естествознания», подписанном к печати 30 ноября 1886 года, что дает основания утверждать — коротковская парта существовала к тому времени в натуре. [7]
Медаль и диплом нежданно-негаданно «подняли акции» учителя Короткова: земство вынуждено было удовлетворить его просьбу о строительстве нового школьного здания
Земская комиссия в 1888 году приняла от подрядчика деревянное здание в восемь сажен длины, уплатив за строительство 864 рубля 10 копеек. Петр Феоктистович покидает Бруснята, и последние семь лет работает учителем Кунгурской земской школы Кисловской волости (ныне Каменский район). В Кунгурке он достроил здание земской школы.
Умер он 26 января 1907 года, прослужив учителем 25 лет.
Жизнь людей, связавших свою судьбу со школой не прошла даром, мы получили великое и простое наследие – школьную парту.
2.5. Памятники школьной парте
В России есть памятник школьной парте. Его установили накануне начала нового учебного года в Воронежской области, во дворе школы в Подгоренском районе. Памятник неслучайно установили во дворе сельской школы, так как именно сельский учитель Петр Феоктистович Коротков в 1897 году изобрел и запатентовал первую школьную парту в России. [ 3 ]
Памятник состоит из двух частей - самой школьной парты, за которой все желающие могут посидеть, и отдельной скамьи с лежащими на ней портфелем, кедами и мячом.
Памятник школьной парте — скульптурная композиция из бронзы, установленная в столице Республики Польша городе Варшаве по адресу: набережная Костюшко, дом 35.
Школьная парта образца первой половины ХХ века в натуральную величину установлена 19 ноября 2010 года перед зданием Союза польских учителей в честь 105-летия союза и в ознаменование открытия 40 национального конгресса делегатов союза. В торжественном открытии памятника участвовали премьер-министр Польши Дональд Туск, вице-премьер Вальдемар Павляк, мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц. По замыслу скульптора Войцеха Гриневича, композиция призвана вызывать у прохожих воспоминания о школьных годах, учителях и проделках юности.
Двойная школьная парта представляет собой копию парты 1905 года, находящейся ныне в музее Союза польских учителей в Пиляшкуве. Копия выполнена с большой тщательностью и вниманием к деталям. На столешнице находятся прописи, перьевая ручка, стопка книг, перевязанная ремнём, громоздкие школьные счёты, чернильница в предназначенном для неё углублении. На спинке сидения неизвестный первоклассник вырезал сердце, пронзённое стрелой. Такой же символ признания в любви есть и в прописях.
Как мы видим из выше изложенного, школьная парта –это не только предмет за которым сидят в школе , но и ему поклоняются, чтут, любят. [3]
2.6. Парта в МБОУ «Юговская ООШ»
В нашей школе имеется 4 разных вида парт, в задании начальной школы стоят парты старые деревянные и новые одноместные парты. (Фото 1 , 2)
Всем ребятам начальной школы понравились новые школьные парты, но оказалось, что они не очень удобные, хотя имеют наклон, нонет пеналов для ручек, как на старых партах, поверхность столешницы маленькая по размеру, поэтому не входят учебники и школьные принадлежности.
Старые парты оказались гораздо удобнее, с крышечками, с пеналами, места для школьных принадлежностей больше, сидеть удобнее, так как есть подножка и спинка больше по размеру.
Выводы сделаны на основе бесед с ребятами и учителями .
В здании старшей школы ученические столы и стулья, двух видов, одни полностью деревянные (фото 3), используются как вспомогательные столы, и столы новой модификаций (фото 4). Данные столы низкого качества: постоянно разворачиваются болты, слетают шайбы со стульев, не прочные столешницы.
Надо отметить, что данная мебель регулируется согласно росту и Сан Пину , все школьные ,парты и ученические столы имеют маркировку.
Согласно бухгалтерским документам – счет – фактурам - мебель в школе за последние 5 лет заменилась частично, в двух кабинетах начальной школы мебель старая – простые деревянные парты. 100 % в здании старшей школы в 2009 и 2010 году были приобретены ученические столы, а в 2013 году парты для начальной школы – комплект 10 одноместных парт.
В школьном музее мы нашли фотографии конца 40 годов, где мы видим старые массивные парты (фото 5) для учащихся старшей школы. По словам директора, этих парт в ее руководство уже не было, были парты деревянные, но другой конструкции, а в 70 годах они были замены на ученические столы и стулья (фото 6), которые перекрашивались каждый год, поэтому классы 1 сентября имели нарядный почти новый вид.
В школе у каждого из нас есть или было и у кого будет свое рабочее место. У любого ученика это парта, вернее, в нашей школе ученический стол. Парта — предмет школьной мебели, рабочий стол, предназначенный для учеников в системе основного (иногда и дошкольного) образования. Согласно существующим стандартам, школьные парты разделяются на несколько типов, отличающихся высотой столешницы, предназначены для учащихся разного возраста и, соответственно, роста. Парты комплектуются рабочими стульями с соответствующей высотой сиденья. Как правило, парты предполагают использование одновременно двумя учениками.
Основным предметом оборудования школы является школьная учебная парта. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для занятий.
В своей работе мы собрали необходимую информацию о парте, о ее создателях Петре Короткове и Ф.Ф Эрисмане, что основной идеей создания парты стала забота о здоровье и безопасности учащихся.
В работе мы затронули тему современности парты, ее виды, пути изменений. Перед нам предстали и отличия между партой и ученическим столом: парта представляет собой цельный предмет школьной мебели, а ученический стол и стул – самостоятельны друг от друга.
Пройдет еще немало лет, а парта все равно останется в школе. (фото 7)
Статья из книги или другого разового издания
1. В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова. История мировой и отечественной медицины: учебное пособие. – СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2010. – 110 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа. Сайты
2. «Покинуть скорее бы парту!» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: hhttp://hronometry.com/htm,сво
3.Памятник школьной парте. [Электронный ресурс]. http://1000interes.ucoz.ru/, свободный
4. Парты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный
Информация о работе История развития и становления школьной парты