История развития и становления школьной парты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:43, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – «жизнь» школьной парты.
Для этого мы должны познакомится с литературой по выбранной теме, то есть собрать необходимую информацию о создателях парты, вяснить предпосылки появления парты, о первых упоминаниях о парте, о предшественниках школьной парты, об интересных фактах этого предмета, узнать, какие парты использовались в нашей школе, найти подтверждающие архивные источники, узнать в чем отличие парты от ученического стола.

Файлы: 1 файл

Памятник школьной парте.doc

— 8.68 Мб (Скачать файл)

VIII муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся

Все обо всем

 

Вся жизнь в школе

Столбов  Сергей

МБОУ  «Юговская ООШ», 7 класс автора работы

Столбова Ольга Леонидовна МБОУ  «Юговская ООШ», учитель

 

 

 

 

 

Кунгурский район - 2014

 

Оглавление

 

 

 

Глава  1. Введение

Парта школьная нам снится

 и задачника страница1

 

 

Для каждого ученика школьная парта значит очень много. Вот только подумать, на этой деревянной плоскости ты только позавчера успешно написал диктант, несколько минут назад тайком читал записки одноклассника. А помнишь, как ещё совершенно недавно здесь красовались шпаргалки?  

Парта - это память школьных дней, твоя, так сказать, опора в океане знаний. Вот стоит она такая не живая, и в это же время родная. Вы стали так близки. Ей известны цвет твоей тетради, тупые стержни карандашей, какова на ощупь твоя школьная форма, а ещё много разных сокровенностей. Только она всегда будет молчать, в отличие  от болтливых людей-сплетников. 

Вот она лакированная поверхность, едва переливающаяся на солнце. Коричневатая гладь под твоими пальцами. И столь строгий вид...Вот она парта.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что этот предмет школы «живет»  в ней уже довольно долго, за почти 150-летнее существование претерпел мало изменений, за исключением последних 10 лет, с появлением новых технологий изготовления и гигиеническим требованиями, появилось много новых форм и материалов для изготовления современной школьной мебели, но парта остается неизменным атрибутом  образовательной организации.

Цель нашей работы –  «жизнь» школьной парты. 

Для  этого мы должны познакомится с литературой по выбранной теме, то есть собрать необходимую информацию о  создателях парты, вяснить предпосылки появления парты, о первых упоминаниях о парте, о предшественниках школьной парты, об интересных фактах этого предмета, узнать, какие парты использовались в нашей школе, найти подтверждающие архивные источники, узнать в чем отличие парты от ученического стола.

    Объектом нашего исследования становится  школьная парта,  а предмет исследования  -   информация, факты о парте.

В своей работе мы будем использовать  приемы теоретического анализа, то сеть  выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств парты, будем анализировать  отдельные факты, группировать их, систематизировать в данной работе, устанавливая общий принцип или правило.   Индуктивный метод  будет двигать нас   от частных суждений к общему выводу. Наша работа связана с изучением литературы: разной информации, исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии2,реферирование3 , конспектирование4 .

  Нашу работу можно отнести как к   теоретическому исследованию,   так и к   прикладному исследованию, потому что,  работая над данной темой, мы не встречали  работ, статей, где данный материал представлен  в таком же  ракурсе.

В своей работе мы использовали   разные источники, статьи журналов, энциклопедии,  глобальную сеть Интернет, архивные документы, фотографии  из школьного музей, интервью с работниками школы.

 

 

 

 

Глава 2. Вся жизнь в школе

 

 

 

2.1. Из научных статей о здоровье учеников вышла парта

В истории школьной педагогики нет упоминания о том, кто изобрел школьную парту. Впервые в полный голос о классной мебели заговорил «учитель народных учителей» Н. Ф. Бунаков [6]. В его труде «Школьное дело» читаем: «Вопрос о школьной скамье усиленно разбирался в печати 50—60-х годов прошлого столетия, и все главные принципы, которые следует класть в основу устройства классной мебели были высказаны не только за границей, но и у нас уже в 60-х годах. С тех пор предложено и проведено в жизнь много нового, но все дальнейшие предположения касались почти исключительно второстепенных качеств классного стола». Этот труд Н. Ф. Бунаков писал в 1903 году и тогда же рекомендовал для школ парту Ростовцева и Шенка, в основу которой легла коротковская парта. Одно ясно: до Короткова в школах пользовались только столами.

По одной из версий, парта значит «стоящая в стороне». По-немецки звучит как «апарт». Вообще слово «part» (от лат. часть, группа). Если парта это часть? То часть чего? По еще одной версии парта — это часть длинного ученического стола, которые использовались еще в средневековых университетах. В процессе усложнения и индивидуализации процесса образования (века так с XIX)  длинные столы были «разделены» на части, получились парты. [4, 8]

Мы привыкли, что в школе стоит специальная школьная мебель. Но первый, кто занялся специально этой проблемой, был ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) они и предложил конструкцию новой для своего времени школьной парты.[2] Но парты Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ XX века использовались парты на двоих. Именно такой вариант предложил в конце XIX столетия бывший петербургский студент Петр Феоктистович Коротков, сосланный за участие в народовольческой организации «Земля и воля» в далекое уральское село Брусняты5. Учителей не хватало, и ссыльному студенту разрешили заниматься с деревенскими мальчиками и девочками. Коротков получил за парту диплом и патент. Предложенная Эрисманом и изобретенная Коротковым школьная парта – это конструкция из дубовых досок, в которой школьный стол был прочно соединен со скамейкой.

Наклонная крышка парты откидывалась. Под столом была подставка для ног. Скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать ее прямо. Нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу... Правильно рассчитанный уровень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, — они выпускались в четырех типоразмерах. Со временем такие парты обзавелись отверстиями для чернильницы, книгодержателем6 и другими приспособлениями. Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница — в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века.

 Все детали, из которых была  склеена парта, не имели никаких  острых ребер и углов. (Рис.1) [2]

Много есть исследований о санитарно-гигиенических требованиях к современной парте, о материалах изготовления   парт  и др. 

 

2.2.Школьная парта

Самой древней партой, прадедушкой нынешней,  считается поставец, который нам знаком с эпохи Возрождения (рис 2).[2]    

 Крышка поставца фиксировалась  наклонно, как и в современной  парте. Уже позднее из поставца  возникли секретер и конторка, а уж потом конторка, стол и скамейка, превратились в мебель для учеников.

Первая попытка решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано — во всех школах использовать парты единого образца. Эти парты просуществовали без изменений до второй половины ХХ века. Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм.[9]

Эта двухместная парта включала продольные два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша.

Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница — в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда.

Чудо-парту разработал Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века. Это парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше.[3]

Так же школьная   парта была изобретена в селе Брусняты7  Белоярского района, студентом Петербургского университета Петр Феоктистович Коротков.[9] Работая в Бруснятах сельским учителем, он в 1887 г. получил от Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставки серебряную медаль и диплом за изобретение парты. До нее в школах пользовались деревянным столом. Эти деревянные парты с пологой крышкой, простой скамьей и откидными крылышками наиболее удобны для спины и зрения школьника

Такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них — встать из-за нее можно было, только откинув крышку. И учителя каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт, не создавая оглушительного грохота.

Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди.

Но главная трудность состояла в уборке помещения. Парты, соединенные в один продольный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев — неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликвидировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг: «чисто не там, где метут …»8, — уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом — при его новой покраске.

В гимназиях до революции использовали парты из дуба и сосны, они могли быть желтого цвета с черной крышкой, и так же сплошь черными. Выпускались парты семи размеров, в зависимости от роста учащихся, была возможность регулировать парту под рост ученика, поэтому мальчиков, учившихся в одном классе, одинаковых по росту и подбирали, так же и с девочками поступали.

Для измерения роста учащихся и определения номеров парт О. В. Флёровым9 предложен портативный и весьма простой прибор.[5] Прибор представляет собой складную линейку, на которой в определённой системе нанесены соответствующие обозначения.

На стороне прибора, предназначенной для определения номеров парт, отмечены жирной чертой фактические высоты уровня заднего края крышки и уровня сиденья парты - для каждого из номеров парт с 6 по 12. Против каждой черты проставлен римской цифрой соответствующий номер парты и рост учащихся, для которых она подходит. Поставив прибор на пол у края крышки парты, можно сразу определить, какому номеру соответствует данная парта, то есть для каких учащихся она подходит. Номер парты и рост учащихся рекомендуется сразу же написать на внутренней стороне боковой стенки парты,  а затем составить опись парт по их номерам.

Другая сторона прибора служит для определения того, какой номер парты нужен каждому из учащихся. На ней поверх обычных делений на сантиметры и полусантиметры нанесены полосы в 10 см шириной; на каждой полосе проставлен римской цифрой номер парты, подходящей для учащихся данного роста. Линейка вешается на уровне 1 м от пола и в таком виде представляет собою прибор для установления роста детей с одновременным определением номера парты, подходящей для учащегося; по соответствию роста учащегося той или другой полосе узнают номер парты, которая нужна учащемуся; номер записывается в журнал. В верхней части прибора делается отверстие для подвески его при втором из определений. Прибор легко и быстро можно приготовить самому учителю из обычного метра.

Определение номера парты, подходящей для каждого из учеников, может быть произведено ещё таким весьма доступным способом: на стене прикрепляется сантиметровая лента так, чтобы нижний конец её был на уровне 100 см. Ученики, распределённые по росту, проходят мимо ленты, и номер парты, подходящей каждому, записывается учителем сообразно росту учеников.

 

2.3. Парта :  история и современность

В 60-х годах придумали дешевые столики на трубчатых металлических ножках, с приставным стулом, который во время уборки можно было бы ставить ножками вверх — сиденьем на столешницу. К тому же, такая конструкция помогала учителю в начале учебного дня сразу увидеть, кого сегодня нет в школе. Была идея рассаживать детей за индивидуальными столами, свободно расставленными в классе.

В настоящее время люди изобретают больше нового. В Англии учитель получил патент на свое первое изобретение – школьную парту SmarteDesk (рис.3) с вмонтированным в нее компьютером. По словам изобретателя – обычного школьного учителя Крега Джиринджи – идея о создании подобной парты-компьютера пришла ему в голову десять лет назад, однако из-за громоздкости тогдашнего оборудования воплотить ее в жизнь удалось только в этом году. Новое средство обучения рассчитано на детей самых разных возрастов, а поэтому, по мнению изобретателя, в скором времени будет применяться повсеместно и станет неотъемлемым атрибутом любого класса. SmarteDesk снабжена вмонтированным монитором, на который благодаря специальной защитной панели, можно даже опереться локтями.[4]

Парта – это специфический предмет школьной мебели. Парту придумали специально для школы и придумали ее в конце XIX века врачи, которые обеспокоились здоровьем детей. Особенно волновала медиков посадка школьников, которые из-за того, что сидели на общей скамье, вынуждены были кто тянуться до стола, а кто нагибаться над ним. Для решения этой проблемы была разработана уникальная конструкция парты-трансформера. Парта-трансформер отличается от обычного школьного стола или парты тем, что у нее регулируется высота самого стола, а также угол наклона столешницы. Применение простого принципа подбора правильной высоты парты и степени наклона письменной поверхности помогло избежать проблем с осанкой многим поколениям учащихся.

Информация о работе История развития и становления школьной парты