История развития высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

История высшего образования в России, а на тот момент Киевской Руси, началась в 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью - академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.
В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончил поэт и писатель М. В. Ломоносов.
Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).

Файлы: 1 файл

История развития высшего образования.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

История высшего образования в России

История высшего образования в России, а на тот момент Киевской Руси, началась в 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В это время  поддержка преемственной ступенчатой  системы образования с высшей ступенью - академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончил поэт и писатель М. В. Ломоносов.

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).

В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором - посещение только специальных циклов, а на третьем - прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Стараниями  Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет, среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.

В результате изобретения  паровой машины произошел переход  от мануфактурного производства (ручной труд с использованием раздельного труда) к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению первых высших технических университетов, дающих систематическое инженерное образование. В России первым подобным заведением было основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт). В нём первоначально изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Постоянно расширяющийся список до начала XIX века пополнился многими дисциплинами, в их числе: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др.

17 ноября 1804 года в Казани учреждается  Казанский университет. Уже в первые 10-тилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1830 году в Москве по указу Николая I на базе основанного 1 сентября 1763 года Императорского Воспитательного Дома создается Ремесленное Учебное Заведение (далее Императорское Высшее Техническое Училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Его учёные и преподаватели - А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и другие фактически создали русскую систему системного высшего технического образования, которая основывалась на тесной связи теоретического обучения и практических занятий на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом «русскими методами обучения» и отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии - 1876 году и в Париже - 1900 году).

В России это  осуществлялось путём открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее.

В 1914-1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек.

В 1970-1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям - 43,6%, гуманитарным и естественнонаучным - 35,6 %, сельскохозяйственным - 7,7 %, медицинским - 7,1 %. В их обучении было задействовано 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук.

По  данным на 2000 год в России 562 (45,9 %) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ - 338 (26,0%), и 662 (54,1 %) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию - 203 (15,5 %)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении - 2 624 300 человек.

По данным статистики в 2005 году в России насчитывается 1068 высших учебных заведений, из них 413 негосударственных. Студентов на 10 тысяч населения страны приходится 481 человек (4,81%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития высшего образования  во всем мире

Высшее образование  родилось в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Молодёжь стала изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

В Александрии в V-III вв. до н. э. - в эпоху эллинизма, стали создавать школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучаться раздельно в связи с дифференциацией науки.

В Древней  Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV-III вв. до н. э. одним из идеологов выделения высшей степени образования был Платон. Он предполагал вовлечь в неё незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявила способность к отвлечённому мышлению и способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей - мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III вв. до н. э. и Аристотель, который считал необходимой третью - высшую ступень образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.

В IV веке на территории Грузии была открыта Высшая риторическая школа.

В 988 году в Каире при мечети Аль-Азхар Фатимидами основывается Университет Аль-Азхар, на сегодняшний день, старейшая мусульманская духовная академия-университет. Название он получил в честь дочери пророка Фатимы Зухры. В 1961 году университет реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.). В Аль-Азхаре преподавал Мухаммад Абдо - египетский реформатор ислама и общественный деятель - после своего возвращения в Египет в 1889 году.

Дальнейшая дифференциация науки только способствовала большему выделению третьей - высшей ступени  образования. Однако, определение Высшего образования в современном понимании, сложилось лишь в средние века.

С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты - места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику.

В Англии дела обстояли несколько хуже: даже среди духовенства было немало неграмотных. И в 1117 г. создали университет с целью дать священнослужителям более полное образование. Выбор пал на Оксфорд, один из крупнейших городов королевства. Но только при Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком. Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было еще далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны. 
Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании - Оксфордский университет, основан около1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов - «бычий» и «брод».

В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия).

В XI-XII вв. появились  светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В это время открываются Академии в Грузии (в Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (расположенная близ Кутаиси) была центром светского образования в регионе - в ней изучались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка, история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.

В XII-XIII вв. во многих странах  Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета - богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5-6 лет. 
В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г.Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге. 
Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм.

Лишь в XIV-XVI вв. происходит постепенное освобождение науки  и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени - Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа - Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени - Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень - выступали против монополизации католической церковью области образование. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.

Новым витком в истории  высшего образования стало учреждение «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания». В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне Массачусетский технологический институт). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

В 1870-1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам.

В 1950 году, ст. 2 Первого протокола  к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие  стороны гарантировать право  на образование.

В 1966 году, Организация Объединенных Наций в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего  образования в Европе был дан  т. н. Болонским процессом. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-хгодов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Информация о работе История развития высшего образования в России