Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:09, контрольная работа
В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны.
Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема. Их интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась.
1. Введение
2. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля
3. Коронация Ивана IV. Избранная Рада
4. Реформы
4.1 Первый Земский собор. Принятие нового Судебника
4.2 Ограничение кормлений и изменение органов управления
4.3 Церковные реформы
4.4 Изменение налоговой системы
4.5 Реформы армии
4.6 Земельное законодательство
5. Заключение. Выводы
6. Список использованной литературы
История России до 19 века.
Содержание:
1. Введение
2. Личность Ивана Грозного,
как человека и
4.6 Земельное законодательство
Иван Грозный.
В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны.
Иван Грозный еще
Ивана IV являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха – именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный».
Актуальность выбранной темы: данный период описывает в истории России важнейшие изменения судьбы народа и государства, под управлением деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры -Ивана Грозного.
Цель работы: приблизиться к личности Ивана IV, и оценить вклад царя в историю Российского Государства.
Задачи которые я ставлю при выполнении данной работы:
1) изучить личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля
2)Разобрать, приведенные им, реформы.
3)Оценить полезность реформ.
2. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля
« Царь Иван родился в 1530
году. От природы он получил ум бойкий
и гибкий, вдумчивый и немного
насмешливый, настоящий великорусский,
московский ум. Но обстоятельства, среди
которых протекло детство Ивана
, рано испортили этот ум , дали ему
неестественное , болезненное развитие.
Иван рано осиротел – на четвертом
году лишился отца, а на восьмом
потерял и мать. Он с детства
видел себя среди чужих людей.
В душе его рано и глубоко врезалось
и всю жизнь сохранялось
Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать , как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
Как все люди, слишком
рано начавшие борьбу за
Описанные свойства
царя Ивана сами по себе
могли бы послужить только
любопытным материалом для
Царь Иван был замечательный
писатель, пожалуй, даже бойкий
политический мыслитель, но он
не был государственный делец.
Одностороннее, себялюбивое и
мнительное направление его
Изменение ранга московского
монарха имело несомненную
Во внешней политике этот титул играл важную роль, так как великий князь приравнивался к принцу или герцогу, а царь к императору. Если в международных отношениях возвышался авторитет страны, то для населения новый титул стал символом единства государства, усиления центральной власти.
Недостаточные способности
молодого царя к управлению государством
и необходимость проведения многих
преобразований привели к созданию
своеобразной правительственной группы
компромисса между различными слоями
господствующего класса, названной
позднее князем Андреем Курбским
с литовским манером «Избранная
Рада». «...Выдвинулось и стало
около престола несколько дельных,
благомыслящих и даровитых
На политическую авансцену
времен «Избранной Рады» выступили
священник Благовещенского
Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. «Избранная Рада» разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова.
Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и холопах и других «многих дел».
Новому уровню политической
организации страны, сложившемуся к
середине XVI века, должны были соответствовать
и новые государственные
На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника.
На Земском Соборе 1550 года
был принят новый Судебник, вобравший
в себя нормы всех основных разделов
тогдашнего права. Новый Судебник полностью
соответствовал нуждам времени. В новом
законодательном документе
«Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее было решено заменить иными формами управления»1.
Первый момент ограничения
кормлений состоит в том, что
центральное правительство
Данная реформа положила
начало перестройке системы
Вторым элементом отмены
кормлений была, проводимая в это
время, земская реформа, сущность которой
состояла в том, что некоторые
государственные функции
Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления.
Становление представительных институтов на местах сопровождалось усилением контроля со стороны центра, что не могло не повлечь перестройки московских учреждений.
Происходящая централизация власти привела к появлению новой структуры организации власти, но ее характерной чертой была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций.
Такие грандиозные изменения, которые практически заново создавали новую структуру власти, требовали подкрепления в существовавшем тогда законодательстве.
Вслед за законодательной реформой, последовали изменения в церкви, также одобренные на Стоглавом соборе. Их проведение было предназначено для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества.
Принимаются меры, ограничивающие права церкви, воспитываются «грамотные» служители церкви, также проводятся изменения самой службы, ее унификация, т.к. внутри самой церковной организации существовали различия в составе «святых» и не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала строгая система внутреннего распорядка.
Изменения, проводимые в церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам государства.
Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы требовали огромных средств и поэтому проводятся различные финансовые преобразования. К тому же Россия унаследовала налоговую систему со времен раздробленности государства на княжества. В каждой земле существовали свои налоги, оброки повинности, соответствовавшие традиции и поэтому налоговая система морально устарела и не соответствовала требованиям времени.
Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.
В Судебнике 1550 г. Тарханы (т.е. освобожденные от части или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности – «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).
Правители решили в централизованном
порядке использовать возросшие
за десятилетия платежные
Несмотря на строгое направление увеличения налогового пресса, оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию.
В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере. Еще раз можно отметить явный прадворянский характер преобразований.