История России до 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны.
Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема. Их интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась.

Содержание работы

1. Введение
2. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля
3. Коронация Ивана IV. Избранная Рада
4. Реформы
4.1 Первый Земский собор. Принятие нового Судебника
4.2 Ограничение кормлений и изменение органов управления
4.3 Церковные реформы
4.4 Изменение налоговой системы
4.5 Реформы армии
4.6 Земельное законодательство
5. Заключение. Выводы
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История России до 19 века.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

 

История России до 19 века.

Содержание:

1. Введение

2. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного  деятеля 

  1. Коронация Ивана IV. Избранная Рада

4. Реформы

4.1 Первый Земский  собор. Принятие нового Судебника

4.2 Ограничение  кормлений и изменение органов  управления

4.3 Церковные  реформы

4.4 Изменение  налоговой системы

4.5 Реформы армии

4.6 Земельное законодательство

5. Заключение. Выводы

6. Список использованной  литературы

 

 

Иван Грозный.

  1. Введение

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых  важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны.

Иван Грозный еще современникам  казался личностью загадочной и  страшной. Такой же загадкой вошел  Иван IV и в историческую науку. Для  большинства историков это была психологическая проблема. Их интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась.

Ивана IV являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха – именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный».

Актуальность  выбранной темы: данный период описывает  в истории России важнейшие изменения судьбы народа и государства, под управлением деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры -Ивана Грозного.

Цель работы: приблизиться к личности Ивана IV, и оценить вклад царя в историю Российского Государства.

Задачи которые я ставлю при выполнении данной работы:

1)  изучить личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля

2)Разобрать, приведенные  им, реформы.

3)Оценить полезность реформ.

 

2. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля

« Царь Иван родился в 1530 году. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного  насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди  которых протекло детство Ивана , рано испортили этот ум , дали ему  неестественное , болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвертом  году лишился отца, а на восьмом  потерял и мать. Он с детства  видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось  и всю жизнь сохранялось чувство  сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая  основной чертой его характера. Как  все люди, выросшие среди чужих, без  отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить  оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям.      

 Безобразные сцены  боярского своеволия  и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать , как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.      

 Как все люди, слишком  рано начавшие борьбу за существование,  Иван быстро рос и  преждевременно вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумывались и в зрелом возрасте. В 1546 году, когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что царь так молод, а уж так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись.      

 Описанные свойства  царя Ивана сами по себе  могли бы послужить только  любопытным материалом для психолога,  скорее для психиатра, скажут  иные: ведь так легко нравственную  распущенность, особенно на историческом  расстоянии, признать за душевную  болезнь и под этим предлогом  освободить память мнимобольных  от исторической ответственности.  К сожалению, одно обстоятельство  сообщило описанным свойствам  значение, гораздо более важное, чем какое обыкновенно имеют  психологические курьезы, появляющиеся  в людской жизни, особенно такой  обильной всякими душевными курьезами,  как русская. Иван был царь. Черты его личного характера  дали особое направление его  политическому образу мыслей, а  его политический образ мыслей  оказал сильное, притом вредное,  влияние на его политический  образ действий, испортил его.Таким  образом, положительное значение  царя Ивана в истории нашего  государства далеко не так  велико, как можно было бы подумать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его  деятельность. Грозный царь больше  задумывал, чем сделал, сильнее  подействовал на воображение  и нервы своих современников,  чем на современный ему государственный  порядок.      

 Царь Иван был замечательный  писатель, пожалуй, даже бойкий  политический мыслитель, но он  не был государственный делец.  Одностороннее, себялюбивое и  мнительное направление его политической  мысли при его нервной возбужденности  лишило его практического такта,  политического глазомера, чутья  действительности, и, успешно предприняв  завершение государственного порядка,  заложенного его предками, он  незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка»

  1. Коронация Ивана IV. Избранная Рада

С конца 40-х годов  Иван IV переходит к самостоятельному правлению, этот период начинается с  его венчания на царство и женитьбой. Коронация произошла в Успенском  соборе 16 января 1547 года.

Изменение ранга московского  монарха имело несомненную двуединую  направленность: внутреннюю и внешнюю.

Во внешней политике этот титул играл важную роль, так как  великий князь приравнивался  к принцу или герцогу, а царь к  императору. Если в международных  отношениях возвышался авторитет страны, то для населения новый титул  стал символом единства государства, усиления центральной власти.

Недостаточные способности  молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной  позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». «...Выдвинулось и стало  около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада».

На политическую авансцену  времен «Избранной Рады» выступили  священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, царский постельничий Алексей Федорович Адашев, князь  Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители  аристократии.

Всего десятилетие суждено  было существовать «Избранной Раде». Но за этот краткий период государственное  и социальное устройство России потерпело  столь сильные изменения, каких  не происходило за целые века спокойного развития. «Избранная Рада» разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова.

 

4. Реформы

4.1 Первый Земский собор.  Принятие нового Судебника

Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления  государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского  правления, рассматривался вопрос о  боярских детях и их интересах, которые  страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и  холопах и других «многих дел».

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к  середине XVI века, должны были соответствовать  и новые государственные институты  – сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных  областей. Таким органом стал Земский  Собор. Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием  сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил  утверждение в России сословно-представительной монархии.

На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника.

На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший  в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права. Новый Судебник полностью  соответствовал нуждам времени. В новом  законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор.

4.2 Ограничение кормлений  и изменение органов управления

Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, начатая еще при Елене  Глинской, и создание взамен их принципиально  новых органов местной власти. Это повлекло за собой изменения  во всех сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства.

 

«Так как примитивная  система кормлений не могла удовлетворять  требованиям времени, росту государства  и усложнению общественного порядка, то ее было решено заменить иными формами  управления»1.

Первый момент ограничения  кормлений состоит в том, что  центральное правительство стало  точнее определять законодательным  путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность  областных управлений.

Данная реформа положила начало перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам  объем власти кормленщика, так как  изъяли наиболее важные дела из его  компетенции.

Вторым элементом отмены кормлений была, проводимая в это  время, земская реформа, сущность которой  состояла в том, что некоторые  государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным  населением.

Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и  тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все  формы самоуправления. Изменение  власти на местах не может не повлечь  изменение центральных органов  управления.

Становление представительных институтов на местах сопровождалось усилением контроля со стороны центра, что не могло не повлечь перестройки  московских учреждений.

Происходящая централизация  власти привела к появлению новой  структуры организации власти, но ее характерной чертой была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций.

Такие грандиозные изменения, которые практически заново создавали  новую структуру власти, требовали  подкрепления в существовавшем тогда  законодательстве.

4.3 Церковные реформы

Вслед за законодательной  реформой, последовали изменения  в церкви, также одобренные на Стоглавом  соборе. Их проведение было предназначено  для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества.

Принимаются меры, ограничивающие права церкви, воспитываются «грамотные»  служители церкви, также проводятся изменения самой службы, ее унификация, т.к. внутри самой церковной организации  существовали различия в составе  «святых» и не было строгого порядка  в исполнении церковных обрядов, отсутствовала строгая система  внутреннего распорядка.

Изменения, проводимые в  церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам  государства.

4.4 Изменение налоговой  системы

Период реформ 50-х годов  совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы  требовали огромных средств и  поэтому проводятся различные финансовые преобразования. К тому же Россия унаследовала налоговую систему со времен раздробленности  государства на княжества. В каждой земле существовали свои налоги, оброки повинности, соответствовавшие традиции и поэтому налоговая система  морально устарела и не соответствовала требованиям времени.

Реформа налогообложения  имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила  по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена  отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных  проездных и торговых пошлин - основного  источника дохода монастырей.

В Судебнике 1550 г. Тарханы (т.е. освобожденные от части или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности – «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие  за десятилетия платежные способности  крестьян.

Несмотря на строгое направление  увеличения налогового пресса, оскудение  дворянства вынудило казну сделать  серьезные уступки военному сословию.

В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере. Еще раз можно отметить явный  прадворянский характер преобразований.

Информация о работе История России до 19 века