История России XVI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

В XVI в. территория России еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны (“дикое поле”). Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.

Содержание работы

В XVI в. территория России еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны (“дикое поле”). Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.

Файлы: 1 файл

В XVI в.docx

— 30.48 Кб (Скачать файл)

В XVI в. территория России еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны (“дикое поле”). Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.

В стране проживало  около 7 млн человек. С вхождением земель по Волге и Сибири население России стало еще более многонациональным. Основная масса населения была сосредоточена в Новгородско-Псковской земле и центральной части страны. Однако плотность даже в наиболее заселенных землях России составляла 1-5 человек на кв. км (в Европе в это время плотность населения была 10-30 жителей на кв. км). Россия в XVI в. не имела морских портов, кроме Архангельска.

 

Перед страной стояли сложные проблемы. Процесс централизации  был далеко не завершен. Существовали уделы - владения родственников царя со своей администрацией и войском. Удельные князья не могли вести самостоятельную  внешнюю политику, но как члены  правящей династии имели право на престол в случае отсутствия прямого  наследника. Мощной и относительно самостоятельной структурой оставалась церковь. Она обладала не только духовной, но и немалой материальной силой: у митрополита были свои приказы, бояре и светские служилые люди. Сохраняла силу и независимость  местная знать (князья Ростовские, Оболенские и др. и их бывшие бояре).

Несмотря на пережитки  феодальной раздробленности, Россия в XVI в. сделала шаг вперед в социально-экономическом развитии. Происходили дальнейший рост и развитие феодального землевладения.

Ко второй половине XVI в. на южных окраинах государства начало складываться казачество.

Наблюдается подъем ремесленного производства и денежного  обращения в стране. В Москве появились  первые казенные (государственные) предприятия - Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор. Анализ социально-экономического развития России в XVI в. показывает, что  в стране укрепляется феодальный строй, в основных чертах сложилось  крепостное право, а русский город  стал частью феодально-крепостнической  системы.

 

Сословная Монархия (сословно-представительная Монархия )  
- форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в XIII-XIV вв. в ходе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства в Западной Европе (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). В России сословное представительство существовало в виде Земских соборов XVI-XVII вв. Сословная монархия исторически предшествует абсолютной.  
Сословно-представительная монархия - важнейший этап в истории феодального государства и права, соответствующей эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей). За дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, что бы быть абсолютной. Статус монарха в этот период несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается, что было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха. Во главе государства начиная с 1547 года стоял царь. Изменения титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепления власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных  
княжат, бывших удельных князей.В конце XVI века сложился порядок утверждения (избрания царя на земские соборы), что должно было способствовать упрочнению авторитета царя.

Сословно-представительная монархия в России и ее особенности. 
Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян. 
Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом, формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшим в мире государством. 
В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось, прежде всего, в созыве сословно-представительных органов - земских соборов. Сословно- представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления - абсолютная монархия. 
Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. 
Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. 
В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем. 
Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние. 
Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии. 
Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. 
Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора. 
Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90. 
Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). 
Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т.д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие. 
Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы. 
Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья. 
Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованьем, назначал воевод и их помощников и т.д. Поместный приказ решал вопросы, связанные с поместным и вотчинным землевладением, а также осуществлял суд по земельным делам. Ямской приказ выполнял функции по организации ямской гоньбы и полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов. В компетенцию приказа Большого прихода входил сбор общегосударственных налогов и пошлин. Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой казны. 
Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и пр. 
Во второй половине XVI в. земские и губные избы стано¬вятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции. 
Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа. 
В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат - приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года. 
В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил: 
- продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения; 
- было создано постоянное стрелецкое войско. 
С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т.д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.

 

Начало царствования Ивана IV. После смерти Елены Глинской в 1538 г. ее восьмилетний сын Иван IV остался  сиротой. В этот период возобновилась  борьба за власть, в которой участвовали  князья Бельские, Шуйские, Глинские; она  отличалась жестокостью, насилиями, что, безусловно, повлияло на формирование характера будущего правителя Русского государства, называемого в народе Грозным. Свой первый в жизни смертный приговор он вынес в 1543 г., когда ему  было всего 13 лет. В 1547 г. Иван IV принял титул царя и первым из русских  правителей венчался на царство в  Успенском соборе. С этого года он всенародно объявил себя царем  всея Руси.  
В условиях борьбы за престол, непомерного роста поборов с городского населения, а также усиления эксплуатации крестьян в стране обострилась социальная обстановка: крестьяне убегали от феодалов, самовольно распахивали их земли, уничтожали документы о правах помещиков на крестьян.  
В 1547 г. вспыхнуло восстание посадских людей в Москве, поводом к которому послужил обширный пожар, уничтоживший имущество посадских жителей. Потерпевшие и возмущенные люди требовали от молодого царя выдачи особенно ненавистных бояр. Московский мятеж не был единственным - волнения прошли также в Пскове, Опочке, Устюге. Выступления народа были подавлены. Однако Иван IV вынужден был пойти на уступки - некоторые бояре были удалены из правительства, постепенно ликвидировалась система кормления.  
В 1547 г. при Иване Грозном было создано новое правительство - Избранная рада. В состав рады входили представители различных слоев господствующего класса - князья Д. Курлятев, А. Курбский (1528-1583), М. Воротынский, Н. Одоевский, В. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский, бояре Шереметевы. Важную роль играли в раде митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Возглавил раду спальник царя А.Ф. Адашев Он был служилым человеком не слишком знатного рода. Современники считали его сведущим в делах и умным. Таким образом, состав рады свидетельствовал о компромиссном характере внутренней политики, проводимой на этом этапе Иваном IV.

Избранная рада не являлась официальным государственным  учреждением, но она управляла от имени царя в течение 13 лет и  фактически была правительством.  
Своей задачей члены Избранной рады ставили упорядочить законы и управление страной, изыскать расширение источников поступления доходов в казну, учитывая при этом интересы как служилого дворянства, так и боярства.  
Реформы 50-х годов. При разработке реформ учитывались требования челобитных, обращенных к царю и написанных в 1549 г. дворянином и писателем И.С. Пересветовым.  
Реформы включали создание новой системы центральных органов управления - приказов, В середине XVI в. в России действовало около 20 приказов, каждый из которых ведал определенными делами. Так, Посольский приказ регулировал отношения с зарубежными странами, Пушкарский приказ - артиллерией, Разбойный - делами об охране феодальной собственности, Большой приказ - государственными финансами, Ямской - почтовой связью и почтовыми станциями (ямами). Поместный - государственными землями, раздаваемыми дворянам. Во главе приказа стоял знатный боярин - крупный государственный чиновник, ему подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Действовали приказы, ведавшие определенными территориями, - Приказ Сибирского дворца, Приказ Казанского дворца.

Опричнина 
 
Опричнина – эпоха террора. Причины, цели, последствия. Удельно-княжеская знать была недовольна проводимой политикой централизации государственного управления.  
В середине XVI в. среди знати создается оппозиция, группировавшаяся вокруг сильного удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя. Его хотели возвести на престол. Сторонников удельно-княжеской оппозиции поддерживали и высшие представители церкви, т.к. они рассматривали наступление Ивана IV на последние остатки удельно-княжеской автономии как угрозу для экономической и административной обособленности церкви, прежде всего для ее феодальной земельной собственности. 
Ниже перечисленные причины побудили Ивана IV изменить прежнюю систему государственного управления и создать новый аппарат, выполнявший только его волю: 
- массовое бегство крестьян от усилившегося гнета феодалов после реформ середины XVI в.; 
- потребность в новых землях для наделения дворян поместьями и крепостными; 
- стремление найти в крепостническом дворянстве прочную опору в борьбе за ликвидацию последних форпостов удельной децентрализации и за усиление своей единоличной власти.  
Царь взял курс на усиление личной власти, учредив опричнину. Опричнина означает систему чрезвычайных мер, осуществляемых царем Иваном IV для разгрома боярско-княжеской оппозиции, и укрепления самодержавия. 
Слово "опричнина" употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова "опричь" (синоним слова "кроме" в древнерусском языке). У погибшего на поле боя воина забирали в казну поместье, пожалованное ему за службу великому князю, его вдове и детям оставляли небольшой участок земли. Этот остаток поместья и назывался "опричниной". 
Историки употребляют слово "опричнина" в двух значениях: в узком — для обозначения государева двора в 1565-1572 гг., в широком — понимая под этим словом политику правительства этих же лет J1565-1572 гг.), целью, которой было уничтожение остатков удельной старины. 
Введению опричнины предшествовали следующие события: 
- 3 декабря 1564 г. царь с семьей и приближенными выехал в Александрову слободу. 
- 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец с двумя царскими грамотами. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр в изменах. В другой грамоте он заверял посадских людей в том, что гнева на них и опалы не держит. Это был блестящий политический маневр талантливого демагога: царь выступил в тоге радетеля за интересы посадских низов против ненавистных посадскому люду феодалов. 
- 5 января 1565 г. прибытие в Александрову слободу депутации духовенства и бояр. Они должны были упросить царя вернуться на царство. 
- Царь смилостивился и согласился вернуться на царство. Однако он потребовал выполнения двух условий. 1) На изменников распространяются опала и казни. 2) В своем государстве он учиняет опричнину (небольшой удел, в который царь "удалялся от царствования". Вся страна "земщина" оставалась в управлении Боярской думы, деятельность которой контролировалась Иваном IV. 
В опричнину были взяты лучшие земли и особо важные в военно-стратегическом отношении территории. Людей, входивших в состав государева двора, называли опричниками. 
Феодалы, не принятые в опричнину, лишались поместий и вотчин в опричных уездах и выселялись в земщину. 
В изображении Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, опричнина является кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. 
Жертвами опричного террора стали и боярско-княжеская, и дворянско-помещичья фронды. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные, независимо от их общественного положения. 
Опричнина являлась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления. 
Опричнина – это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Создает она не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий. 
Долгое время в литературе было распространено мнение, что опричнина-дело исторически необходимое, поскольку Руси, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Но факты говорят, что бояре вовсе не были противниками централизации, и Иван Грозный боролся не только с боярами (на каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3-4 рядовых служилых землевладельца). 
Путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Иван Грозный, был разорительным и даже гибельным для России. Жестокость нужна была как воплощение силы для воспитания покорности. Опричнина была попыткой компенсировать слабость власти ее суровостью. 
Для осуществления террора был создан специальный аппарат, имеющий своих преданных агентов на местах, связанных круговой порукой. Опричнина порождала доносительство, предательство, ложь воровство, убийство. Так, поводом для разгрома Новгорода Великого был ложный донос о том, что новгородцы якобы хотят перейти под власть польского короля, а самого царя Ивана "извести" и на его место посадить удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. Погром продолжался более пяти недель - с 6 января по 13 февраля 1570 г., когда ежедневно "ввергали в воду" (подпел) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек. По возвращении в Москву Иван Грозный начал казни опричников, которым предъявлялись обвинения в измене. Погибли отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский и др. Осенью 1572 г. царь опричнину "отставил". Террор продолжался, но в меньших масштабах.

 

В 1550 г. был принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но значительно расширенный  и систематизированный. Он закреплял  создание в Московском государстве "праведного" (справедливого) суда, контролируемого "лучшими людьми" из данного сословия на местах. 
Власть наместников ограничивалась путем привлечения к участию в наместническом суде представителей посадского населения черносошного крестьянства. В городах и волостях целовальники целовали крест на верность царю и старосты становились "чиноначальными людьми" государства. Верность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных. 
Отменялись податные льготы монастырей. По отношению к крестьянам была повторена норма предшествующего Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с некоторым увеличением размера "пожилого". 
Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. 
Производилась реорганизация центральных органов управления, за которыми вскоре укрепилось наименование приказов (до середины 60-х годов их называли "избами"). Одним из первых приказов была челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет.  
Посольский приказ возглавлял Иван Висковатый (дьяк, около 20 лет руководил русской внешней политикой, казнен в годы опричнины по ложному доносу). Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против "разбоев" и "лихих людей". Земский приказ ведал порядком в Москве. В 1555-1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.

Губная и земская реформы являлись шагом вперед на к централизации, но все, же еще не сделали местные органы достаточно централизованными. Из-за неразвитости государственного аппарата правительство не могло обойтись без представителей сословий в управлении. 
В России, в отличие от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти (Генеральные штаты, парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось снизу с местных органов власти. 
В 1550 г. было решено «исполнить» в Московском уезде "избранную тысячу" бояр и дворян, обязанных быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений. В 1552 г. был составлен полный список Государева двора (4 000 человек), называвшийся Дворовой тетрадью. Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Из состава Двора выходили воеводы, головы, дипломаты, администраторы и т.д. В Дворовой тетради дворян записывали по ток уездам, где они владели землей. Таким образом, закреплялись организация феодалов в уездные служилые корпорации. 
При Иване IV проводилась централизация денежной системы в мер вместимости. Основной мерой вместимости сыпучих тел стала четверть, медные эталоны которой были созданы и разосланы по уездам. 
Централизация коснулась и церковного управления. Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе (1551 г.), названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав. На нем присутствовали, помимо высших церковных чинов, сам царь, князья, бояре и думные дьяки. Инициаторы реформы намеревались соединить земское устроение с "многоразличным церковным исправлением", чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви. В едином государстве создавался единый пантеон русских святых, унифицировались церковные обряды на территории страны. В руках церкви оставались все земли, приобретенные ею ранее, но в дальнейшем церковники могли приобретать и продавать земли только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о взаимоотношениях светской и духовной власти победила линия на ограничение и контроль монастырского землевладения со стороны царя. Но один из удельных пережитков сохранялся: духовенство подлежало суду епископов, а не государства.

Информация о работе История России XVI в.