История России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:07, лекция

Описание работы

Лекции по истории для экономистов

Файлы: 1 файл

лекции по истории.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

      Согласно  положениям “Русской правды” при решении аграрного вопроса Пестель исходил из того, что земля — есть общественное достояние, что каждый гражданин России имеет право получить земельный надел. Однако, признавалась частная собственность на землю. Пестель не хотел уничтожить помещичье землевладение, оно должно быть ограничено.

      “Русская  правда” определяла, что высшая законодательная власть должна принадлежать народному вече, которое избиралось в количестве 500 человек на 5 лет. Исполнительную власть осуществляла избираемая народным вечем на 5 лет Державная дума, состоявшая из 5 человек. Ежегодно 20 % членов народного вече и Державной думы переизбиралось. Председатель Державной думы являлся президентом страны. Президент избирался из членов народного вече, при условии нахождении претендента на пост президента в составе народного вече в течение 5 лет. Внешний контроль власти должен был осуществлять Верховный собор, состоявший из 120 человек. Законодательную власть на местах должны были осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную — окружные, уездные и волостные правления. Возглавлять наместные органы должны были выборные посадники, волостные собрания — волостной производитель, избираемый на один год.

      Разработанная Муравьевым “Конституция” России предлагала ликвидацию самодержавия и сословное деление населения, провозглашала всеобщее равенство граждан, неприкосновенность личной собственности и имущества, свободу слова, печати, собраний, вероисповедания, передвижения и выбора профессии. “Конституция” Муравьева также провозглашала отмену крепостного права. Крестьяне наделялись землей, причем крестьяне получали по 2 десятины земли на двор. Земля, которой владел крестьянин до введения “Конституции”, автоматически приписывалась к его личной собственности.

      Консервативность  “Конституции” проявлялась в  вопросе о гражданстве. Гражданином  России мог стать тот, которому было не менее 21 года, который имел постоянное место жительства, обладал недвижимой собственностью на сумму не менее 500 рублей или движимой собственностью на сумму не менее 1000 рублей, который платил исправно налоги и не находился у кого-либо в услужении. Гражданин обладал правом избирать. Этот имущественный ценз лишал возможности участвовать в политической деятельности страны большую часть населения.

      Россия  — федеральное государство, состоявшее из 13 держав и двух областей. Державы  делились на уезды.

      Высшим  законодательным органом государства  являлось двухпалатное народное вече, состоявшее из верховной думы и палаты народных  представителей(нижняя палата). В верховную думу избиралось 40 депутатов. В палату народных представителей избиралось 450 депутатов, по одному человеку от 500.000 представителей мужского населения страны. Депутаты избирались на 6 лет. Каждые два года 1/3 часть палаты переизбиралась. На местах законодательным органом являлось державное вече, избираемое на 2 года. Высшая исполнительная власть в стране принадлежала, согласно  “Конституции”,  императору, который был верховным главнокомандующим, он назначал послов, верховных судей и министров. Оклад императора определялся в размере 8.000.000 рублей ежегодно. Исполнительная власть в Державе осуществлялась державным правителем, наместником, избираемым на 3 года народным вечем. Судебными органами были Державное и Верховное судилища. Судьи выбирались и не сменялись.

      В России вводилась всеобщая воинская повинность.

 

      После неудавшегося восстания декабристов 14 декабря 1825 года члены “Северного”  и “Южного” обществ были арестованы и судимы, пятерых из которых казнили, а остальных отправили на каторжную работу.

      Но  дело декабристов не пропало зря, декабристы  породили новую плеяду революционеров.

      После восстания декабристов власть ответила годами реакции. Но и в эти года возникали подпольные революционные  организации, кружки, возникло либерально-буржуазное течения, получившие названия славянофилов и западников. Славянофилы считали, что надо опираться на народ в достижении целей, а западники — надо использовать передовой опыт европейских государств. В 40-ые годы в России появляется организация, во главе которой стал Петрашевский. Они первые поставили вопрос о возможности существования в России социализма.

 

12. Буржуазные реформы  60-70 годов 19 века  в России.

 

      Феодально-крепостническая  система в России в условиях всеобщего кризиса находила формы и методы приспосабливания к капиталистическому производству. Она сумела закрепить рабочих на мануфактурах, вводила колонизацию окраин, приспосабливала их к  феодализму. Разложение феодальных и развитие капиталистических отношений — единый процесс. Основным очагом для формирования нового способа производства была промышленность, использующая вольнонаемных рабочих. Капиталистические отношения складывались и в сельском хозяйстве, особенно на окраинах России.

      Поражение России в Крымской войне показало отсталость политического, социального и экономического строя. При сравнивании капиталистической Европы и феодально-крепостнической России вывод напрашивался сам: будущее принадлежит капитализму. Поскольку за 1800-1860гг. только в экономическом росте страна отстала от стран Запада многократно(!). Удельный вес России в мировом промышленном производстве составлял в 1860г. 1,72 %. Он уступал Франции в 7,2 раза, Германии — в 9 раз, Англии — в 18. Поражение России открывало безрадостную перспективу. Перед страной встала социально-политическая проблема, от решения которой зависела дальнейшая судьба России. Первостепенной задачей стала ликвидация крепостного права; второй — ликвидация самодержавия.

      Буржуазные  реформы 60-70 годов.

      Социально-экономическое и политическое развитие России, поражение в Крымской войне, массовые крестьянские волнения и возникновение революционной ситуации — все это заставило царизм пойти на отмену крепостного права и проведение ряда реформ. Для того, чтобы не допустить революции, царскому правительству пришлось приступить к подготовке реформ.

      В конце 50-х годов 19 века царское правительство  приступило к разработке проектов реформ. 16 февраля 1858г. бывший секретный комитет  был переименован в главный комитет  по “крестьянскому делу”.

      Интересы  помещиков различных губерний не совпадали, поэтому были подготовлены различные проекты отмены крепостного  права.

     Помещики  нечерноземных губерний предлагали освободить крестьянина с землей с вознаграждением помещиков за землю, отходящую в надел крестьянам и за само освобождение крестьян. Выкуп земли осуществлялся самим крестьянином. Выкуп же крестьянской личности возлагался на государство. Проект помещиков нечерноземных губерний отражал стремление помещиков получить максимальный выкуп, чтобы организовать свое хозяйство по капиталистическому принципу.

      Помещики  черноземных губерний, где преобладал барщинная система хозяйства и где земля высоко ценилась, стремились сохранить как много больше земли в своем владении и наделить крестьян мизерными клочками земли, сохранив при этом крестьянское хозяйство. Целью сохранения крестьянского хозяйства было обеспечение помещика дешевыми рабочими руками.

      Помещики  степной полосы — помещики Украины, Северного Кавказа, Заволжья — предлагали освободить крестьян с землей и наделить их гражданскими правами, но для получения крестьянами полной свободы, по их мнению, необходимо установить переходный период в 10-12 лет, во время которого сохранялась обязательным барщина и право вотчинной полиции за помещиком.

      Все помещичьи проекты объединяли идеи — не разрушать помещичье землевладение, власть помещиков и монархию. Многие помещики вообще выступали против отмены крепостного права. Основная борьба шла внутри господствующего класса исключительно из-за меры и формы уступок освобождаемым крестьянам.

      Революционно-демократический  лагерь, принимавший участие в  обсуждении проектов освобождения крестьян, выступал за полное уничтожение помещичьей собственности, ликвидацию крепостного  строя, за свержение феодально-крепостнической власти. Сами же крестьяне были устранены от  участия в разработке программ своего освобождения, однако массовые крестьянские волнения, охватившие почти всю европейскую часть России, не могли не оказать влияния на решение вопроса об их освобождения.

      В марте 1860г. начала свою работу редакционная комиссия, которой поручалось рассматривать  все губернские проекты, использовать которые следовало в законе об освобождении крестьян. Редакционная комиссия сделала попытку провести в жизнь правительственную линию, выражая классовые интересы помещиков. Было предложено:

      1)повысить  нормы крестьянских наделов по  отношению к предлагаемым помещиками;

      2)создать  особое крестьянское общественное  управление, подчиняющееся административно-полицейским  органам;

      3)отвергнуть все проекты освобождения крестьян без земли.

      Главный комитет рассмотрел проект положения  об освобождении крестьян, подверг  его ряду изменений в пользу помещиков, в том числе обратно уменьшив нормы отделения земли крестьянам.

      28 января 1861г. к рассмотрению проекта приступил государственный совет. Здесь по предложению землевладельца князя Гагарина в проект было внесено положение, согласно которому помещикам предоставлялось право предоставлять крестьянам по соглашению с ними немедленно в собственность и бесплатно 1/4 надела, то есть крестьяне сразу получали свободу, ликвидировали всякие обязательства по отношению к помещикам, но оказавшись без средств к существованию.

      16 февраля 1861г. государственный  комитет, завершив  обсуждение проектов  положения, предоставил его на утверждение царя. И 19 февраля 1861г. Александр II подписал проект, получивший силу закона. В это же день государь подписал манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Царское правительство отдавало себе отчет в том, что закон об освобождении крестьян не удовлетворит их, вызовет массовый протест, поэтому с конца 1860г. во все губернии направлялись генералы и флигель-адъютанты, которые получили широкие полномочия по борьбе с крестьянскими восстаниями.

      Согласно  положению от 19 февраля 1861г. в 45 губерниях европейской России проживало 22.563.000 крепостных крестьян, 1.467.000 дворовых и 543.000 прикрепленных к заводам и фабрикам — освобожденных от крепостной зависимости. По манифесту, крестьяне получили и ряд гражданских прав: они могли заключать различные гражданские, имущественные, торговые, промышленные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Однако внеэкономические принуждения сохранялись. В манифесте говорилось, что в течение двух лет крестьяне обязаны отбывать те же повинности, которые были при крепостном праве. Барщина ограничивалась двумя женскими и тремя мужскими днями тягла со двора, сокращались поборные повинности.

      В период временнообязанного состояния  крестьяне по-прежнему были подчинены сельским должностным лицам. Сохранялась сословная неполноправность крестьян. Они были прикреплены к общине, были низшим податным сословием, несли рекрутскую и подушную повинности, разного рода денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям.

      Летом 1861г. в бывших помещичьих деревнях появляются органы крестьянского общественного  управления. Крестьяне одной общины составляли сельское общество, несколько  сельских обществ образовывали волость. Избирались сельские старосты, волостные старшины и волостные суды. Эти органы были подчинены местной администрации и полиции. Одновременно был создан институт мировых посредников, которые должны были проводить реформы в жизнь. 

      Основным  вопросом реформ являлся аграрный вопрос. Согласно закону, земля принадлежала помещику, который становился ее собственником. До 1861г. в России не существовало собственников как таковых. Крестьяне считались лишь арендаторами земли и обязаны были отбывать за землю повинность. Чтобы стать полноправным ее собственником, крестьянин должен был выкупить землю у помещика.

      Царское правительство, наделяя крестьян землей, преследовало определенную цель сохранения от разрушения крестьянского хозяйства. Полное обезземеливание крестьян для  помещика было абсолютно политически и экономически невыгодно. Лишение многомиллионного крестьянства земли ликвидировало полностью дешевую рабочую силу. Правительство также не было заинтересовано в полном обеспечении крестьян землей. В этом случае крестьянин становится экономически независимым от помещика. Крестьянам предоставлялось столько земли, что они были привязаны к наделу, одновременно испытывая ее дефицит для того, чтобы прожить от урожая до урожая, не занимая хлеб у помещика.

Информация о работе История России