История России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:07, лекция

Описание работы

Лекции по истории для экономистов

Файлы: 1 файл

лекции по истории.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

      Определенные  нормы земельного надела зависели от местных природных и экономических условий. В нечерноземных и черноземных губерниях крестьянин мог получить высшую или низшую норму земельного надела (min = (1/3)max нормы). В степных районах крестьяне получали четкую норму земли. Согласно закону, предусматривалась отрезка от крестьянского надела части земли, если он превышал указанную норму для данного района, или прирезка, если земли не хватало (примеров прирезки, естественно, было единицы). Отрезать землю разрешалось и тогда, когда у помещика оставалось менее 1/3 части, а в степных районах — 1/2 части земли по отношению ко всей крестьянской. У крестьянина, как правило, отрезалась большая часть земли. В некоторых губерниях отрезали 40-45 % земли. В целом, в результате реформы крестьянское землепользование сократилось на 20 %.

      Отрезки клиньями входили в крестьянские наделы, не позволяя разумно вести  хозяйство, поэтому крестьяне были вынуждены арендовать эти вырезки  у помещика на кабальных условиях.

      Даже, в итоге, выкупив у помещика свой земельный надел, крестьянин вынужден был отдавать свой надел общине.

      В результате реформ 9.860.000 бывших крепостных крестьян получили 33,7 млн. десятин земли, когда как 100.500 помещиков получили 69 млн. десятин земли. Реформы 1861г. даже увеличили помещичье землевладение  за счет крестьянского. Дворовые и мелкопоместные (коих было 1.300.000 человек) не получили ничего.

      Средний надел составлял 3,4 десятины на душу населения, когда как для нормальной жизни требовалось 6-8 десятин. Это  привело к полузависимости крестьян. Повинности в промышленных губерниях составляли 10 рублей в год с одной мужской души, в остальных губерниях — 8-9 рублей.

      В итоге крестьяне должны были заплатить  государству в виде налогов в  течение 49 лет 300 % от первоначальной стоимости  их земли. Общая сумма выкупа составляла в золотых рублях 867.000.000 рублей. Рыночная стоимость земли в 63-67гг. составляла 648.000.000 золотых рублей; с 67 по 1907 год крестьянство заплатили казне 1.540.570.000 золотых рублей и все еще остались должны государству.

 

12. Революционное народничество.

      В истории России мы видели революционные  выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Герцен и Петрашевцев.

      Лозунг  был подхвачен всеми революционными организациями от народников 70-х до большевиков и эсеров.

      В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет  в 70-е и, исчерпав свои революционные  силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены.

      В начале XX века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от идеологии народников 70-х годов 19 века.

      Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму.

      В 40-60 годы эти взгляды развивали  Герцен, Петрашевцев, Чернышевский.

      Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену  и Чернышевскому пришлось вести  борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством.

      Таким образом, если перед революционерами-демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса.

      Двойственность  задач обуславливала двойственность и противоречие практических действий и теоретических воззрений народничества. Считая капитализм реакционным, народники считали, что Россия должна перепрыгнуть через него во имя интересов крестьянства и царства свободы, отрицали буржуазные черты, присущие послереформенному крестьянству. Одновременно они выражали и демократические, прогрессивные тенденции в развитии общества, борясь за социалистическое равенство, отстаивали объективно крестьянскую мелкобуржуазную демократию, ибо в России преобладал класс мелких производителей. Идеологи народничества воплощали последовательный, боевой, объективно-революционный крестьянский демократизм и демократизм мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.

      По  мере развития революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное. Противоречия отразились и на идеологии народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за демократическое преобразование страны, за республику и социализм.

      Народничество выработало некоторые идейно-политическое направления, которые пытались осуществить  на практике. Главные из них:

1.)пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с Лавровым,

2.)анархистское  — с Бакуниным и

3.)заговорщическое  — с Ткачевым.

     Всем  этим направлениям присущи демократические  черты. Анархистские взгляды Бакунина сыграли определенную роль в становлении народничества. Его взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое истребление владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки. Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался. Итог: небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на народную массу.

      Теоретические воззрения народников были проверены  революционной практикой. Ошибочные  и порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и использованы борцами с политикой самодержавия.

      На  рубеже 60-70гг. в стране существовали многочисленные студенческие организации, которые зимой 70г. организовали в  Петербурге съезд нелегальных партий. Целью съезда было соединение сил студенческих организаций для самообороны, создания касс взаимопомощи, создания библиотек нелегальной печати и ее распространения.

      В 69г. в Петербурге среди учащейся молодежи был создан кружок, названный  кружком чайковцев, во главе которого становится Натансон. Кружок распространял свою деятельность на Москву, Киев, Одессу и др. Среди членов кружка были Кропоткин, Перовская, Желябов, Николай Морозов, Фроленко и многие другие. “Кружок саморазвития возник из желания нечаевским способам деятельности.”(Кропоткин). До 1872г. деятельность кружка чайковцев не носила какого-либо отношения к революционной борьбе: они распространяли литературу Лассаля, Бервиль-Перровского, Карла Маркса. С 1872г. работа членов кружка принимает революционный характер. Спор шел о том, вести революционную и социалистическую пропаганду среди учащейся молодежи или подготавливать людей, способных поднять народ на восстание. В разработанной Кропоткиным программе главной задачей кружка была подготовка крестьянского восстания. Эту программу поддержали Перовская, Тихомиров, Черушин и др. В 1872г. члены кружка приступают к пропаганде среди рабочих. Стремясь посеять революционное настроение, они рассчитывали использовать рабочих для пропаганды среди крестьян. Им удается втянуть рабочих нескольких фабрик и заводов Петрограда. Члены кружка сделали попытку создать единую рабочую организацию. Но начавшиеся в 73г. массовые аресты помешали работе. Весной 74г. кружок чайковцев был разгромлен.

      В 1872г. складывается кружок долгушиных, в состав которого входят Плотников, Дмоховский, Панин, рабочий Васильев. До 73г. кружок располагался в Петербурге, затем переехал в Москву. В Звенигородском районе московской губернии приобретена была дача, послужившая подпольной типографией, где выпущен был ряд листовок. Они пропагандировали уничтожение оброков за землю, распространение земли по справедливости, создание школ, ликвидацию дворянского и чиновничьего засилья в управлении страной, выборность правительства и его сменяемость народом, требовали буржуазно-демократической революции.

      И чайковцы, и долгушинцы верили в  приближение революции. Им казалось, что окунувшись в народные массы, молодежь сможет поднять народ на борьбу. Они предполагали, что социальную революцию сделать очень легко. Уже летом 73г. петербуржцы Кравчинский и Легачев вели пропагандистскую работу среди народа. Опыт показал, что эта пропаганда в массах возможна.

      Зимой 73-74гг. народнические организации  приняли решение весной идти в  народ. Весной и летом 74г. в народ  двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.

      Сначала долгушинцы вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали  селиться в деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.

      Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие  со стороны народа.

      Поднять массы на всероссийское восстание  не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию.

      Такая организация была создана в 76г. Сначала  она называлась Северная революционная  народническая группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”. Созданная организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что социализм может существовать. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении.

      Для осуществления положенных задач  “З. и В.” выдвинула лозунг слияния  всех революционных организаций  с ней для подготовки восстания.

      В окончательно принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства.

      В уставе определялись структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации  и централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация  находилась в Петербурге. “З. и В.” состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди рабочих — рабочая группа.

      В основную группу входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась: Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г., организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на которой выступил Плеханов.

      В 78г. в Петербурге стала функционировать  тайная землевольческая типография, которая выпускала журнал “Начало”, газету “Земля и Воля”, листки “Земля и Воля”. Силами отделения “Земли и Воли” было совершено несколько  террактов. Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиления борьбы. Можно выделить один из совершенных террактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Трепова и тяжело его ранила. Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции.

      Выстрел Веры Засулич явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского, Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм.

      В 79г. от ножа Квитковского был убит градоначальник Петербурга. 2 апреля 79г. Соловьев стрелял  в Александра I.

Информация о работе История России