История смутного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 12:52, реферат

Описание работы

XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Содержание работы

Введение
1. Предпосылки петровских преобразований.
2. Направления экономических реформ.
3. Взгляды Петра I на экономическую роль государства.
4. Реформы в промышленности. Мануфактурное производство.
5. Финансовая политика. Денежная реформа.
6. Внутренняя и внешняя торговля.
7. Крепостное право. Политика в области сельского хозяйства.
8. Итоги реформ Петра I.
Литература

Файлы: 1 файл

История экономики.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

              Введение

1. Предпосылки петровских преобразований.

2. Направления экономических реформ.

3. Взгляды Петра I на экономическую роль государства.

4. Реформы в промышленности. Мануфактурное производство.

5. Финансовая политика. Денежная реформа.

6. Внутренняя и внешняя торговля.

7. Крепостное право. Политика в области сельского хозяйства.

8. Итоги реформ Петра I.

   Литература

 

 

 

Введение

XVIII век  в российской истории стал  довольно сложным и противоречивым  периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру; активизировалось и вмешательство государства в экономику.

В сам же этот реформаторский век Россия вошла из всё больше отстававшего в экономическом и политическом отношении, «бунташного» XVII столетия. В конце XVII — начале XVIII вв. экономика страны не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.

Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю — имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время; контроль же на Балтике установила Швеция.

Для достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700—1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

 

 

 

 

1. Предпосылки петровских преобразований.

 


    Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.

Огромная территория и непохожесть России на западные страны сразу бросались в глаза. Московское государство представлялось отсталым и даже полудиким. Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVIII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном    отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия. При незначительной численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот постоянно вовлекались новые целинные земли, что не создавало заинтересованности в повышении производительности труда и    способствовало экстенсивному пути развития сельского хозяйства.         Огромные ресурсы государство направляло на нужды обороны, в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного прогресса общества.

Также в этот период в России наблюдается укрепление и расширение феодальной формации. Соборное уложение 1649 года фактически закрепило крепостничество крестьянства, увеличилась эксплуатация крестьянства.  Если крупные вотчинники, имевшие тысячи крестьян, могли довольствоваться натуральным и денежным  оброком, то помещики, владения которых были невелики, стремились выжать максимум возможного из крестьян, привлекая их к самому тяжелому виду эксплуатации — барщине. Развитие товарно-денежных отношений также способствовали усилению степени эксплуатации и повышению оброка, при этом крестьянство несло  на себе многочисленные повинности в пользу государства.

Кроме внутренних, имелись и внешние факторы. Это отсутствие у Русского государства выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообщения. Два моря -  Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Моря, омывающие страну с севера и востока, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, так как ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения. На юге Астрахань обеспечивала России экономические связи лишь с Ираном и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали в своем развитии. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск - порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику.

Вообще если подводить итог краткому очерку о предпосылках преобразования России, то стоит отметить  что перед Петром стояла  более важная задача, нежели просто изменить или подстроить под  себя страну. Конец XVI в., начало XVII в. дорого и трудно обошлись России. Основной статьей доходов России была внешняя торговля пушниной, солью, пенькой, медом, лесом, при этом Россия гораздо больше импортировала, особенно промышленных  товаров, в связи с отставанием в развитии горно-рудного дела, помимо этого, в России практически не было налогов, а недоимки по ним даже по меркам того времени были ужасными. На протяжении 17 века, доход от внешнеторгового оборота стал падать, а экспорт начал замещаться импортом, все меньшие доходы конечно не могли не сказаться на самом  положении государства, его населения и конечно власти, так что необходимость перемен стала  не вызовом романтику-царю, а необходимостью изменения существующего порядка. Иначе, если развивать мысль, то вполне вероятно что в дальнейшем Россия если бы и не распалась, то могла быть колонизирована на подобие Китая в 19 веке.       

 

2. Направления экономических реформ.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодальнего землевладения: вотчина и поместье уравнивались и правах. Теперь поместье также становилось наследуемым.

Развитие промышленности диктовалось исключительно военными нуждами и было особой заботой Петра. Владея большими по тому времени финансами и материальными ресурсами, землей, недрами и даже людьми, государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. При его непосредственном участием и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции.

Выполнение казенных заказов стало главной обязанностью владельца завода. И только излишки он мог реализовать на рынке. Это снижало значение конкуренции как главного стимула развития бизнеса. Отсутствие конкуренции, кроме того, тормозило совершенствование производства.

3. Взгляды  Петра I на экономическую роль государства.

По замечанию историка В. О. Ключевского, пришедший к власти Петр I (1689-1725гг.) застал в русском обществе «преобразовательное настроение». Крупные реформы, осуществленные в России в конце XVII -первой четверти XVIII в., не были поэтому порождением личной власти Петра I, результатом только его субъективных понятий.

Петр I выступал за развитие тех отраслей сельского хозяйства, которые являются основой для развития промышленности. Так, по его мнению, совпадающему с идеями его сподвижника Ф.С. Салтыкова, России необходимо было создание овцеводства для поставки сырья (шерсти) для суконной промышленности. Великий реформатор ратовал за возникновение овчарных заводов, коневодства, льноводства, коноплеводства, шелководства, садоводства, лесного хозяйства, индустрии лекарственных растений. Что касается изменений сельскохозяйственной техники и технологии, то Петр I внедрял замену уборки хлеба серпами уборкой косами и граблями.

Что касается торговли, то Петр I понимал торговлю не только по-меркантилистски как средство обогащения государственной казны, но и как фактор развития предпринимательства. По-прежнему на мировом рынке господствовал западноевропейский торговый капитал. В связи с этим русское купечество вместе с промышленными людьми и некоторыми группами городского населения объединялось в привилегированные группы - гильдии. Устанавливалось самоуправление купечества. Функции гильдии купечества - своевременное и полное получение казенных сборов, торговых пошлин, податей и других повинностей городского населения. Вводилась государственная монополия во внешней и внутренней торговле. Монопольными товарами считались юфть, пенька, поташ, деготь, сало, ревень, икра, смола, свиная щетина, мачты, собольи меха, рыбий клей, а также вино, соль, табак и др. В дальнейшем список монопольных товаров был уменьшен и распространялся лишь на вино, табак, соль, собольи меха. Сама монополия внешней торговли была ограничена. Принципом внешней торговли было: больше вывозить, меньше ввозить. При Петре I широко развивалась местная торговля, создавались первые товарные биржи, ярмарки и др. Расцвет внутренней и внешней торговли во многом был связан с тем, что Петр I использовал в своей экономической политике научные установки Новоторгового Устава А.Л. Ордин-Нащокина, идеи Кольбера, стоял на принципах меркантилизма и протекционизма. Теория, политика и практика сферы обмена сливались воедино. Также Петр I выступал за усиление государственного вмешательства в экономику.

 4. Реформы в промышленности. Мануфактурное производство.

Контроль за отечественной промышленностью осуществляла Берг-       мануфактур-коллегия, обладавшая исключительными правами: она давала       разрешение на открытие заводов, устанавливала цены на продукцию,       имела монопольное право на покупку товаров у мануфактур,       осуществляла административную и судебную власть над владельцами и       работниками.

Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства,       способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов. Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны. И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. Указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками. Всего в городах России в 20-х гг. XVIII в. было около 16 тыс. ремесленников, причем только в Москве - 6.8 тыс. в составе 146 цехов.

Крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 — в черной и цветной металлургии, 18 — лесопильных, 17 — пороховых, 15 — суконных, среди других — кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.).

Информация о работе История смутного времени