История смутного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 12:52, реферат

Описание работы

XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Содержание работы

Введение
1. Предпосылки петровских преобразований.
2. Направления экономических реформ.
3. Взгляды Петра I на экономическую роль государства.
4. Реформы в промышленности. Мануфактурное производство.
5. Финансовая политика. Денежная реформа.
6. Внутренняя и внешняя торговля.
7. Крепостное право. Политика в области сельского хозяйства.
8. Итоги реформ Петра I.
Литература

Файлы: 1 файл

История экономики.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессинных крестьян, на вотчинных — крепостных крестьян. Только ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию — лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятии — Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др. В это же время были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

5. Финансовая  политика. Денежная реформа.

Финансовая политика государства в годы правления Петра характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Грандиозные реформы и длительные политика Петра I войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ.

Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны,       активной внутренней и внешней политике, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Специальными «прибыльщиками» во главе с А.Курбатовым выискивались все новые источники доходов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных (канцелярских) сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. В дополнение к этому источнику  доходов значительные прибыли давала казенная торговля. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и другие особые (сборы). Немалые доходы  приносила чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра. Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной подати. С конца 1718 г. по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, обложенных единой податью: с помещичьих крестьян - 74 копейки., с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с посадских (ремесленников и купцов) - 1 руб. 20 коп. К концу       петровского правления государственные доходы по сравнению с 1701 г.       выросли в 4 раза и составили 8,5 млн. руб., из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.

В 1700 г. были обложены все дома в Москве на 25 % — то есть надо было платить с них казне четверть валового дохода. Этот налог платился с домов даже и после пожара. В том же году обложен был помол муки на мельнице и даже хлеб, принадлежавший хозяину мельницы. В 1704 г. отданы были на откуп все торговые бани и обложены налогом все бани, принадлежавшие частным лицам смотря по званию владельца, например, с боярской бани 3 руб. в год и т.д. В 1705 г. отобрана была соль у всех частных промышленников, и её велено было продавать как монополию казны по возвышенным ценам (тогда как казна скупала её по существующим ценам).

Налогообложению при Петре подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев. Вообще на присоединенные районы с населением нерусской национальности налагался большой ясачный сбор, взимаемый и деньгами и различными продуктами.

Для сборов большинства вышеперечисленных откупов, оброков и налогов были созданы специальные канцелярии: банная, рыбная, мельничная, постоялая, медовая, конская, ясачная, подчиненные Инженерской канцелярии, возглавляемой князем Меньшиковым.

Кроме этих окладных и неокладных налогов и сборов для пополнения казны и покрытия в первую очередь огромных военных расходов очень часто практиковались всевозможные «чрезвычайные» сборы: драгунские, уздечные, седельные, корабельные, на содержание рекрутов, на подвоз к войскам припасов, на содержание работных людей и т.д.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700—1704 гг. была проведена реформа монетного дела, в которой предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка — для мелкой торговли, серебряный рубль — для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран — талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

6. Внутренняя и внешняя торговля.

Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. была введена        монополия на соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое, на        табак - в 8 раз. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, железо и др. Установление монополии сопровождалось волюнтаристским повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели - поступления в казну резко возросли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную       часть купечества.

К концу Северной войны, когда победа была очевидна, в      торговопромышленной политике правительства произошли определенные       изменения. Были приняты меры по поощрению частного      предпринимательства. Государство отказалось от своей монополии на       продажу ряда товаров на внешнем рынке. Однако реальной экономической       свободы предприниматели не получили. В 1715 г. был принят указ о       создании промышленных и торговых компаний, члены которых, отдав свои       капиталы в общую компанию, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность перед государством. Компания фактически не обладала  правом частной собственности.

Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению се от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров и европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

7. Крепостное право. Политика в  области сельского хозяйства.

Сельское хозяйство, как и раньше, оставалось хозяйство основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба — рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой.

 

 

 

 

 

8. Итоги реформ Петра I.

Петр I резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, — все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

Явным успехом отечественной экономики было создание новой промышленности на Урале, которая сохранила свое значение станового хребта в крупном производстве страны вплоть до середины ХIХ века. Петровские домны на Урале своей продуктивностью вскоре превзошли английские, превратив Россию тем самым в одну из ведущих в мире стран в области металлургического производства. В целом же мануфактурная политика Петра I содействовала тому, что русская экономика смогла преодолеть отсталость.

В конце правления Петра финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост — главная цель финансовой реформы, был достигнут.

Кроме того, подобно многим нововведениям Петра Первого, денежная система, созданная в процессе его реформы и основанная на десятичном принципе, показала свою жизнеспособность. Она с некоторыми изменениями просуществовала почти до конца XIX века и сохранила некоторые основные черты в наше время.

Заложенный в первую четверть XVIII века экономический и производственный импульс страны благодаря неумелому и эгоистичному правлению преемников великого реформатора во многом уменьшился, но не исчез окончательно. Вторая половина XVIII века во многом продолжила движение Российского государства на ее пути в Европу в качестве равного партнера.

 

Литература

 

    1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
    2. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка. — М., Юнити, 1999.
    3. История русской экономической мысли / Под ред. А.И. Пашкова. Т. 1. — М., 1955.
    4. История СССР. С древнейших времен до наших дней // Академия наук СССР. — М., ”Наука”, 1968.
    5. Ключевский В.О. Значение Петра I. — М., 1989.
    6. Спиридонова Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I. — М., Гос. изд. полит. литературы, 1952.
    7. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. — М., 1966.
    8. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. — М., 1998.
    9. Экономическая история: проблемы и исследования / Под ред. Ю.Н. Розалиева. — М., Наука, 1987.
    10. Экономическая история: проблемы и исследования. Под ред. Ю.Н. Розалиева. М., Наука, 1987.
    11. Юхт А.И. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории, 1994, № 3, С. 27—39.

 

 

 

 

Информация о работе История смутного времени