Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:01, реферат
В настоящее время в интересах российских ВВС осуществляется один из самых амбициозных и дорогостоящих военных проектов России - создание многофункционального истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), или Т-50. Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). Ожидается, что первая партия истребителей пятого поколения (14 самолетов) поступит в ВВС для войсковых испытаний уже в 2013 году, а серийные машины должны поступить в войска в 2015 году.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Требования к истребителю пятого поколения……………………………………...4
2.История создания…………………………………………………………………......5
2.1.Проекты советского периода……………………………………………………. .5
2.2.Ход работ над комплексом ПАК ФА……………………………………………10
2.3.Летные испытания………………………………………………………………..12
3.Конструктивно - технологические особенности………………………………….15
3.1.Планер…………………………………………………………………………..…15
3.2.Кабина……………………………………………………………………………18
3.3.Двигатели…………………………………………………………………………19
3.4.Вооружение……………………………………………………………………….20
3.5.Радио- и оптоэлектронное оборудование……………………………………… 22
4.Тактико-технически характеристики……………………………………………....23
Заключение…………………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………….….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Требования к истребителю
пятого поколения……………………………………
2.История создания………………………………
2.1.Проекты советского периода……………………………………………………. .
2.2.Ход работ над комплексом ПАК ФА……………………………………………10
2.3.Летные испытания………………………………………………………
3.Конструктивно - технологические особенности………………………………….15
3.1.Планер…………………………………………………
3.2.Кабина…………………………………………………
3.3.Двигатели…………………………………………
3.4.Вооружение………………………………………
3.5.Радио- и оптоэлектронное оборудование……………………………………… 22
4.Тактико-технически
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В настоящее время в интересах российских ВВС осуществляется один из самых амбициозных и дорогостоящих военных проектов России - создание многофункционального истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), или Т-50. Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). Ожидается, что первая партия истребителей пятого поколения (14 самолетов) поступит в ВВС для войсковых испытаний уже в 2013 году, а серийные машины должны поступить в войска в 2015 году.
Рисунок 1. Сверхзвуковой истребитель пятого
поколения Т-50
Всего до 2020 года за время действия государственной программы вооружения планируется закупить для армии 60 таких самолетов. Эти машины составят конкуренцию единственному пока в мире принятому на вооружение истребителю пятого поколения - американскому F-22 Raptor, а по ряду параметров должны его превзойти.
Истребитель
пятого поколения — новое поколение истребителей, представители которого приняты
на вооружении в 2001 г в США, а в России находятся на этапе летных испытаний.
Поиски облика истребителя пятого поколения
начались в середине 70-х годов в СССР и США, когда машины четвертого
поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-
Полномасштабное проектирование Т-50 начато после защиты эскизного проекта в 2004 г. Производство серии прототипов Т-50 начато на заводе КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) в конце 2006 г. Первый полет прототип Т-50-1 совершил 29 января 2010 г. на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре. Программа первого этапа испытаний ПАК ФА началась 29 апреля 2010 г. на базе ЛИИ в Жуковском (Подмосковье).
Создание ПАК ФА оценивают в 15 млрд долларов, что вчетверо меньше F-22. Стоимость серийного образца не должна превысить 100 млн долл., а эксплуатация, по заявлениям представителей фирмы "Сухой", будет дешевле, чем у Су-27.
1.Требования к истребителю пятого поколения
Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.
Основные характеристики истребителей пятого поколения:
Одним из важнейших
требований к российскому истребителю
пятого поколения является сверхманевр
2.История создания
2.1.Проекты советского периода
В 80-х годах советские конструкторы, пожалуй, впервые после войны обеспечили столь явное преимущество отечественных истребителей над американскими, запустив в серию МиГ-29 и Су-27 как ответ на F-16 и F-15. Не говоря уж о сверхманевренности удалось, наконец-то, выйти на примерно мировой или даже превышающий в чём-то уровень в двигателестроении.
Удалось добиться превосходных параметров и в радиолокации, что позволило видеть цели в сложных условиях (на фоне земли, в горах, в условиях помех, а также малозаметных целей) лучше, чем это могут американские бортовые РЛС. Ведь общепризнанное отставание в элементной базе, а попросту говоря, в радиодеталях, вовсе не означало отставания в радиоэлектронике, особенно там, где кроме собственно электроники нужна была и серьёзная наука, например, вопросы обработки радиолокационных сигналов, выделение целей в условиях помех и т.п. Удалось внедрить в серию нашлемную систему прицеливания и высокоманёвренные ракеты в комплекте с ней, которые обладали поворотным соплом и могли развернуться на цель буквально на пятачке. Именно из-за отсутствия таких ракет американцы отказались от внедрения подобной системы на F-16 и F-15, сочтя её неэффективной. Удалось увеличить и дальность полёта. Перегоночная дальность истребителя без подвесных баков в 4000 километров – это впечатляет.
Разумеется, не всё удалось сразу внедрить на серийных машинах, но работа продолжалась. Останавливаться и почивать на лаврах было нельзя, ведь американцы – не тот народ, чтобы смириться с превосходством потенциального противника в воздухе. И уступать позиции на оружейном рынке – тем более.
Предварительные работы по созданию многофункционального фронтового истребителя пятого поколения (МФИ) начались ещё в 1979 году. Называлось тогда это И-90 – истребитель 90-х годов. То есть, работа шла параллельно с американцами. Предусмотрен был и конкурс – в КБ Сухого разрабатывали свою версию.
С учётом необходимости
защиты огромных территорий Союза, микояновцы
разработали два самолёта – тяжёлый
многофункциональный
Рисунок 2. Многофункциональный фронтовой
Требования
Заказчика, то есть ВВС, к нему были
весьма жёсткими. Самолёт должен был
обладать всеми признаками пятого поколения,
которые мы уже упоминали: сверхзвуковая
крейсерская скорость; высокая маневренность,
как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости; малозаметность;
многофункциональность, то бишь, способность
работы и по воздушным, и по наземным, и
по морским целям; улучшенные взлётно-посадочные
характеристики; сокращение стоимости
лётного часа и наземного обслуживания;
- интеграция бортового оборудования
в единый информационно-управляющий комплекс
с элементами искусственного интеллекта
(т.н. экспертные системы), которые в числе
прочего не только давали бы рекомендации
лётчику, но и "прощали" начинающим
грубые ошибки пилотирования;
- индикация тактической обстановки с
возможностью микширования информации,
т.е. одновременного вывода и взаимного
наложения в едином масштабе картинок
от различных датчиков (вспоминаем чудо-шлем
на Ф-35), а также использования систем
телекодового обмена информацией с внешними
источниками (это, в частности, позволяет
объединить РЛС несколько самолётов в
одну как бы виртуальную, но более мощную
РЛС. Подобная система реализована на
МиГ-31, а потом она же была внедрена и на
МиГ-29, и на Су-27).
Планировалось внедрить и устройство оценки физического состояния лётчика: при потере сознания оно автоматически выводило бы самолёт в безопасный режим. Предусматривался и быстросборный трамплин, который позволял взлетать с коротких участков полосы, уцелевших после бомбёжки. И даже доступ в кабину осуществляется по выдвижному трапу шириной 250 мм, а не с традиционной переносной стремянкой. Было и ещё множество требований, более специфических, часть которых и сейчас, спустя много лет, поражает воображение.
Работа над созданием отечественных процессоров для самолёта велась в Зеленограде, двигатели АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги разрабатывало КБ Люльки, аэродинамика проектировалась с участием ЦАГИ, новый способ снижения заметности в радиодиапазоне (на два порядка!) – плазменный – был разработан в исследовательском центре им. М.В. Келдыша, новое катапультное кресло и противоперегрузочный костюм – в КБ "Звезда", и т.д.
Малозаметность обеспечивалась всеми тремя способами: не поступаясь аэродинамикой и сверхманёвренностью, где-то применяли формы, характерные для стелсов (наклонные кили, воздухозаборники S-образной формы, чтобы локаторам не были видны прекрасно отражающие лопатки двигателей); где-то – поглощающую мастику, а где-то – и плазму. Почему плазму не везде? Тот же парадокс "слепоты" стелса: ведь плазма поглощает не только вражеское излучение. Эти три способа должны были обеспечить приемлемую малозаметность без ухудшения других параметров.
Истребитель должен был превосходить разрабатываемый в то же время американский F-22A “Раптор”, сведения о котором уже тогда просачивались по разным каналам нашим конструкторам.
Рисунок 3. Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Раптор»
Самолёт получил рабочий индекс МиГ-1.42, а первая, несколько упрощённая его версия для испытаний – МиГ-1.44. Была проработана и готовилась к постройке значительно улучшенная по характеристикам версия 1.46. Эти три версии не должны никого удивлять: ведь и некоторые конкретные решения принимаются только по результатам испытаний первых образцов, и лучшие мысли могут появиться позже, а иной раз и какой-то смежник может разработать нужный узел только через несколько лет, а пока приходится обходиться тем, что есть. Ф-22 до сих пор дорабатывается, как, впрочем, и любой другой, даже находящийся в серии, самолёт.
Первый опытный самолёт был готов в начале 90-х годов, а самое необходимое оборудование для первого вылета (двигатели, например) смежники поставили в начале 1994 года.
Су-47, он же С-37, он же – Су-27КМ. Противоречивых версий о нём в прессе предостаточно. Начинался он как конкурент МиГ МФИ. Конечно, в проекте были предусмотрены все требования, предъявляемые к пятому поколению но главное, явно видимое отличие от других самолётов – крыло с обратной стреловидностью (КОС).
Эксперименты с подобным крылом известны давно. Ещё в 1944 году впервые взлетел немецкий бомбардировщик Юнкерс Ju-287.
Рисунок 4. Немецкий бомбардировщик Юнкерс Ju-287
Сразу же после
войны исследовать КОС начали
в ЛИИ (лётно-испытательном
Достоинства КОС:
1. Сопротивление
воздуху на дозвуковых
2. При приближении скорости полёта к скорости
звука появляются так называемые ударные
волны или скачки уплотнения. Это приводит
опять-таки к росту сопротивления, которое
называется волновым. У КОС оно меньше.
3. КОС лучше себя ведёт на больших углах
атаки.
4. У КОС лучше характеристики продольной
устойчивости и эффективность органов
управления.
Достоинства, важные для самолетов пятого поколения:
1. Отклонённая
"внутрь" передняя кромка лучше
для малозаметности в передней
полусфере.
2. Оружие (ракеты и бомбы) надо прятать
во внутренние отсеки, а они, по понятным
причинам, должны находиться вблизи центра
тяжести самолёта. У обычных самолётов
там же находится и центроплан, элементы
крепления крыла, что мешает созданию
больших отсеков. У КОС центроплан смещён
назад, оставляя место для оружейных отсеков
свободным.