Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа
Целью настоящей работы является изучение и анализ системы норм, закрепленных в Салической правде.
Для достижения поставленной цели автор считает нужным решение следующих задач:
- проработать учебники, учебные пособия и другую литературу, содержащую материалы по интересующей нас теме, изучить Салическую правду, а также те номы, которые они содержат, их особенности;
- выделить и рассмотреть характерные черты возникновения и содержания Салической правды;
- сделать конструктивные выводы по содержанию работы.
Введение………..……………………………………………………………3
Глава I. Салическая правда………………………………………………….6
1.1. Причины создания……..………………………………………………..6
1.2. Время создания………………………………………………………….5
1.3. Место создания………………………………………………………….7
Глава II. Общая характеристика памятника……...………….…………...11
2.1. Источники………………………………………………………….…..11
2.2. Содержание Салической правды…..……………………………....…12
2.3. Особенности……………..……..…………………………………....…14
Заключение…………………..……………………...…………………..…..22
Список использованных источников…………
Кафедра государственно-правовых дисциплин
«История государства и права зарубежных стран»
История создания и общая характеристика
Салической правды
КАЗАНЬ 2010
Содержание
Введение………..……………………………………………
Глава I. Салическая правда………………………………………………….6
1.1. Причины создания……..………………………………………………
1.2. Время создания…………………………………………………………
1.3. Место создания…………………………………………………………
Глава II. Общая характеристика памятника……...………….…………...11
2.1. Источники………………………………………………………
2.2. Содержание Салической правды…..……………………………....…12
2.3. Особенности……………..……..……………………
Заключение…………………..……………………...
Список использованных источников…………………………………..….23
Введение
Данная работа посвящена изучению одного из законодательных актов варварских правд - Салическая правда, которая является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве; этот сборник законов стал началом развития письменного права и заложил основной фундамент для совершенствования права.
Целью настоящей работы является изучение и анализ системы норм, закрепленных в Салической правде.
Для достижения поставленной цели автор считает нужным решение следующих задач:
- проработать учебники, учебные пособия и другую литературу, содержащую материалы по интересующей нас теме, изучить Салическую правду, а также те номы, которые они содержат, их особенности;
- выделить и рассмотреть
- сделать конструктивные выводы по содержанию работы.
Салическая правда – памятник права раннефеодального общества, отражающий его обычаи, традиции, нравы и быт, в том числе и в сфере уголовных правоотношений. Данный источник нормативно отражает и закрепляет жизнь и мировоззрение целой эпохи, народности. Салическая правда содержит в себе определенные отголоски римского права (что обусловлено завоеванием салическими франками бывшей римской провинции Галлии), а также непосредственное влияние христианских ценностей. Эти особенности «варварской Правды», трансформируясь и видоизменяясь, и в последующие времена Средних веков будут прослеживаться в законодательстве данного периода. Таким образом, Салическая правда является одним из первых нормативно-правовых источников, характеризующих длительный отрезок времени, и определенным образом повлиявших на все последующее законотворчество большинства европейских стран. Именно всеми этими вышеперечисленными причинами обусловлена актуальность, значимость и востребованность данной работы.
Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.
В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале VI в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается, главным образом, во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.
"Салическая правда"
в более или менее чистом
виде отражает архаические
Первоначальный текст «Салической правды» до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках 8-9 веков. Таким образом, говорить о полной и всесторонней изученности данного вопроса не приходится. Однако, в отношении имеющихся источников научные исследования и разработки велись и ведутся весьма активно и интенсивно. При написании данной работы нами были использованы современные учебники и учебные пособия, хрестоматии, учебные наглядные пособия, список которых приведен.
Тема этой контрольной работы является особенно интересной, так как в ней рассматривается один наиболее важных кодифицированных сборников законов, именуемый Салической правдой. А для юриста тема должна быть интересна во много раз больше, так как она позволяет ему оценить правовую обстановку в древности и сравнить её с нынешнем временем; опираясь на эти первые документы дает возможность выявить их недостатки, недоработки и учесть это при составлении законов в настоящем времени.
Глава I. Салическая правда
1.1.Причины создания
Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, - "Салического закона" (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли "салическими", т.е. "приморскими" франками). После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан "Салический закон".
Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан "Салический закон".1
1.2.Время создания
О времени возникновения Салической Правды до сих пор идут споры. Все согласны, что она появилась до смерти Хлодвига, но дальше начинаются разногласия. По вопросу о времени появления древнейших узаконений мы принуждены вращаться в области гаданий; вопрос о времени появления древнейшего текста поддается приблизительному разрешению. Подспорьем при этом служит сам текст. В статье 46-ой упоминается Луара; если только это не позднейшая глосса, что маловероятно, то Салическая Правда не могла возникнуть раньше войны Хлодвига с вестготами; это подтверждается и следами вестготского влияния на Салическую Правду. Во многих статьях идет речь о сильной королевской власти, что не могло бы быть до основания королевства; затем новая монетная система со счетом на солид, равный 40 денариям, устраняет возможность более раннего происхождения, потому что такого соотношения не было, по-видимому, до 481 г. Виноград, о котором у поминается в Салической Правде, не рос на Салической земле даже в середине VI в., между тем как в стране по Мозелю - в завоеванной в 486 г. области Сиагрия - он уже обрабатывался в IV в. Таким образом, возникновение памятника приходится отнести к самому началу VI в., между 507 и 511 гг. О способе составления Салической Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось, по возможности, большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической Правды.2
К Салической правде относятся
также капитулярии, числом семь, вносящие
в нее более или менее
1.3.Место создания
В IV-V вв. отношения Римской империи и германских племен значительно обостряются. Это было связано не только с ослаблением Рима, который уже не мог сдерживать натиск на своих границ варваров, начатый великим переселением народов, но и процессами, происходящими внутри германского государства.
По мере роста производительных сил и увеличения населения у германцев, а также разложения первобытного строя и усиления классовой дифференциации (выделение наследственной знати, рост роли военного вождя, опирающегося на профессиональных воинов-дружинников, которым нужны были не только военная добыча, но и новые земли и рабочая сила), натиск варваров на империю возрастает.
Чтобы сдержать натиск варваров, римские императоры вынуждены были нанимать других варваров в качестве федератов(союзников), разрешая им селиться на территории империи, передавая не только земли под поселение, но и некоторые административные и фискальные функции на контролируемой территории. Однако бывшие союзники вскоре перестают признавать за собой власть Рима, хотя, принимая титулы, формально считаются подданными императора.
В V в. некоторые германские племена, преимущественно англы и саксы, стали переселяться на территорию нынешней Англии, оттесняя аборигенов - кельтов. Другие племена, во главе с Хлодвигом, вождем племени салических франков, просочились в Бельгию, а оттуда на север Галлии (ныне Франции). Хлодвиг собрал вокруг себя большинство франкских племен, подчинил Северную Галлию, затем отбил нападение аллеманов и в 507 г. захватил Аквмтанию у вестогов. Ко дню смерти Хлодвига в 511 г. франки стали хозяевами всей Галлии, кроме Прованса.4
Земли было так много, что вполне хватило не только для наделения ею франкских общин, но и закрепления немалой ее части за королем и его приближенными. Для поднятия своего авторитета Хлодвиг с дружиной в 493г. принял христианство, что сразу приблизило к нему авторитетное галло-римское духовенство, оказавшее ему значительную помощь в дальнейших завоеваниях. Под влиянием духовенства он принял одну из первых известных нам варварских правд - Салическую правду.
Переселяясь на новые места, франки продолжали селиться свободными соседскими общинами - марками, которые представляли собой объединение дворов свободных крестьян, где пахотная земля являлась владением входивших в общину-марку индивидуальных крестьянских семейств, а пастбища, леса и другие неподеленные угодья оставались общей собственностью членов общины.
Первоначально франкское общество представляло собой сложное вождество объединяющее под своим началом отдельные элементы – племена. Становление этого типа власти было во многом обусловлено завоевательными походами франков, требующими концентрации власти в руках военного предводителя.
Постепенно происходил отход вождя от функций племенного предводителя и превращения его в монарха, структуры племенной демократии перерождалось в органы новой публичной власти.5
Становление государства франков происходит под значительным влиянием структур позднеримской империи, сохранившихся на завоеванных территориях. Такой путь смешанного влияния на создание феодальной государственности элементов рабовладельческой формации и первобытнообщинных отношений получил в науке название синтезного, и классическим примером его является создание франкского государства.
Франки на практике столкнулись с тем, что, опираясь на традиции первобытной демократии и общинного самоуправления, невозможно было управлять римскими провинциями. Поэтому у них достаточно быстро на основе дружинной организации выделился административный аппарат, органы принуждения и насилия.
Произошел количественный рост лиц, осуществляющих власть. За свою службу эти представители как германского, так и галло-римского происхождения стали получать от короля государственные должности, судебно-администратвные права и земельные пожалования. Власть приобрела институциональный характер с помощью отдельных органов и учреждений.
При этом сфера деятельности публичной власти стала распространяться не только на отдельные общины, но и на все общество в целом.
Однако благодаря сохранению
значительного количества свободного
крестьянства, как франкского, так
и галло-римского происхождения, в
формирующемся государстве
Процесс разложения общинных порядков шел медленно, общество долгое время продолжало оставаться сравнительно единым, где основным его элементом являлся свободный крестьянин.6
Глава II. Общая характеристика памятника
2.1. Источники
Источниками Салической Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера.
Информация о работе История создания и общая характеристика Салической правды