Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа
Целью настоящей работы является изучение и анализ системы норм, закрепленных в Салической правде.
Для достижения поставленной цели автор считает нужным решение следующих задач:
- проработать учебники, учебные пособия и другую литературу, содержащую материалы по интересующей нас теме, изучить Салическую правду, а также те номы, которые они содержат, их особенности;
- выделить и рассмотреть характерные черты возникновения и содержания Салической правды;
- сделать конструктивные выводы по содержанию работы.
Введение………..……………………………………………………………3
Глава I. Салическая правда………………………………………………….6
1.1. Причины создания……..………………………………………………..6
1.2. Время создания………………………………………………………….5
1.3. Место создания………………………………………………………….7
Глава II. Общая характеристика памятника……...………….…………...11
2.1. Источники………………………………………………………….…..11
2.2. Содержание Салической правды…..……………………………....…12
2.3. Особенности……………..……..…………………………………....…14
Заключение…………………..……………………...…………………..…..22
Список использованных источников…………
2.2. Содержание Салической правды
I. О вызове на суд III. О краже рогатых животных V. О краже коз VII. О краже птиц IX. О вреде, причиненном
ниве или какому-либо XI. О кражах или взломах, произведенных свободными XIII. О похищении свободных XV. Об убийствах или если кто украдет чужую жену XVII. О ранах XIX. О порче XXI. О краже лодок XXIII. О самовольном пользовании чужим конем XXV. О прелюбодеяниях рабынь ХХVII. О различных кражах XXIX. О нанесении увечий XXXI. О заграждении пути XXХIII. О краже дичи XXXV. Об убийствах или об ограблениях рабов XXXVII. О преследовании по следам ХХХIХ. О похитителях рабов ХLI. О человекоубийстве скопищем XLIII. О человекоубийстве скопищем ХLV. О переселенцах XLVII. О розыске ХLIХ. О свидетелях LI. О конфискации чужой вещи LIII. О выкупе руки от котелка LV. Об ограблении трупов LVII. О рахинбургах LIХ. Об аллодах LXI. О грабеже LXIII. Об убийстве свободного человека в походе LХV. Если кто отрежет хвост у павшего коня без ведома хозяина ПРОЛОГИ И ЭПИЛОГИ7 |
II. О краже свиней IV. О краже овец VI. О краже собак VIII. О краже пчел X. О краже рабов XII. О кражах или взломах, произведенных рабами XIV. О нападениях или грабежах XVI. О поджогах XVIII. О том, кто обвинит
пред королем безвинного XX. О том, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец XXII. О кражах на мельнице XXIV. Об убийстве мальчиков XXVI. О вольноотпущенниках ХХVIII. О подстрекательстве XXX. Об оскорблении словами XXXII. О связывании свободных XXXIV. О краже изгороди XXXVI. О четвероногих, если убьют человека ХХХVIII. О конокрадстве ХL. Если раб будет обвинен в воровстве ХLII. О человекоубийстве скопищем ХLIV. О reipus'e XLVI. О передаче имущества ХLVIII. О лжесвидетельстве L. Об обязательстве LII. О займе LIV. Об убийстве графа LVI. О неявке на суд LVIII. О горсти земли LX. О желающем отказаться от родства LXII. О вире за убийство LXIV. О прислужнике при колдовстве КАПИТУЛЯРИИ |
2.3. Особенности Салической правды
Первоначальный текст
Салической правды до настоящего
времени не сохранился. В течение
ряда веков этот судебник переписывался,
дополнялся и изменялся. В результате
до нас дошло несколько вариантов
Салической правды, из которых наиболее
близкой к древнейшему
Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуальный характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю.9
Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в. Общественный строй по Салической правде. Отличительная черта франкского общества V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине- марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует статья 45 "О переселенцах": "Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться".10 Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд.
Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда. Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60. Статья 58 "О горсти земли"предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: "Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону".11 Статья 60 "О желающем отказаться от родства" выражает стремление со стороны более зажиточных ленов выйти из союза родичей: публичный отказ oт родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельла, от наследства и от
других отношений с родичами.12
Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами.
Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем статья 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.
Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб. причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине - марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась и собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности.
Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 "Об аллодах", земля наследовалась по мужской линии: "Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям".13 В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями.
В Салической правде не упоминается
о купле-продаже земли, ее дарении,
о передаче земли по завещанию.
Все это свидетельствует об отсутствии
частной собственности на землю
у франков в период составления
Салической правды. Употребленный в
ее тексте термин "аллод" применительно
к земле обозначал
Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но "не соседи" (глава 59 "Об аллодах")14. Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей - аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи. Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило и строго установленной форме.
В Салической правде говорится о принуждении "упорного должника", об описании имущества "упорного должника" (L. Об обязательстве).15 Салическая правда знает обязательства из причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям.
По мере того как распадаются
большие семьи развивается
Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имуществе указанному лицу.
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.
Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:
1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);
2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);
3) преступления против
порядка отправления правосудия
(неявка в суд,
4) нарушение предписаний
короля (титул 56 "О неявке на суд").
В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления; размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи "божественной силы".
Информация о работе История создания и общая характеристика Салической правды