Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:52, реферат
В Месопотамии, в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.).
С начала II тысячелетия до н. э., после возвышения Вавилона в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.
В Месопотамии, в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.).
С начала II тысячелетия до н. э., после возвышения Вавилона в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.
В верхней Месопотамии с XV по VII в. до н.э. существовала другая великая держава Месопотамии - Ассирийское царство, уничтоженное в 614-605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян.
Об истории и врачевании
древней Месопотамии
С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.
Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность - клинопись.
При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.
Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:
Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.
К сожалению, табличка не содержит
указаний, при каких недугах эти
лекарства должны были применяться.
Сведущий врачеватель, по всей вероятности,
знал это, тем более что в тот
период истории Месопотамии
В древнем Шумере каждый свободный человек имел свою печать. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.
На одной из древних цилиндрических печатей, найденной в Лагаше и принадлежавшей «Урлугаледине, врачевателю», имеется изображение хирургического пинцета. Кроме того, на ней изображена змея на дереве - символ медицины и в наши дни. Часто встречается изображение специального ножа, которым повитухи перерезали пуповину новорожденного.
В Шумере издавна выработались
строгие гигиенические
Во времена Шумера высоко
ценились ароматические свойства растений,
а археологи располагают
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба. В Шумере была обнаружена и датирована 3000 г. до н. э. первая специально изготовленная зубочистка из золота Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты.
Применение водных процедур, массажа и ароматерапии дополнялось магическими формулами и обрядами. Так, камни наделялись мистической и целебной силой. Шумерская знать лечилась преимущественно при помощи драгоценных камней. Простые смертные довольствовались лежанием на горячей морской гальке, многим было известно и о целебных свойствах вулканических камней… Тогда же было отмечено, что горячие камни по-разному воздействуют на каждого человека: одному помогают избавиться от болей в спине, другому - снять нервное напряжение, третьему – укрепить иммунитет или избавиться от токсинов и шлаков, четвертому - улучшить настроение и расслабиться… Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний.
Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества во времена царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) - одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей властью разрозненные земли Междуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии.
Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней Месопотамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания. Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользуется сегодня их делением круга на градусы, минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Неслучайно наши часы имеют 12 цифр на циферблате, а год состоит из 12 месяцев. Все это результат астрономических наблюдений шумеров, а затем - вавилонян, которые в середине I тысячелетия до н. э. ввели математические методы в астрономию и точно определили продолжительность лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия.
Могущественным соседом Вавилонии было Ассирийское царство. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашурбанипале (ок. 668—626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства.
Ашурбанипал создал самое большое в тогдашнем мире царское хранилище клинописных текстов (так называемая «библиотека» Ашурбанпала). По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения.
На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.
Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов (так же, как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но или богам другие имена.
Богиня врачевания и исцеления Гула получила свое искусство от верховной триады богов. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.
Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни).
Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя из г. Лагаш — Гудеа, который жил в XXII в. до н. э.
Центральное женское божество - богиня Иштар также приносила исцеление от болезней. Бог Нергал - властелин подземного царства, среди прочих своих дел управлял заразными болезнями и лихорадками, которые, как призраки, «выползали» из-под земли - преисподнего мира.
Врачебные знания в древней
Месопотамии сначала
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей)
Обе традиции сохранялись
почти без изменений до второй
половины I тысячелетия до н. э., когда
в связи с укреплением
Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории:
1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний.
2. Связанные с явлениями
природы и образом жизни. Они
объяснялись употреблением
3. Связанные с религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа» и т. п.).
Защита» от такого «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т. п.
Врачеватель-асуту чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).
Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асуту), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.
Прогнозы асуту, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза:
«Если человек так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет».
Если же болезнь была за пределами компетенции асуту, он «не протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось в «Гиппократовом сборнике»).
Врачевание асуту было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.п.
Асуту был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, - кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.
Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.
В отличие от асуту главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного [заклинатель идет]». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась и другая сторона его деятельности - лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится: