История врачевания в Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

В Месопотамии, в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.).
С начала II тысячелетия до н. э., после возвышения Вавилона в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

Файлы: 1 файл

Особенности врачевания в Месопотамии.docx

— 655.89 Кб (Скачать файл)

«Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств... к полоске  из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать  себя лучше».

Понятно, что пять лекарственных  средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать благоприятного действия.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам и добрым духам.

Набор лекарственных средств  ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асуту. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: «...25 лекарств, чтобы освободить от колдовства» или: «растолки траву шалфей и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб».

Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация эмпирика-асуту была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асуту постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как  свидетельствуют клинописные тексты, лечение асуту было более эффективным, чем лечение ашипу.

Строение тела человека в  древней Месопотамии не изучали (о вскрытии тел умерших в текстах  не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее  представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам  после смерти роженицы разрешалось  путем рассечения живота (т. е. кесаревым  сечением) спасти живого младенца.

Ни в одном медицинском  тексте древней Месопотамии нет  упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в  других регионах земного шара. Однако в юридических текстах и сборниках  законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение  травм или удачно выполненный  им «надрез бронзовым ножом».

Самым известным памятником права древней Месопотамии являются Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Они высечены на базальтовом столбе высотой 2,25 м, который  был обнаружен в 1901 г. французской  археологической экспедицией под  руководством Ж. де Моргана при раскопках  древнего г. Сузы (на территории современного Ирана). Законы Хаммурапи принадлежат  к числу наиболее древних законодательств  мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

Некоторые параграфы Законов  касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного  лечения они получали весьма высокое  вознаграждение:

221. Если  лекарь срастил сломанную кость  [у человека] или же вылечил  больной сустав, [то] больной должен  заплатить лекарю пять сиклей серебра.

В то время пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

При общей суровости Законов Хаммурапи  столь высокая плата врачевателю  за лечение была связана с большим  риском его профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель  подвергался суровому наказанию:

218. Если  врачеватель сделал свободному  человеку сильный надрез бронзовым  ножом и [тем] умертвил этого  человека, либо сделал надрез  в области брови или виска  этому человеку бронзовым ножом  и [тем] погубил глаз этого  человека, ему надлежит отрезать  руку (перевод И. М. Дьяконова и В. А. Якобсона).

«Сильный надрез бронзовым  ножом» в этой части головы мог  производиться в различных случаях (при абсцессе, нагноении раны и  т. п.) и всегда был неизменно сопряжен с большим риском повредить глаз, сосуды или нервы, особенно при отсутствии соответствующих анатомических знаний у вавилонян. Вот почему при благоприятном исходе того же оперативного вмешательства лекарь получал самое высокое вознаграждение:

215. Если  врачеватель сделал свободному  человеку сильный надрез бронзовым  ножом и спac человека или сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра.

Как уже упоминалось, в  Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания, однако сточные системы в городах долгое время не сооружались. Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу (так делалось и позднее в городах Западной Европы и Востока).

В Ассирии каналы для подачи воды и стока нечистот начали строить  только в столичных городах. Так, в Ниневии но времена Синанхериба был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Он имел уклон и покоился на многочисленных арочных мостах, которые проходили над долинами и ущельями. Один из мостов - Джерзанский - достигал в длину около 300 м и опирался на 14 колонн. Ложе водопровода было выложено тремя слоями известняковых плит. Вода подавалась через искусственное водохранилище, созданное в результате воздвижения плотины и изменения русла восемнадцати рек. Строительство канала Синанхериба закончилось в 691 г. до н. э. - более, чем за два столетия до сооружения первого римского акведука.

Однако природные и  искусственные водоемы были настолько  заражены, что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и  рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые  готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.

Передача медицинских  знаний осуществлялась в узком кругу  посвященных. Специально о медицинских  школах в текстах древней Месопотамии  не упоминается. По всей вероятности, они  еще не существовали. Число свободно практикующих врачевателей в древней  Месопотамии было невелико. Их положение  в обществе было различным в зависимости  от исторического периода и с  течением времени имело тенденцию  к ухудшению в связи с падением престижа эмпириков-асуту. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу (о придворных врачевателях асуту не упоминается).

Положение врачевателей при  дворе было весьма важным: они следили  за здоровьем царя, его семьи и  гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи). Наиболее известных  придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов.

Клинописные таблички свидетельствуют  также и о некоторой врачебной  специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о ветеринарах. В ветеринарной практике часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).

К середине I тысячелетия  до н. э. медицина древней Месопотамии  ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который  посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.


Информация о работе История врачевания в Месопотамии