Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:52, реферат
В Месопотамии, в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.).
С начала II тысячелетия до н. э., после возвышения Вавилона в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.
«Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств... к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше».
Понятно, что пять лекарственных
средств, уже проверенных на практике,
в сочетании с целебными
Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам и добрым духам.
Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асуту. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: «...25 лекарств, чтобы освободить от колдовства» или: «растолки траву шалфей и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб».
Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.
Репутация эмпирика-асуту была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асуту постепенно утрачивали свои позиции.
Однако в целом, как
свидетельствуют клинописные
Строение тела человека в
древней Месопотамии не изучали
(о вскрытии тел умерших в текстах
не упоминается). Рассечение жертвенных
животных давало лишь самое общее
представление о крупных
Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.
Ни в одном медицинском
тексте древней Месопотамии нет
упоминания о том, что мы называем
оперативным лечением; нет свидетельств
об удалении зубов, прижизненной операции
кесарева сечения или трепанации
черепа, столь распространенной в
других регионах земного шара. Однако
в юридических текстах и
Самым известным памятником
права древней Месопотамии
Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:
221. Если
лекарь срастил сломанную
В то время пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.
При общей суровости Законов
218. Если
врачеватель сделал свободному
человеку сильный надрез
«Сильный надрез бронзовым
ножом» в этой части головы мог
производиться в различных
215. Если
врачеватель сделал свободному
человеку сильный надрез
Как уже упоминалось, в
Месопотамии издавна
В Ассирии каналы для подачи воды и стока нечистот начали строить только в столичных городах. Так, в Ниневии но времена Синанхериба был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Он имел уклон и покоился на многочисленных арочных мостах, которые проходили над долинами и ущельями. Один из мостов - Джерзанский - достигал в длину около 300 м и опирался на 14 колонн. Ложе водопровода было выложено тремя слоями известняковых плит. Вода подавалась через искусственное водохранилище, созданное в результате воздвижения плотины и изменения русла восемнадцати рек. Строительство канала Синанхериба закончилось в 691 г. до н. э. - более, чем за два столетия до сооружения первого римского акведука.
Однако природные и искусственные водоемы были настолько заражены, что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.
Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали. Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа эмпириков-асуту. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу (о придворных врачевателях асуту не упоминается).
Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи). Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов.
Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о ветеринарах. В ветеринарной практике часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).
К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.