Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:51, реферат
История образования женского образования в России
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Возникновение женского образования в России 4
2. Женское образование и воспитание при Екатерине ΙΙ 6
3. Образование женщин в ХΙХ веке 8
4. Характеристика основных женских учебных заведений 11
4.1 Смольный институт 11
4.2 Мариинский институт 13
4.3 Женские гимназии 15
4.4 Бестужевские курсы 17
5.Проблемы женского профессионального образования в России ХΙХ в. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 23
Российская Федерация
Министерство образования и науки
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет
Институт психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
«История женского образования в России»
Работу выполнила: Зебницкая Светлана
ПНО, 1 курс, гр. 29 ПО 124-1
Работу проверил:
старший преподаватель,
к.п.н. А.Д. Чехонин
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Возникновение
женского образования в России
2. Женское образование и воспитание при Екатерине ΙΙ 6
3. Образование женщин в ХΙХ веке 8
4. Характеристика
основных женских учебных
4.1 Смольный институт 11
4.2 Мариинский институт 13
4.3 Женские гимназии 15
4.4 Бестужевские курсы 17
5.Проблемы
женского профессионального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 23
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом её члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи. Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек – к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.
В VΙ – ΙХ вв. педагогическая
практика восточных славян претерпела
заметные изменения. Хотя воспитание детей
по–прежнему осуществлялось главным
образом в процессе включения их в различные
виды деятельности, хотя продолжали существовать
обряды инициации, и различия в воспитании
девочек и мальчиков продолжало оставаться
довольно существенными, на характер воспитания
оказывали сильное влияние процессы, связанные
с разложением первобытнообщинного строя
и формирования раннеклассового общества.
В основе этих процессов лежал переход
к земледельческо–скотоводческой экономике,
возникновение общественного разделения
труда.
Первое известие об обучении
девочек в древней Руси относится
к ХΙ веку. В 1086 году Анна Всеволодовна
(сестра Владимира Мономаха) открыла
девичье училище при
На основании этих и других данных можно считать, что в Х – ХΙΙΙ веках при церквях и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине ХVΙ века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам – «отрокам и девицам». Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широко развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХΙХ века. Однако известный интересный случай: В Тобольске, первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом ΙΙ (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить в брачный союз «с девицею светского знания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания…». Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери - жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими воспитателями, знакомился с учреждениями воспитательного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны были пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должна быть изолированы от окружающей среды, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.
Таким образом, начало женского
образования принято считать 1764
год, когда в Петербурге по проекту
И.И.Бецкого был основан
Изданный устав «Общества
благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял
воспитанниц на четыре возраста, таким
образом, что каждая воспитанница, поступив
в "Общество" в шестилетнем
возрасте, должна была пробыть в
нем не менее 12 лет. Устав определил
численность обучающихся в
В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище (рис. 1)).
Рис.1 Соотношение мальчиков и девочек
Школьная реформа 1804 года, несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования (таблица 1).
Таблица 1. Система образования
Дошкольное образование |
Уровень |
Среднее образование | |
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в течение четырех царствований XIX века русская высшая и средняя школа подвергались коренной перестройке.
С 1843 года начинают создаваться
епархиальные училища - средние учебные
заведения для дочерей
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования.
В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа.
В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.
Под давлением требований
демократической общественности министерство
народного просвещения
Реформа женского образования встретила сопротивление со стороны представителей консервативных кругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательных учреждений обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание».
30 мая 1858 года было утверждено
«Положение о женских училищах
ведомства Министерства
Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда - шестигодичные и трехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разряда воспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Училища обоих разрядов преследовали одну и ту же цель: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства».
После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах - Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местным обществам.
К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.
В 1870 году было утверждено «Положение
о женских гимназиях и
Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий (таблица 2).
Таблица 2. Учебный план гимназий
№ |
Предмет |
1 |
Арифметика |
2 |
Риторика |
3 |
Грамматика |
4 |
Чистописание |
Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей.
В институт принимали дочерей
дворян и готовили их для придворной
и светской жизни. В программу
входило обучение словесности, истории,
географии, иностранным языкам, рисованию.
Кроме общеобразовательных