История женского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

История образования женского образования в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Возникновение женского образования в России 4
2. Женское образование и воспитание при Екатерине ΙΙ 6
3. Образование женщин в ХΙХ веке 8
4. Характеристика основных женских учебных заведений 11
4.1 Смольный институт 11
4.2 Мариинский институт 13
4.3 Женские гимназии 15
4.4 Бестужевские курсы 17
5.Проблемы женского профессионального образования в России ХΙХ в. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 23

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста. В младшем возрасте девочек учили  Закону Божьему, русскому и иностранным  языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м – словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались  в младший класс для практического  ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и  с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными  прогулками, играми на свежем воздухе  или в залах. Воспитанницы учились  круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились  экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится .

 

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили  значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более  половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы  носили зеленые платья, а пансионерки  частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные  собрания и любительские театральные  представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных  языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте  учили монахини.

Наказания не допускались, и  единственным средством исправления  провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной  служил всегда к воздержанию других от подобных поступков».

Цели образования в  Смольном институте были изменены после  обследования его «Комиссией для  заведения в России благородных  училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими.

В 1848 году «мещанская половина»  Смольного института, была преобразована  в Александровское училище, и  в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу награждались золотыми медалями, получали императорские  «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и определялись ко двору становившись фрейленами (рис. 2).

Рис. 2 Система окончания  Смольного института

 

4.2 Мариинский институт

Учебное заведение было открыто 22 декабря 1797 года как училище для  беднейших сирот мещанского сословия. 17 ноября 1800 года по Высочайшему повелению  учебное заведение Императрицы  Марии Федоровны получило официальное  наименование: «Мариинский институт».

В институт принимались девочки  от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.

Учебное заведение ставило  себе целью «сделать из них честных  и добродетельных женщин, хороших  и сведущих хозяек, попечительных  нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных  прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время  крайне не хватало. Ряд учебных предметов  преподавались на иностранных языках.

Императрица лично знала  всех воспитанниц, десятерых из которых  она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину  или Павловск на отдых.

В институте был свой Устав, разработанный Г.И. Вилламовым. Как  и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после  молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов  — обед, после которого до 2-х часов  длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать.

Платья «мариинок» были кофейного  цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.

 

4.3 Женские гимназии

В 1857 году у Н.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи  могли бы посылать дочерей для  основательного образования, за незначительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института  свои соображения о возможности  открыть при том же институте  особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц, но допускалось  и большее число, если имелись  средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в  себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский  и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские  хозяйственные рукоделия, танцы  и рукоделие.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.П. Петров, позже - И. Рашевкий, А.Н. Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное  образование и развить их умственные способности. Большое значение они  предавали естественным наукам.

Следует отметить, что в  Мариинских гимназиях складывались своеобразные виды и формы внеклассной  работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы, встречи  с писателями и литературными  деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских  гимназий и прогимназий составило 958.

 

4.4 Бестужевские  курсы

Бестужевские курсы - система  высшего образования для женщин. Были основаны на систематическом, университетском  характере преподавания. Первые курсы  открылись в 1878 году в составе  словесно-исторического и физико-математического  факультетов Санкт-Петербургского университета кружком прогрессивной  интеллигенции во главе с ректором университета, ученым-ботаником, профессором  А.Н. Бекетовым. Министерство просвещения  поставило во главе курсов профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Среди организаторов  курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А. П. Философова. К преподаванию в  новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в их числе Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, С.Ф. Платонов.

Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины  не моложе 21 года, получившие среднее  образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для  чего курсы располагали богато обставленными  кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций.

В 1886 году Бестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых ходатайств представителей прогрессивной интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был введен ряд ограничений.

В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных  заведений и четырех младших  классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевских курсах насчитывалось 6996 слушательниц.

 

5.Проблемы женского профессионального  образования в России ХΙХ в.

Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.

К началу ХХ века (1901г.) во всей России насчитывается только 129 небольших  женских профессиональных школ, в  которых было 9920 учащихся.

Как отмечает А.И. Рослякова, «отсталость женского профессионального  образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке  к проекту закона о женских  профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством  народного просвещения в Государственную  Думу 18 февраля 1914г. говорилось: «Женское профессиональное образование в  России не организовано и развито  в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ».

Подавляющее большинство  женских профессиональных школ и  курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.

Проблемами женского профессионального  образования в царской России занимался известный педагог  и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование.

Женщины стремились получать высшее образование наравне с  мужчинами. Но долгое время вопрос о  высшем образовании женщин оставался  под запретом. Бытовало мнение, что  серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему  образованию невозможно было сдержать.

Получение высшего образования  в России являлось особенной проблемой  для женщин в дореволюционной  России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские  женщины, получившие высшее образование, учились за границей.

Важным событием в истории  женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся  в 1912 году. На нем подвергалась расширенной  критике существующая система образования  женщин, строго встал вопрос о равенстве  в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных  решений и дал толчок дальнейшему  развитию женского образования. Женщины  России оказались на пути к положению  наиболее образованных женщин мира.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и  в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине  в целом и ее образованию в  частности.

Остановившись более подробно на проблемах женского образования  в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось  негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это  касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее  или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс  находился в прямой зависимости  от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".

C момента формирования  в XVIII в. высших учебных заведений  дискриминация женщин в сфере  высшего образования являлась  официальной государственной политикой  вплоть до начала XX в. Долгие  годы государственные высшие  учебные заведения предназначались  исключительно для лиц мужского  пола.

Итак, проблемы женского образования  имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к  женщине – менялось и отношение  к женскому образованию.

В заключение хочется отметить, что женское образование –  это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология  преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины  и мужчины. 

Информация о работе История женского образования