Иван Грозный: жизнь и политическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение темы: «Иван Грозный: жизнь и политическая деятельность». Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
1. Рассмотреть личность Ивана Грозного;
2. Изучить политическую деятельность И. Грозного и его реформы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...с.3
Глава 1. Личность Ивана Грозного………………………………………………….с.5
Глава 2. Политическая деятельность И.Грозного и его реформы……………….с.10
2.1 Реформы правительства Ивана Грозного……………………………………...с.10
2.2. Внешняя политика России …………………………………………………….с.17
2.3 Опричнина ………………………………………………………………………с.20
Заключение…………………………………………………………………………..с.23
Список литературы………………………………………………………………….с.25

Файлы: 1 файл

Иван Грозный - жизнь и политическая деятельность.docx

— 46.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Избранная Рада.

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей  окружавших в то время Ивана IV. Одним  из них был митрополит Макарий, активно  участвовавший в государственной  деятельности 40-50 годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского  собора Сильвестр. Приблизил Иван IV к себе Алексея Адашева. На первый взгляд, кажется, что эта избранная  рада была все тот же интимный совет, ближняя дума или комнатная, с  которой вершил всегда дела отец Ивана  Грозного Василий Иванович. С формальной стороны избранная рада, конечно, была продолжением ближней думы. Но по действительному значению своему она была далеко не то, что прежняя  ближняя дума: избранная рада стала  не только помогать самодержавной царской  власти, но и опекать ее, ограничивать ее. К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно  усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного в последствии «Избранной Радой». С именем Алексея Адашева  связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине ХVI века. Кроме  них в разработке и проведении реформ также участвовали “думцы” Захарьины, Андрей Курбский, И.В.Шереметьев и др. Реформы конца 40-х начала 50-х годов составили первый период царствования Ивана IV Васильевича, правительственная деятельность которого шла под влиянием «избранной рады» и отличалась добрыми свойствами. В это же время была завоевана Казань (1552г.), занята Астрахань (1556г.) и были проведены многие серьезные реформы.

Земский собор.

Важным шагом Избранной  Рады было образование нового сословно-представительского органа власти – Земского собора. В  его состав входили Боярская дума, освящённый собор – представители  высшего духовенства, представители  дворянства и верхушки посада. Обычно дворяне составляли большую часть  собора. Относительно Земских соборов  специальных законов принято  не было – организация выборов  в них, нормы представительств от различных сословий, их численный  состав были неопределёнными. Созыв  объявлялся специальной царской  грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок выборов. Царь и Боярская дума подготавливали вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском  соборе (вопросы, как правило, относительно внешней политики, финансов и законодательства). Поставленные вопросы представители  каждого из сословий обсуждали отдельно и выносили своё суждение. Решения  же должны были приниматься всем составом Собора. По принятому решению оформлялся «приговор», специальный соборный документ. Царь не обязан был в своей политике руководствоваться решениями Земских  соборов (как и созывать их). Но его  политика зависела от поддержки господствующих сословий, входящих в состав Земского собора. Фактически Земские соборы как бы ограничивали власть царя, но в тоже время они её всемерно укрепляли.

Первый Земский собор  был созван в 1549 году. Он принял решение  составить новый Судебник (утверждён  в 1550 г.) и наметил программу реформ.

Судебник 1550 года.

Бесспорно, самым крупным  начинанием правительства Ивана  Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных  текст предшествующего кодекса  подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения  и зависимого населения (крестьян и  холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении  в целом. Так как дворянство все  больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения  феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или  их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной  земельной собственности. Закон  стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности. Второй закон, относящийся к проблеме землевладения, провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группам привилегированных землевладельцев   тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.  

Вторую группу статей Судебника  составляют законы о крестьянах и  холопах. В обстановке роста классовой  борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились  требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам. Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном  памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным  образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему  кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников  и волостей. В 1550году на основе предыдущего  судебника 1497 года, созданного Иваном III (дедом Ивана Грозного), был  создан новый Судебник, более расширенный  и лучше систематизированный. Большая  часть его посвящена вопросам управления и суда. В частности  дворяне были освобождены от подсудности  бояр-наместников и по всем судебным и административным делам перешли  в ведение государства. Судебник 1550 года включал в себя упорядоченные  статьи о правилах перехода крестьян (Юрьев день), ограничил права  наместников, ужесточил наказания  за «разбой», вводил статьи о наказании  за взяточничество, отменял податные льготы монастырей и другие статьи. Однако главные изменения в социально-экономической  сфере были направлены на обеспечение  землей служилых людей – дворян. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В процессе ее осуществления прежнее  подворное налоговое обложение  заменялось поземельным. Ущемлялись интересы церкви, крестьянина, зато в привилегированном  положении оказались помещики. Размеры  земельных владений обуславливались  и прежними службами дворян. Каждый служилый человек имел право требовать  поместье не менее 100 четвертей земли (150 десятин), так как именно с такой  земельной площади должен был  выходить на службу «человек на коне и  в доспехе полном». С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а с следующих – его вооруженные  холопы. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех  же основаниях, что и помещики.

Собор Стоглав 1551года.

В 1551 г. по инициативе царя и  митрополита был созван Собор  русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения  были сформулированы в ста главах. Общий процесс централизации  неизбежно должен был охватить и  церковь, игравшую важную роль в жизни  средневековой России. Между тем  внутри самой церковной организации  существовали заметные различия в составе  «святых», которым поклонялись в  разных землях, не было строгого порядка  в исполнении церковных обрядов, отсутствовала четкая система внутреннего  управления. Такое положение церкви волновало не только ее руководителей, но и церковную власть, которая  нуждалась в мощной церковной  организации как инструменте  осуществления централизаторской  политики. Усиление государства, ослабление позиций феодальной знати поставило  вопрос о месте церкви в государстве  и ее отношениях с царской властью. Царская же власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла  остаться в стороне от назревших  церковных преобразований. В 1551 году был собран церковный - собор Стоглав, получивший свое название за то, что  его постановления содержали 100 глав. На соборе собранном по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, присутствовали служилые люди. Собор по предложению  царя, нуждавшегося в поддержке церкви, одобрил Судебник и проводимые реформы. На соборе был оформлен общерусский  пантеон святых, приняты меры по наведению порядка в поведении  церковников. На соборе встал вопрос о церковном землевладении, но в  основном церковь сохранила свои земли. В тоже время царская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. Церковь по решению  собора должна была вернуть владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла приобретать  и продавать земли только с  разрешения царя. На Стоглавом соборе между церковью и царской властью  был заключен компромисс.

Военные преобразования.

Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой  была посажена на землю « избранная  тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые  должны были стать опорой царя. Впервые  составили «Уложение о службе» (1557г.). Вотчинник и помещик мог  начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Со 150 десятин земли  и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно».

Было создано постоянное стрелецкое войско (1550 г.). Сначала стрельцов  было 3 тысячи человек. В армию стали  привлекать иностранных наёмников, но их число было не значительным. Усиливалась  артиллерия. К пограничной службе стало привлекаться казачество.

Служилые люди разделялись  на «служилых людей по отечеству» (по происхождению) и на «служилых  людей по прибору» (по набору). В последнюю  группу входили стрельцы (бывшие пищальщики), пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые  работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение  из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов  ограничивалось местничество. В середине ХУ1 в. Был составлен официальный  справочник – «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Другие реформы.

1550 год – проведена  реформа налогообложения, так  как развитие государства требовало  денег. Вновь основываемые феодалами  слободы в городах лишались  податных и судебных льгот.

1552 год – создана Дворовая  тетрадь – список членов государства  двора (около 4 тысяч человек), из числа которых значились  на должности в государстве:  военачальники, городские воеводы,  дипломаты и другие. 1554 год –  было прекращено представление  податных и судебных льгот  светским феодалам.

1555-1556 года – отмена  системы кормлений. Раньше при  боярском управлении на местах  и осуществлении ими судебно-административных  функций, бояре получали право  собирать на свои нужды «корм»  с подвластного населения (отсюда  «кормление»). По сути дела это  было предоставление права боярству  взимать в свою пользу ренту-налог.  После отмены этой системы  в пограничных городах для  управления войском назначались  служилые люди – воеводы, со  временем получившие судебно-административную  власть. Во всех других местах  выбирались земские старосты  из зажиточных крестьян и верхушки  торговых людей. Земские старосты  занимались раскладкой налогов  и повинностей и вершили судебные  дела. Эта реформа усилила централизацию управления на местах, так как земские старосты подчинялись правительственным учреждениям. Надзор за деятельностью земских старост осуществляли губские старосты.

1556 год - было принято  «Уложение о службе», регулировавшее  службу дворян, которые могли  служить с 15 лет и служба  передавалась по наследству. За  службу дворян наделяли землей, а так же платили им жалование. 
К осени 1559года реформаторская деятельность прекратилась. Проведенные в 50-ые годы реформы усилили центральную государственную власть и ее социальную опору – служилое дворянство. На этом заканчивается первый период правления Ивана IV, благодатный для народа и России в целом, который длился 13 лет.

 

2.2. Внешняя политика  России

Основными направлениями  внешней политики России оформились еще при Великом князе Иване III: балтийское (северо-западное) направление, литовское (западное), крымское (южное), а так же казанское и ногайское (юго-восточное). Первые походы против Казани (1547/48 и 1549/50гг.) окончились неудачей. В 1551 году Иван IV начал подготовку к  решающему походу на Казань, построив предварительно крепость Свияжск у  реки Свияж при ее впадении в Волгу, сыгравшую роль опорного пункта для  наступления. В августе 1552 года московские войска подступили к осаде Казани, исход которой решил подкоп, разрушивший  участок крепостной стены и 2-го августа  после ожесточенного сопротивления  Казань пала. Пало и казанское ханство. После взятия Казани, татары, входившие  в казанское ханство, мари, чуваши, удмурты, продолжали сопротивление  еще в течение нескольких лет. Окончательно оно было подавлено  в 1556 году. Московские власти начали проводить  в Казани политику русификации: обращение  в христианство местное население, выселение татар за пределы города в болотистые пустыни. Казань была превращена в русский административный и  торговый центр. Падение Казанского ханства предопределило судьбу другого Астраханского, имевшего важное стратегическое и торговое значение. В августе 1556 года Астрахань была присоединена. 1556 год был очень благоприятным для России. Помимо Казани к ней было присоединено Астраханское царство, а так же в состав Российского государства вошли башкиры. В том же году присягнул России глава Большой Ногайской Орды – Мурза Исмаил, приняв вассальную зависимость от России. Таким образом, земли Поволжья и торговый путь по Волге оказались в составе России. Заселение нижней Волги и в дальнейшем Западной Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым было для русской колонизации Казанское царство.

Все завоевания 1556 года уменьшили  крымскую опасность. Иван IV понимал, что  за спиной Крыма стоит Османская  империя, и не спешил вести военные  действия против него, ограничившись  строительством оборонительной черты  из лесных завалов (засек) – «засечные  черты» и крепостей, что несколько  сдерживало набеги крымских татар.

После победы над Казанью  и присоединения Астрахани основным вопросом во внешней политике для  Ивана IV становится балтийский вопрос. Хозяйственное развитие страны требовало  выхода к берегам Балтийского  моря. Это было необходимо, прежде всего, для развития торговли и усиления политических и культурных связей с  передовыми странами Западной Европы.

Война началась в январе 1558 году успешными действиями русских  войск. Были взяты Нарва, Тарту и  к лету 1559 года русские вышли к  балтийскому побережью, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Но вскоре под влиянием внешних и  внутренних обстоятельств, ход войны  начал меняться. Русское дворянство поддерживало войну, так как было очень заинтересовано в прибалтийских  землях. Феодальная знать выступала  против войны, так как ее мало интересовали балтийские берега. Они считали, что  война на Западе отвлекает от борьбы с крымскими татарами. Бояре считали, что необходимо нанести удар по Крымскому  ханству и обеспечить безопасность своих вотчин.

Информация о работе Иван Грозный: жизнь и политическая деятельность