Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:27, реферат
В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX — ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Несмотря на то, что ученый-историк в исследовании опираться только на источники (документы), оценки деятельности и личности Ивана Грозного в трудах историков очень разные.
Введение
Основная часть:
Детство царя
Правление Ивана IV
Личность Ивана Грозного в оценке историков
Заключение
Список использованной литературы
Но в минуты нравственного успокоении, когда он освобождался от внешних раздражающих впечатлений и оставался наедине с самим собой, со своими задушевными думами, им овладевала грусть, к какой способны только люди, испытавшие много нравственных утрат и житейских разочарований. Кажется, ничего не могло быть формальнее и бездушнее духовной грамоты древнего московского великого князя с ее мелочным распорядком движимого и недвижимого имущества между наследниками. Царь Иван и в этом стереотипном акте выдержал свой лирический характер. Эту духовную он начинает возвышенными богословскими размышлениями и продолжает такими задушевными словам: « Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил бы меня, ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого, утешающих я не нашел, заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь." Бедный страдалец, царственный мученик - подумаешь, читая эти жалобно-скорбные строки, а этот страдалец года за два до того, ничего не расследовав, по одному подозрению, так зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города татары. В самые злые минуты он умел подниматься до этой искусственной задушевности, до крокодилова плача. В разгар казней входит он в московский Успенский собор. Митрополит Филипп встречает его, готовый по долгу сана печаловаться, ходатайствовать за несчастных, обреченных на казнь. "Только молчи, - говорил царь, едва сдерживаясь от гнева, - одно тебе говорю - молчи, отец святой, молчи и благослови нас." - "Наше молчание, - отвечал Филипп, - грех на душу твою налагает и смерть наносит." - "Ближние мои, - скорбно возразил царь, - встали на меня, ищут мне зла; какое тебе дело до наших царских предначертаний!"
Описанные свойства царя Ивана сами по себе могли бы получить только любопытным материалом для психолога, психиатра, скажут иные: ведь так легко нравственную распущенность, особенно на историческом расстоянии, признать за душевную болезнь и под этим предлогом освободить память мнимобольных от исторической ответственности. К сожалению, одно обстоятельство сообщило описанным свойствам значение, гораздо более важное, чем какое обыкновенно имеют психологические курьезы, появляющиеся в людской жизни, особенно такой обильной всякими душевными курьезами, как русская: Иван был царь. Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное, влияние на его политический образ действий, испортил его.
ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV
Для того, что лучше понять личность царя в «действии», рассмотрим некоторые исторические факты во время его правления.
Примеры жестокости и неблагодарности:
1) Окольничий Алексей Адашев, реформатор 40-50-х годов XVI в., положил начало местному самоуправлению, суду присяжных, законодательному регулированию власти монарха, умер в опале, его род был вырезан под корень. Жестокая участь постигла и его единомышленников по Избранной раде.
2) В
кн. "Московское государство"
есть рассказ Андрея Курбского
о взятии Казани, где русские
одержали блестящую победу. "На
третий день царь наш вместо
благодарности отрыгнул нечто
неблагодарное: "Не мог я вас
мучить, пока Казань была не
побеждена, поскольку нужны вы
мне всячески; а теперь ничто
уже не мешает мне злобу
и жестокость свою вам
3) В
кн. Пашкова "Хроника правлений
и событий" сказано о том,
что царь был грубым, любил
праздность и шумные забавы, выходящие
за рамки дозволенного. Он мог
жестоко расправляться с
4) Деспотические
наклонности Ивана Грозного
Сначала Иван IV проливал кровь бессловесных животных, сбрасывая их с высоких крылец и теремов.
В 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен.
А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. А льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр будет этот царь и мужествен!"
5) Участник многих войн старец князь Иван Турунтай-Пронский постригся в монахи, но его, невзирая на сан, утопили по приговору светской власти.
Воевода Никита Казаринов-Голохвостов, ожидая беды, уехал из Москвы и принял постриг в монастыре на берегу Оки. Но царь разыскал его и велел взорвать на бочке с порохом:
Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.
В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.
От гнева Ивана Грозного укрыться было трудно
Примеры безнравственного поведения царя и его окружения
1) Андрей
Курбский в письме Ивану
2) В романе Костылева "Иван Грозный" читаем о том, что в Москве заведено гостей напоить до беспамятства. А если кто этого не делает - позор ему и посрамление.
И у самого царя его приближенные часто пировали. Много пили и ели. Под утро расходились, да еще и не все". Такой разврат и пьянство не считались пороком.
Примеры "мудрости", "дипломатичности" и "гениальной" политики
1) Совсем
не мудро, а жестоко и
2) Единственная
государственная реформа,
3) Можно
выделить несколько причин
Положительные оценки правления Ивана Грозного
1) В
книге Пашкова "Хроника
2) (Там
же) "Царь "устроил" державу
и предложил духовенству
Иоанн
принял меры к просвещению России.
В страну из-за рубежа пригласили более
150 человек - художников, аптекарей, типографов,
лекарей, ремесленников и других
специалистов, но Ливонский орден
воспрепятствовал их прибытию. И только
несколько человек тайными
3) (Там
же) "Царь был упорен в достижении
цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость
и активную деятельность, сам
возглавлял войско в походе. Казань
была взята. Когда он
Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.
Иван
IV установил торгово-
4) Русский
историк С.М. Соловьев
5) Иван
Грозный тяжело переживал
ЛИЧНОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В ОЦЕНКЕ ИСТОРИКОВ
С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя: его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".
Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".
С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного : мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".
Иван
Грозный считал себя преемником Римских
и Византийских императоров. Российский
философ Г.П. Федотов писал по
этому поводу: "Византийский император,
добровольно подчиняющийся
В эпохе Ивана Грозного историки ищут истоки кризиса нравственности. Она упала тогда, когда, как указывал С.М. Соловьев, "водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего". Защитник русской земли - "лютый царь" разорял русские города и села "пуще турецких басурманов". Царь попирал обычаи, традиции, христианские представления о справедливости и порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отметим, что вся деятельность Ивана IV - "грозного царя" - отражает трагическое противоборство подлинной мудрости, целеустремленности, невероятной работоспособности и дальновидности с тяжелыми маниакальными приступами необузданного гнева, болезненной неудовлетворенности и подозрительности. Л.Н. Толстой имел основания, когда называл царя душевнобольным.
Как мы видим, однозначной оценки нет, да и быть не может. Каждый, оценивающий личность Ивана Грозного, исходит из своих личных представлений о путях развития России, из реалий своего времени. Однако был такой человек, который оценивал личность Ивана Грозного однозначно положительно. Это Сталин.
Русский философ Г.П. Федоров, сравнивая личность Сталина и русских царей, писал: "Как правитель России, Сталин является преемником царей московских и императоров всероссийских с их капиталом восточной покорности 150 млн., не раз испытанным в былых революциях с высоты престола". То есть от своих предшественников Сталин получил капитал - покорность народа.
Еще в 1929 г. Малая Советская Энциклопедия писала об Иване Грозном так:
"Как
личность, Иван IV очень сложен: крайняя
неуравновешенность, развратность, жестокость,
доходившая до садизма, и
В эпоху Сталина царя и его правление стали оценивать только положительно. В этом духе была выдержана первая серия фильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, заслужившая похвалы и награды. Но вторая серия уже вызвала недовольство властей и на экраны не вышла.
4 сентября
1946 г. ЦК принял Постановление,
в котором говорилось: "Режиссер
С. Эйзенштейн обнаружил
Как вспоминал писатель Всеволод Вишневский, сам И. Сталин говорил тогда же, что режиссер, "отвлекся от истории, изобразил каких-то дегенератов - опричников, не понял, что опричники были прогрессивными элементами, не понял значения репрессий. Россия была раздробленной, хотела объединиться, создавалось централизованное государство. Иначе Россия попала бы под новое иго. Россия вправе была карать врагов внутри и извне. Возьмем Ивана Грозного. Мы знаем, что это был человек с волей и характером. А нам дан какой-то убийца".