Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX — ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Несмотря на то, что ученый-историк в исследовании опираться только на источники (документы), оценки деятельности и личности Ивана Грозного в трудах историков очень разные.

Содержание работы

Введение
Основная часть:
 Детство царя
 Правление Ивана IV
 Личность Ивана Грозного в оценке историков
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Иван Грозный.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

Но  в минуты нравственного успокоении, когда он освобождался от  внешних  раздражающих впечатлений и  оставался  наедине  с  самим  собой,  со  своими задушевными думами, им овладевала грусть,  к  какой  способны  только  люди, испытавшие много нравственных  утрат  и  житейских  разочарований.  Кажется, ничего не могло быть  формальнее  и бездушнее духовной  грамоты древнего московского великого  князя с ее   мелочным   распорядком   движимого   и недвижимого имущества между наследниками. Царь Иван и в этом  стереотипном акте  выдержал  свой  лирический  характер.   Эту   духовную   он   начинает возвышенными богословскими размышлениями и продолжает  такими  задушевными словам:  « Тело  изнемогло,  болезнует  дух,  раны  душевные   и   телесные умножились, и нет врача,  который бы  исцелил бы  меня,  ждал  я,  кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого, утешающих я не нашел, заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь." Бедный страдалец, царственный мученик - подумаешь, читая эти жалобно-скорбные строки, а этот  страдалец года  за два до  того,  ничего  не  расследовав,  по  одному  подозрению,  так зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города татары. В самые злые  минуты он умел подниматься до  этой  искусственной задушевности,  до  крокодилова плача. В разгар казней входит он в московский  Успенский собор.  Митрополит Филипп встречает его, готовый по долгу  сана  печаловаться,  ходатайствовать за несчастных, обреченных на казнь. "Только  молчи,  -  говорил  царь,  едва сдерживаясь от гнева, - одно тебе говорю  -  молчи,  отец  святой,  молчи  и благослови нас." - "Наше молчание, - отвечал Филипп, -  грех  на  душу  твою налагает и смерть наносит." - "Ближние  мои,  -  скорбно  возразил  царь,  - встали  на  меня,  ищут  мне  зла;  какое тебе  дело   до   наших   царских предначертаний!"

Описанные свойства царя Ивана сами по себе  могли  бы  получить  только любопытным материалом для психолога, психиатра, скажут иные: ведь так  легко нравственную распущенность, особенно на  историческом  расстоянии,  признать за душевную болезнь  и под этим предлогом освободить память  мнимобольных  от исторической ответственности.  К  сожалению,  одно  обстоятельство  сообщило описанным  свойствам значение, гораздо более  важное,  чем  какое  обыкновенно  имеют психологические курьезы, появляющиеся в людской жизни, особенно  такой обильной всякими душевными  курьезами, как русская: Иван был  царь. Черты  его личного характера  дали особое направление его политическому  образу  мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное,  влияние  на его политический образ действий, испортил его.

 

ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV

Для того, что лучше понять личность царя в  «действии», рассмотрим некоторые исторические факты во время его правления.

Примеры жестокости и неблагодарности:

1) Окольничий  Алексей Адашев, реформатор 40-50-х  годов XVI в., положил начало местному самоуправлению, суду присяжных, законодательному регулированию власти монарха, умер в опале, его род был вырезан под корень. Жестокая участь постигла и его единомышленников по Избранной раде.

2) В  кн. "Московское государство"  есть рассказ Андрея Курбского  о взятии Казани, где русские  одержали блестящую победу. "На  третий день царь наш вместо  благодарности отрыгнул нечто  неблагодарное: "Не мог я вас  мучить, пока Казань была не  побеждена, поскольку нужны вы  мне всячески; а теперь ничто  уже не мешает мне злобу  и жестокость свою вам показать:".

3) В  кн. Пашкова "Хроника правлений  и событий" сказано о том,  что царь был грубым, любил  праздность и шумные забавы, выходящие  за рамки дозволенного. Он мог  жестоко расправляться с людьми, разгневанно кричать, топать ногами, лить на головы кипящее вино, палить бороды, раздевать донага  и ложить на землю в ожидании смерти. А потом вдруг милостиво простить.

4) Деспотические  наклонности Ивана Грозного начали  проявляться уже в 12 лет. Об  этом пишет Андрей Курбский  в "Истории о великом князе  Московском".

Сначала Иван IV проливал кровь бессловесных животных, сбрасывая их с высоких  крылец и теремов.

В 15 лет  начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали  избивать и грабить простых людей, мужей и жен.

А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам  видел, как на деле исполнялось. А  льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр  будет этот царь и мужествен!"

5) Участник  многих войн старец князь Иван  Турунтай-Пронский постригся в монахи, но его, невзирая на сан, утопили по приговору светской власти.

Воевода Никита Казаринов-Голохвостов, ожидая беды, уехал из Москвы и принял постриг в монастыре на берегу Оки. Но царь разыскал его и велел взорвать на бочке с порохом:

Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.

В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время  опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и  детей.

От  гнева Ивана Грозного укрыться было трудно

Примеры безнравственного поведения  царя и его окружения

1) Андрей  Курбский в письме Ивану Грозному  указывает злодеяния, которые  творят опричники с ведома царя: ":девушек собрав невинных, за собою их в подводах возят и бесстыдно чистоту их растлевают, не удовлетворяясь уже своими пятью или шестью женами".

2) В  романе Костылева "Иван Грозный" читаем о том, что в Москве заведено гостей напоить до беспамятства. А если кто этого не делает - позор ему и посрамление.

И у  самого царя его приближенные часто  пировали. Много пили и ели. Под  утро расходились, да еще и не все". Такой разврат и пьянство не считались  пороком.

Примеры "мудрости", "дипломатичности" и "гениальной" политики

1) Совсем  не мудро, а жестоко и бессердечно  поступил Иван Грозный с искусными  мастерами, зодчими Бармой и Постником Яковлевым, построившим храм в честь взятия Казани. Он приказал ослепить их, если верить легенде. Сегодня храм Василия Блаженного (Покровский собор) в числе семи чудес России. А сколько еще замечательных творений создали бы они, украшая Русь!

2) Единственная  государственная реформа, которую  Иван Грозный провел самостоятельно, - это опричнина, которая является  довольно странной реформой. Когда  царь разделил земли на опричнину  и земщину, для русского народа началось царство страха. Царь лично принимал участие в пытках и казнях противников. Его личные владения защищало войско от 1000 до 6000 человек. От кого защищало?

3) Можно  выделить несколько причин распада  Избранной рады, все они сводятся  к личности царя. Среди прочих  неумение ждать, когда политика  принесет результаты. А советники  предлагали путь медленных, постепенных  реформ. А льстецы восхваляли  его мудрость.

Положительные оценки правления Ивана  Грозного

1) В  книге Пашкова "Хроника правлений  и событий" (стр.193) дается положительная  оценка государя. Рассказывается, что  в течение трех лет, благодаря  Сильвестру и Адашеву, мудрая умеренность, человеколюбие, дух кротости и мира стали правилом для царя и его приближенных. Царь приказал собрать в Москву со всех концов России представителей разных народностей. Он выступил перед народом с пламенной речью, в которой каялся перед народом о принесенном ранее зле и обещал исправиться, стоять за справедливость. "Отныне я судья ваш и защитник",- так закончил свою речь Иоанн. Алексею Адашеву было поручено принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Народ вместе с царем плакал от умиления.

2) (Там  же) "Царь "устроил" державу  и предложил духовенству устроить  церковь. Были заведены духовные  училища в Москве и других  городах страны.

Иоанн принял меры к просвещению России. В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден  воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы".

3) (Там  же) "Царь был упорен в достижении  цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость  и активную деятельность, сам  возглавлял войско в походе. Казань  была взята. Когда он возвратился  в Москву, его сплошной стеной  встречал народ. Царь обратился  к народу с речью. Теплой  и искренней была встреча. Вся  Россия пребывала в радости.  Царь дал торжественный обед  в Большой Грановитой Палате, был весел и щедр.

Другое  славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.

Иван IV установил торгово-дипломатические  отношения с Англией во время  правления королевы Елизаветы, затем  Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались  и другие страны, например, Голландия".

4) Русский  историк С.М. Соловьев вспоминал: "Попала мне в руки История  Карамзина:я прочитал ее не менее двенадцати раз: Но некоторые тома любил я читать особенно; самые любимые тома были: шестой - княжение Ивана III и восьмой - первая половина царствования Грозного; здесь действовал во мне отроческий патриотизм: любил я особенно времена счастливые, славные для России".

5) Иван  Грозный тяжело переживал смерть  первой жены Анастасии, убийство  любимого сына Ивана, совершенное  в гневе. Испытывая раскаяние,  он велел составить список  жертв своего ужасного правления (синодики), который перед его смертью в 1584 г. вырос до 3000 с лишним имен. Копии этого списка, вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшим монастырям России с распоряжением молиться за упокой их душ.

ЛИЧНОСТЬ ИВАНА  ГРОЗНОГО В ОЦЕНКЕ ИСТОРИКОВ

С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях  царя: его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".

Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был  своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся  России".

С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного : мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".

Иван  Грозный считал себя преемником Римских  и Византийских императоров. Российский философ Г.П. Федотов писал по этому поводу: "Византийский император, добровольно подчиняющийся своим  собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными": "Московский царь хотел царствовать  над рабами и не чувствовать себя связанным законом": "С другой стороны, восточный деспот, не связанный  с законом, связан с традицией, особенно религиозной. Иван IV и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя".

В эпохе  Ивана Грозного историки ищут истоки кризиса нравственности. Она упала  тогда, когда, как указывал С.М. Соловьев, "водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества  ближнего". Защитник русской земли - "лютый царь" разорял русские  города и села "пуще турецких басурманов". Царь попирал обычаи, традиции, христианские представления о справедливости и порядке.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отметим, что вся деятельность Ивана IV - "грозного царя" - отражает трагическое противоборство подлинной мудрости, целеустремленности, невероятной работоспособности и дальновидности с тяжелыми маниакальными приступами необузданного гнева, болезненной неудовлетворенности и подозрительности. Л.Н. Толстой имел основания, когда называл царя душевнобольным.

Как мы видим, однозначной оценки нет, да и быть не может. Каждый, оценивающий личность Ивана Грозного, исходит из своих личных представлений о путях развития России, из реалий своего времени. Однако был такой человек, который оценивал личность Ивана Грозного однозначно положительно. Это Сталин.

Русский философ Г.П. Федоров, сравнивая личность Сталина и русских царей, писал: "Как правитель России, Сталин является преемником царей московских и императоров всероссийских  с их капиталом восточной покорности 150 млн., не раз испытанным в былых  революциях с высоты престола". То есть от своих предшественников Сталин получил капитал - покорность народа.

Еще в 1929 г. Малая Советская Энциклопедия писала об Иване Грозном так:

"Как  личность, Иван IV очень сложен: крайняя  неуравновешенность, развратность, жестокость, доходившая до садизма, и припадки  религиозного мистицизма сочетались  с большим политическим умом  и публицистическим талантом".

В эпоху  Сталина царя и его правление  стали оценивать только положительно. В этом духе была выдержана первая серия фильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, заслужившая похвалы  и награды. Но вторая серия уже  вызвала недовольство властей и  на экраны не вышла.

4 сентября 1946 г. ЦК принял Постановление,  в котором говорилось: "Режиссер  С. Эйзенштейн обнаружил невежество  в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско  опричников Ивана Грозного в  виде шайки дегенератов:, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером - слабохарактерным и безвольным:".

Как вспоминал  писатель Всеволод Вишневский, сам  И. Сталин говорил тогда же, что  режиссер, "отвлекся от истории, изобразил  каких-то дегенератов - опричников, не понял, что опричники были прогрессивными элементами, не понял значения репрессий. Россия была раздробленной, хотела объединиться, создавалось централизованное государство. Иначе Россия попала бы под новое иго. Россия вправе была карать врагов внутри и извне. Возьмем Ивана Грозного. Мы знаем, что это был человек с волей и характером. А нам дан какой-то убийца".

Информация о работе Иван Грозный