Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:10, контрольная работа
XVII век открыл собою новый период всемирной истории. Нидерландская революция
конца XVI века, а также буржуазная Английская революция середины XVII века
привели к тому, что передовые страны Европы вступили на путь буржуазных
отношений. В центральной России в это время продолжал укрепляться феодализм,
но уже появились и зачатки промышленного развития – первые мануфактуры. Новое
зарождалось в недрах сильного и растущего старого, и это своеобразие
обстановки наложило свою печать на многие явления плитической и культурной
жизни русского народа в период богатого событиями XVII века.
1.Введение
2.Конец династии Рюриковичей и начало Смутного времени
2.Цари и народ
3.Экономическое и политическое развитие России после смутного
Времени
4.Изменение культуры и быта в период Смутного времени.Обмирщение Руси.
5.Выводы
6.Список используемой литературы
Московским разорением». Огромные массивы культурных земель находились в
заброшенном состоянии и поросли лесом. Многие деревни превратились в пустоши.
По отдельным уездам центра России запустение земель к 20-м годам XVII в.
достигло 60%. В сельском хозяйстве продолжали господствовать феодальные
отношения. При этом распределние крепостных крестьян между отдельными
группами феодального класса было крайне неравномерным. До 20% крестьянских
дворов находилось в собственности царского двора и государства. В руках бояр
и дворян, согласно перепис земель 1678 года, сосредоточилось 67% крестьянских
дворов. Свыше 13 % крестьянских дворов находилось в собственности архиереев,
монастырей и церквей.
После упадка в начале XVII века городское ремесло, как и сельское хозяйство
было восстановлено в течение 30 лет. Запустевшие города стали оживать частью
сами, а частью в результате принудительного возврата посадских людей,
бежавших из городов. Всего на территории Русского государства, без Украины и
Сибири, в середине XVII века насчитывалось 226 городов. Резко выделялась
Москва, в которой жило около 200 тысяч человек. Около 16 городов, кроме
Москвы, насчитывало более 500 посадских дворов. В связи с ростом рыночных
отношений в городах усилилось мелкое товарное производство. Кузнецы
Серпухова, Тулы, Тихвина, Устюга, ткачи и кожевники Ярославля, Вологды,
Нижнего Новгорода, скорняки и сукноделы Москвы и ремесленники других
специальностей стали работать не столько на заказ, сколько на рынок. Заметный
переход к работе на рынок – характерная черта в истории городского и
сельского ремесла в XVII веке. Развитие внутреннего рынка создало предпосылки
для появления в России первых мануфактур. Их создание ускорялось потребностью
государства в вооружении, производство которого не могло осуществить мелкое
ремесло, основанное на ручном труде. Путем применения водной энергии было
расширено производство вооружения на Пушечном дворе в Москве. В 1632 году по
царской жалованной грамоте голландский купец А. Виниус построил в районе Тулы
3 вододействующих железоделательных завода. Подобные производства возникли в
Олонецком крае, близ Воронежа под Москвой. В XVII веке появились также первые
медеплавильные заводы в России. Появились и другие мануфактуры.
Работа на мануфактурах проиводилась в основном ручным способом. Рабочую силу
составляли обычно крепостные крестьяне, приписанные казной к предприятиям.
Наемный труд использовался лишь частично. Общее количество мануфактур в конце
XVII века едва достигало двух десятков. Социально-экономическое развитие
огромного государства не было однородным. Наиболее населенным и развитым был
центральный район. Именно здесь получили наибольшее развитие крестьянские
промыслы и ремесла, сосредоточенные в таких городах, как Москва, Ярославль,
Нижний Новгород, Калуга и другие. Население Русского государства уже было
многонациональным.
С 1654 года в состав России вошла Левобережная Украина вместе с Киевом, а в
результате войны с Польшей 1654-1667 гг. были возвращены Смоленский и
прилегающие западнорусские уезды. Происходило быстрое заселение южных
пограничных уездов с городами Белгород, Курск, Воронеж, Тамбов, Симбирск и
др. Сюда шел поток беглых крестьян из центральных районов.Так на южном
черноземе стало развиваться крепостническое землевладение.
С XVII века происходит проникновение русских в Сибирь и присоединение ее к
России. На пути следования промышленные и военные люди ставили городки-
остроги, игравшие роль опорных пунктов управления краем и сбора ясака с
населения – Мангазея, Енисейск, Красноярск, Нерчинск, Албазин и Якутск,
который стал центром управления Восточной Сибири. Двигаясь на север,
промышленные люди достигли океана. Освоение Сибири имело важное народно-
хозяйственное значение. В итоге заселения русскими крестьянами Западная
Сибирь стала основным земледельческим очагом края. Русские крестьяне принесли
в Сибирь земледельческую культуру и животноводство. К концу XVII века Сибирь
уже не нуждалась в привозном хлебе. Началась также разработка сибирских недр,
добыча железной руды, золота, соли. Эти хозяйственные нововведения
способствовали заметному росту производительных сил и культуры края.
Таким образом, по размерам территории и по составу населения Россия в XVII
веке уже была крупнейшим в мире многонациональным государством. Процесс
общественного и территориального разделения труда приводил к хозяйственной
специализации районов страны. Вместе с развитием рынка все большую роль
начинает играть торговый капитал. Небольшая часть верхушки купечества
получила от правительства привилегированное звание гостей, которые выступали
в качестве финансовых советников царя и торговых агентов правительства. И
все-таки экономика России была слаба сравнительно с передовыми
капиталистическими странами Западной Европы, вследствие чего Россию
рассматривали как рынок сырья. На этой почве разгорелась конкурентная борьба
между купцами Англии и Голландии. Проникновение иностранных купцов на русский
рынок сильно осложняло положение русского купечества и создавало угрозу
самостоятельному экономическому развитию страны. Под давлением торговых людей
и спомощью наиболее дальновидных их представителей, таких, как А.Л.Ордин-
Нащокин, русское правительство стало оказывать покровительство отечественной
торговле и промышленности. Новоторговый устав !667 года запрещал иностранным
купцам розничную тоговлю в русских городах, а оптовая торговля с русским
купцами разрешалась только в приграничных городах. Заграничные товары
облагались большими таможенными сборами.
Своеобразие русской монархии XVII века.
Первый представитель династии Романовых Михаил Федорович (1613-1645 гг.),
занявший престол в 16-летнем возрасте, долгое время не играл самостоятельной
роли. Первоначально государственными делами заправляли родственники царя
Салтыковы и Черкасские. Вернувшийся в 1619 году из польского плена отец царя
патриарх Филарет, энергичный и властный человек сосредоточил в своих руках
духовную и светскую власть и более 10 лет фактически руководил
правительством. В юном же возрасте вступил на престол второй Романов –
Алексей Михайлович (1645- 1676 гг.). В начале его царствования
государственными делами правил боярин Б.И. Морозов. Позднее власть с царем
некоторое время делил патриарх Никон. Ограничение царской власти было связано
также с привилегированным положением родовитой боярской аристократии,
верхушка которой входила в Боярскую думу, высший правительственный орган
сословно-представительной монархии. Постепенно в Боярскую думу начинают
проникать представители неродовитых фамилий – думные дворяне и думные дьяки,
котрые занимали высокие государственные посты благодаря своим личным
заслугам. Аристократический характер думы с течением времени снижается, ее
значение падает. В то же время при первых Романовых действовала «ближняя» или
«тайная» дума, состоявшая из немногих доверенных лиц по приглашению царя.
Значение этой думы к концу века возросло. В развитии сословно-
представительной монархии XVII века весьма показательна судьба земских
соборов – представительного органа дворян, бояр, духовенства и торговой
верхушки посада. Они занимались изысканием финансов для государственной казны
и сбором ратных людей для воинских нужд. Земские соборы постепенно отмирают,
что становится заметным шагом в направлении к абсолютизму. Однако в XVII
появились лишь зародыши абсолютизма. Окончательное становление его связано со
следующим XVIII веком.
ОБМИРЩЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.
ЛИТЕРАТУРА
Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.
В литературе XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати,-- купи кто хочет! А я рад продати». Покупателем оказался Алексей Михайлович, которому приглянулись стихи, сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Расцвет поэтического дарования Симеона Полоцкого падает на годы его пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительный пример близости культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.
С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров -- поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные силлабические стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Новходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне
Он
сторонник самодержавия. Только
оно, по его мнению, способно успешно
решать внешнеполитические
Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 г. и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов.
Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.
Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум -- талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками
Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.
Содержание так называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой стороны, попытки героя выйти из рамок житейской мудрости Домостроя заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.
Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.
Информация о работе Изменение культуры и быта в период Смутного времени.Обмирщение Руси