Изменение культуры и быта в период Смутного времени.Обмирщение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

XVII век открыл собою новый период всемирной истории. Нидерландская революция
конца XVI века, а также буржуазная Английская революция середины XVII века
привели к тому, что передовые страны Европы вступили на путь буржуазных
отношений. В центральной России в это время продолжал укрепляться феодализм,
но уже появились и зачатки промышленного развития – первые мануфактуры. Новое
зарождалось в недрах сильного и растущего старого, и это своеобразие
обстановки наложило свою печать на многие явления плитической и культурной
жизни русского народа в период богатого событиями XVII века.

Содержание работы

1.Введение
2.Конец династии Рюриковичей и начало Смутного времени
2.Цари и народ
3.Экономическое и политическое развитие России после смутного
Времени
4.Изменение культуры и быта в период Смутного времени.Обмирщение Руси.
5.Выводы
6.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СМУТНОЕ ВРЕМЯ.docx

— 80.20 Кб (Скачать файл)

Московским разорением». Огромные массивы культурных земель находились в

заброшенном состоянии и поросли лесом. Многие деревни превратились в пустоши.

По отдельным уездам центра России запустение земель к 20-м годам XVII в.

достигло 60%. В сельском хозяйстве продолжали господствовать феодальные

отношения. При этом распределние крепостных крестьян между отдельными

группами феодального класса было крайне неравномерным. До 20% крестьянских

дворов находилось в собственности царского двора и государства. В руках бояр

и дворян, согласно перепис земель 1678 года, сосредоточилось 67% крестьянских

дворов. Свыше 13 % крестьянских дворов находилось в собственности архиереев,

монастырей и церквей.

После упадка в начале XVII века городское ремесло, как и сельское хозяйство

было восстановлено в течение 30 лет. Запустевшие города стали оживать частью

сами, а частью в результате принудительного возврата посадских людей,

бежавших из городов. Всего на территории Русского государства, без Украины и

Сибири, в середине XVII века насчитывалось 226 городов. Резко выделялась

Москва, в которой жило около 200 тысяч человек. Около 16 городов, кроме

Москвы, насчитывало более 500 посадских дворов. В связи с ростом рыночных

отношений  в городах усилилось мелкое товарное производство. Кузнецы

Серпухова, Тулы, Тихвина, Устюга, ткачи и кожевники Ярославля, Вологды,

Нижнего Новгорода, скорняки и сукноделы Москвы и ремесленники других

специальностей стали работать не столько на заказ, сколько на рынок. Заметный

переход к работе на рынок – характерная черта в истории городского и

сельского ремесла в XVII веке. Развитие внутреннего рынка создало предпосылки

для появления в России первых мануфактур. Их создание ускорялось потребностью

государства в вооружении, производство которого не могло осуществить мелкое

ремесло, основанное на ручном труде. Путем применения водной энергии было

расширено производство вооружения на Пушечном дворе в Москве. В 1632 году по

царской жалованной грамоте голландский купец А. Виниус построил в районе Тулы

3 вододействующих железоделательных завода. Подобные производства возникли в

Олонецком крае, близ Воронежа под Москвой. В XVII веке появились также первые

медеплавильные заводы в России. Появились и другие мануфактуры.

Работа на мануфактурах проиводилась в основном ручным способом. Рабочую силу

составляли обычно крепостные крестьяне, приписанные казной к предприятиям.

Наемный труд использовался лишь частично. Общее количество мануфактур в конце

XVII века едва достигало двух десятков. Социально-экономическое развитие

огромного государства не было однородным. Наиболее населенным и развитым был

центральный район. Именно здесь получили наибольшее развитие крестьянские

промыслы и ремесла, сосредоточенные в таких городах, как Москва, Ярославль,

Нижний Новгород, Калуга и другие. Население Русского государства уже было

многонациональным.

С 1654 года в состав России вошла Левобережная Украина вместе с Киевом, а в

результате войны с Польшей 1654-1667 гг. были возвращены Смоленский и

прилегающие западнорусские уезды. Происходило быстрое заселение южных

пограничных уездов с городами Белгород, Курск, Воронеж, Тамбов, Симбирск и

др. Сюда шел поток беглых крестьян из центральных районов.Так на южном

черноземе стало развиваться крепостническое землевладение.

С XVII века происходит проникновение русских  в Сибирь и присоединение ее к

России. На пути следования промышленные и военные люди ставили городки-

остроги, игравшие роль опорных пунктов управления краем и сбора ясака с

населения – Мангазея, Енисейск, Красноярск, Нерчинск, Албазин и Якутск,

который стал центром управления Восточной Сибири. Двигаясь на север,

промышленные люди достигли океана. Освоение Сибири имело важное народно-

хозяйственное значение. В итоге заселения русскими крестьянами Западная

Сибирь стала основным земледельческим очагом края. Русские крестьяне принесли

в Сибирь земледельческую культуру и животноводство. К концу XVII века Сибирь

уже не нуждалась в привозном хлебе. Началась также разработка сибирских недр,

добыча железной руды, золота, соли. Эти хозяйственные нововведения

способствовали заметному росту производительных сил и культуры края.

Таким образом, по размерам территории и по составу населения Россия в XVII

веке уже была крупнейшим в мире многонациональным государством. Процесс

общественного и территориального разделения труда приводил к хозяйственной

специализации районов страны. Вместе с развитием рынка все большую роль

начинает играть торговый капитал. Небольшая часть верхушки купечества

получила от правительства привилегированное звание гостей, которые выступали

в качестве финансовых советников царя и торговых агентов правительства. И

все-таки экономика России была слаба сравнительно с передовыми

капиталистическими странами Западной Европы, вследствие чего Россию

рассматривали как рынок сырья. На этой почве разгорелась конкурентная борьба

между купцами Англии и Голландии. Проникновение иностранных купцов на русский

рынок сильно осложняло положение русского купечества и создавало угрозу

самостоятельному экономическому развитию страны. Под давлением торговых людей

и спомощью наиболее дальновидных их представителей, таких, как А.Л.Ордин-

Нащокин, русское правительство стало оказывать покровительство отечественной

торговле и промышленности. Новоторговый устав !667 года запрещал иностранным

купцам розничную тоговлю в русских городах, а оптовая торговля с русским

купцами разрешалась только в приграничных городах. Заграничные товары

облагались большими таможенными сборами.

                 Своеобразие русской монархии XVII века.                

Первый представитель династии Романовых Михаил Федорович (1613-1645 гг.),

занявший престол в 16-летнем возрасте, долгое время не играл самостоятельной

роли. Первоначально государственными делами заправляли родственники царя

Салтыковы и Черкасские. Вернувшийся в 1619 году из польского плена отец царя

патриарх Филарет, энергичный и властный человек сосредоточил в своих руках

духовную и светскую власть и более 10 лет фактически руководил

правительством. В юном же возрасте вступил на престол второй Романов –

Алексей Михайлович (1645- 1676 гг.). В начале его царствования

государственными делами правил боярин Б.И. Морозов. Позднее власть с царем

некоторое время делил патриарх Никон. Ограничение царской власти было связано

также с привилегированным положением родовитой боярской аристократии,

верхушка которой входила в Боярскую думу, высший правительственный орган

сословно-представительной монархии. Постепенно в Боярскую думу начинают

проникать представители неродовитых фамилий – думные дворяне и думные дьяки,

котрые занимали высокие государственные посты благодаря своим личным

заслугам. Аристократический характер думы с течением времени снижается, ее

значение падает. В то же время при первых Романовых действовала «ближняя» или

«тайная» дума, состоявшая из немногих доверенных лиц по приглашению царя.

Значение этой думы к концу века возросло. В развитии сословно-

представительной монархии XVII века весьма показательна судьба земских

соборов – представительного органа дворян, бояр, духовенства и торговой

верхушки посада. Они занимались изысканием финансов для государственной казны

и сбором ратных людей для воинских нужд. Земские соборы постепенно отмирают,

что становится заметным шагом в направлении к абсолютизму. Однако в XVII

появились лишь зародыши абсолютизма. Окончательное становление его связано со

следующим XVIII веком.

ОБМИРЩЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

ЛИТЕРАТУРА

 

Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати,-- купи кто хочет! А я рад продати». Покупателем оказался Алексей Михайлович, которому приглянулись стихи, сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Расцвет поэтического дарования Симеона Полоцкого падает на годы его пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительный пример близости культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров -- поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные силлабические стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Новходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне

 Он  сторонник самодержавия. Только  оно, по его мнению, способно успешно  решать внешнеполитические задачи  и «утоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 г. и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов.

Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум -- талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками

Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Содержание так называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой стороны, попытки героя выйти из рамок житейской мудрости Домостроя заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

Информация о работе Изменение культуры и быта в период Смутного времени.Обмирщение Руси