Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа
Первая мировая война стала переломным моментом в истории XX века — именно с нее начинается летосчисление новой исторической эпохи. Эта эпоха была отмечена глубочайшими потрясениями во всех сферах жизни человечества: кровавыми мировыми войнами, братоубийственными революциями, распадом складывавшихся веками империй. История многих государств была бы иной, если бы не конфликт между Антантой и блоком центральных держав во главе с Германией, который разразился в августе 1914-го и закончился в ноябре 1918 года.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Россия накануне первой мировой войны……………………………………………..3
2. Причины начала первой мировой войны и планы России, вступившей в эту
Войну………………………………………………………………………………………….5
3. Изменения государственного строя России в годы первой мировой войны…….5
3.1. Экономическая политика Российского государства в годы первой мировой войны …….5
3.2. Изменения в государственном аппарате России……………………………8
3.3. Изменения в правовой системе России…………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………… ..16
Список использованной литературы………………………………………..17
Россия вступила в Первую мировую войну невооруженной. Причиной этому послужила неразвитость отечественного машиностроения. Страна первое время нуждалась в тяжелых орудиях, винтовках, патронах и др. Слабый военно-промышленный потенциал не позволял наладить производство необходимого количества вооружения и боеприпасов. Все необходимое для фронта, вначале в основном закупалось за границей. Царское правительство сделало решительный шаг для исправления сложившейся ситуации.
В России происходил транспортный
перебой. В сторону фронта двигались
многочисленные эшелоны с солдатами,
боеприпасами и оружием, а на другие
направления транспорта не хватало.
Страна разделилась на несколько
экономически условно-обособленных районов.
Так, например, на юге страны скапливался
хлеб, который просто не на чем было
перевозить в другие регионы, между
тем как на севере страны ощущался
острый продовольственный дефицит.
В то время как в Донбассе лежали
горы готового к отправке угля, заводам
не хватало топлива. От этого страдала
промышленность. Для устранения проблемы
было принято решение о
Тяжесть войны в основном почувствовали рабочий класс и крестьянство. Для обеспечения фронта всем необходимым пришлось увеличить рабочий день до 11–12 часов. В этот период приобрела широкий размах эксплуатация детского и женского труда. Плата работающим хотя и была повышена, но это не спасало от стремительно растущего роста цен по стране. Тяжело жилось основной массе россиян, но была еще и другая категория граждан – буржуазия. Стремясь любыми способами получить государственный военный заказ, буржуазия увеличивала объемы производства за счет нещадной эксплуатации рабочих.(1)
В ходе войны пострадало сельское хозяйство. В деревнях происходила мобилизация людей и лошадей для фронта. Работников для сельских работ не хватало. Это привело к уменьшению сбора зерновых. В стране ощущалась нехватка продовольствия, итогом которой стало введение карточной системы на продукты питания.
С ухудшением финансовой системы Россия все больше зависела от Запада. Военные расходы покрывались не из государственных источников, а с помощью внешних займов. Внешний долг составлял 60 млрд. рублей, а ежегодная уплата процентов по нему – 3 млрд. рублей. Последняя сумма равнялась бюджету всей довоенной России.
Негативно сказывалась на
экономике денежная эмиссия. Увеличение
выпуска бумажных денег привело
к инфляции. К началу буржуазной
Февральской революции
В сложившейся ситуации,
когда часть народа становилась
миллионерами, эксплуатируя труд своих
сограждан; существовали нехватка продовольствия
в целом по стране; тяжелое положение
солдат на фронте; возникновение дефицита
необходимых для нормального
существования товаров, связанного
с переориентацией
Развитие капитализма
в России все более укрепляло
экономическое господство буржуазии.
Война также содействовала
Обладая экономическим господством,
буржуазия по-прежнему не имела той
политической власти, которой так
добивалась. Однако, страшась подъема
революционного движения народных масс,
она хотела преобразовать общественные
отношения не революционным путем,
а реформами, которые укрепили бы
существующий строй ценой некоторого
ограничения самодержавия. Лидеры буржуазных
партий стремились к союзу с царизмом,
видя в нем сильную власть, способную
подавить пролетариат, и желая только
разделить политическую власть с
помещиками. Они придерживались давнего
требования русской буржуазии о
создании ответственного перед Государственной
думой правительства и
В условиях усиления политического
и социального угнетения
Внутренняя экономическая политика царизма вела к дальнейшему ухудшению положения рабочего класса. Ежегодно косвенные налоги повышались не менее чем вдвое, значительно возросли прямые налоги. Реальная заработная плата из-за резкого повышения цен на продукты и товары первой необходимости непрерывно падала. Капиталисты в период войны осуществляли и активное наступление на политические права рабочих. Ярким свидетельством этого являются разработанные в 1915 г. Общерусским совещанием заводчиков, фабрично-заводской инспекции и полиции Правила о предупреждении и решительном подавлении стачек. (1)
3.2. Изменения в
государственном аппарате
Война значительно ухудшила
и положение крестьянства. Главные
тяготы войны были возложены на плечи
бедных и средних крестьян, и одновременно
создавались условия для
Накануне первой мировой войны Россия имела одну из самых крупных кадровых армий стран, вступивших войну. После общей мобилизации численность армии к концу 1914 г. составляла 6,5 млн. человек. Всего за годы войны было призвано 15,5 млн. человек.
За три дня до войны императором было утверждено Положение о полевом управлении войск в военное время. Руководство всеми военными действиями согласно Положению возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандующего, при которой действовал Штаб во главе с начальником. Но при этом сохранялся и Генеральный штаб. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.
Учреждалась военная цензура
и устанавливался перечень сведений,
за разглашение которых
Война вызвала изменения в системе судебных органов. В 1914 г. были внесены дополнения в военно-судный устав, была утверждена новая редакция раздела « О суде в военное время», в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежит военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах в указанных местностях учреждались военно-полевые суды. С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось в руках военного командования. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губернии; осуществлять реквизиции; воспрещать вывоз средств, могущих потребоваться для военных действий, и принимать другие меры в целях охраны государственного порядка и успешного ведения войны. (5)
Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную.(1)
В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Далее было создано Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее важную роль играло Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, относящееся к числу высших государственных учреждений. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, в обычных городах действовали уполномоченные.
Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, находящихся на военном положении. Широкие полномочия приобретали губернаторы: передавать на рассмотрение военного суда дела о всяких преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени; требовать закрытого рассмотрения дел; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел. Дела, переданные в военные суды генерал-губернатором, рассматривались по правилам, установленным военно-судебным уставом.
В начале войны были созданы Всероссийский союз земств и Российский союз городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов. Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации, его чиновники носили форму и освобождались от военной службы.
В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота.
Законом от 20 июля 1914 г. в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежала полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. Учреждались военно-полевые суды из числа офицеров, которые приступали к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. (3)
Государственная Дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного Закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Большевистская фракция разоблачала империалистический характер войны и вела революционную работу среди трудящихся. Через три месяца после начала войны ее члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а затем осуждены и высланы на вечное поселение в Туруханский край.(3)
Государственная Дума поддерживала
царское правительство в
Стремление Думы к созданию правительства, подконтрольного и подотчетного ей, нормально для всякого государства XX в. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Этого упорно не хотел признавать царь, ненавидевший Думу и надеявшийся реставрировать самодержавие.(5)
В августе 1915 г. лидеры буржузано-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание не только "министерства доверия", но и ответственного перед Думой правительства. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести войну до победного конца и не допустят революции.
Особые совещания. Аппарат мирного времени оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания, которые состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.
Информация о работе Изменения в государственном строе России во время Первой мировой войны