Изменения в государственном строе России во время Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Первая мировая война стала переломным моментом в истории XX века — именно с нее начинается летосчисление новой исторической эпохи. Эта эпоха была отмечена глубочайшими потрясениями во всех сферах жизни человечества: кровавыми мировыми войнами, братоубийственными революциями, распадом складывавшихся веками империй. История многих государств была бы иной, если бы не конфликт между Антантой и блоком центральных держав во главе с Германией, который разразился в августе 1914-го и закончился в ноябре 1918 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Россия накануне первой мировой войны……………………………………………..3
2. Причины начала первой мировой войны и планы России, вступившей в эту
Войну………………………………………………………………………………………….5
3. Изменения государственного строя России в годы первой мировой войны…….5
3.1. Экономическая политика Российского государства в годы первой мировой войны …….5
3.2. Изменения в государственном аппарате России……………………………8
3.3. Изменения в правовой системе России…………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………… ..16
Список использованной литературы………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контрольная работа моя.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

Россия вступила в Первую мировую войну невооруженной. Причиной этому послужила неразвитость отечественного машиностроения. Страна первое время нуждалась в тяжелых орудиях, винтовках, патронах и др. Слабый военно-промышленный потенциал не позволял наладить производство необходимого количества вооружения и боеприпасов. Все необходимое для фронта, вначале в основном закупалось за границей. Царское правительство сделало решительный шаг для исправления сложившейся ситуации.

В России происходил транспортный перебой. В сторону фронта двигались  многочисленные эшелоны с солдатами, боеприпасами и оружием, а на другие направления транспорта не хватало. Страна разделилась на несколько  экономически условно-обособленных районов. Так, например, на юге страны скапливался  хлеб, который просто не на чем было перевозить в другие регионы, между  тем как на севере страны ощущался острый продовольственный дефицит. В то время как в Донбассе лежали горы готового к отправке угля, заводам  не хватало топлива. От этого страдала промышленность. Для устранения проблемы было принято решение о строительстве  новых железных дорог. К концу 1916 г. состоялись морские движения к Мурманску, что было очень важно, так как этот морской порт не замерзал в отличие от Архангельска. Была введена очередность перемещения грузов по России, что облегчило общее экономико-социальное положение в стране.

Тяжесть войны в основном почувствовали рабочий класс  и крестьянство. Для обеспечения  фронта всем необходимым пришлось увеличить  рабочий день до 11–12 часов. В этот период приобрела широкий размах эксплуатация детского и женского труда. Плата работающим хотя и была повышена, но это не спасало от стремительно растущего роста цен по стране. Тяжело жилось основной массе россиян, но была еще и другая категория граждан – буржуазия. Стремясь любыми способами получить государственный военный заказ, буржуазия увеличивала объемы производства за счет нещадной эксплуатации рабочих.(1)

В ходе войны пострадало сельское хозяйство. В деревнях происходила  мобилизация людей и лошадей  для фронта. Работников для сельских работ не хватало. Это привело  к уменьшению сбора зерновых. В  стране ощущалась нехватка продовольствия, итогом которой стало введение карточной  системы на продукты питания.

С ухудшением финансовой системы  Россия все больше зависела от Запада. Военные расходы покрывались  не из государственных источников, а с помощью внешних займов. Внешний долг составлял 60 млрд. рублей, а ежегодная уплата процентов по нему – 3 млрд. рублей. Последняя сумма равнялась бюджету всей довоенной России.

Негативно сказывалась на экономике денежная эмиссия. Увеличение выпуска бумажных денег привело  к инфляции. К началу буржуазной Февральской революции стоимость  одного рубля приравнивалась к 27 довоенным  копейкам. К Октябрьской революции 1917 г. инфляция упала до 7 коп.

В сложившейся ситуации, когда часть народа становилась  миллионерами, эксплуатируя труд своих  сограждан; существовали нехватка продовольствия в целом по стране; тяжелое положение  солдат на фронте; возникновение дефицита необходимых для нормального  существования товаров, связанного с переориентацией промышленности на военный лад, и многое др., возникло общее недовольство правящим режимом. (2)

Развитие капитализма  в России все более укрепляло  экономическое господство буржуазии. Война также содействовала обогащению буржуазии, которая наживалась на военных  поставках. Однако царизм, будучи диктатурой дворянства, усиливал традиционные методы укрепления своего положения, бдительно  охранял привилегии класса помещиков.

Обладая экономическим господством, буржуазия по-прежнему не имела той  политической власти, которой так  добивалась. Однако, страшась подъема  революционного движения народных масс, она хотела преобразовать общественные отношения не революционным путем, а реформами, которые укрепили бы существующий строй ценой некоторого ограничения самодержавия. Лидеры буржуазных партий стремились к союзу с царизмом, видя в нем сильную власть, способную  подавить пролетариат, и желая только разделить политическую власть с  помещиками. Они придерживались давнего  требования русской буржуазии о  создании ответственного перед Государственной  думой правительства и проведении еще некоторых весьма умеренных  изменений, нисколько не посягавших на незыблемость монархии. Но царизм не пошел даже на эту уступку. Буржуазия  была допущена только к участию в  помощи фронту. Самодержавие в начале войны старалось не привлекать частнокапиталистические  предприятия для военных нужд, так как не хотело усиления роли буржуазии в военной экономике, ибо это могло повлиять на увеличение ее политических претензий. Но банкротство  военного ведомства вынудило царизм разрешить буржуазии участвовать  в снабжении фронта.(3)

В условиях усиления политического  и социального угнетения значительные изменения произошли в положении  рабочего класса. Неспособность царизма  произвести планомерную перестройку  промышленности на военный лад, слабые потенциальные возможности казенных предприятий и стремление капиталистов нажиться на военных заказах привели к тому, что в производстве продукции для армии главная роль перешла к частным капиталистическим предприятиям. Охраняя и защищая интересы буржуазии, царизм отменил действие ряда норм о фабрично-заводском труде, чем полностью развязал руки заводчикам и фабрикантам в эксплуатации и ограблении рабочего класса. Наряду с этим царизм шел в наступление на экономические и политические права рабочих, запрещая стачки, ликвидируя профсоюзы, ограничивая деятельность больничных касс. Были удовлетворены требования буржуазии о введении военного режима на предприятиях. Рабочие фактически лишались всех прав, не могли переходить с предприятия на предприятие, отказываться от сверхурочных работ, предъявлять какие-либо требования администрации. Рабочий день на многих предприятиях достигал 15 - 16, а иногда и 18 часов. При возросшем рабочем дне условия техники безопасности даже по сравнению с предвоенным временем ухудшились. Законодательство о технике безопасности не соблюдалось. Выработанные в 1913 г. Правила о мерах безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности подлежали введению лишь в 1916 г., однако в условиях военного времени так и не были введены. По сути, в годы войны никакой охраны труда не существовало.

Внутренняя экономическая  политика царизма вела к дальнейшему  ухудшению положения рабочего класса. Ежегодно косвенные налоги повышались не менее чем вдвое, значительно  возросли прямые налоги. Реальная заработная плата из-за резкого повышения  цен на продукты и товары первой необходимости непрерывно падала. Капиталисты  в период войны осуществляли и  активное наступление на политические права рабочих. Ярким свидетельством этого являются разработанные в  1915 г. Общерусским совещанием заводчиков, фабрично-заводской инспекции и полиции Правила о предупреждении и решительном подавлении стачек. (1)

3.2. Изменения в  государственном аппарате России.

Война значительно ухудшила и положение крестьянства. Главные  тяготы войны были возложены на плечи  бедных и средних крестьян, и одновременно создавались условия для обогащения кулачества. Обстановка в деревне  была тяжелой и в связи с  тем, что большинство солдат были взяты из крестьян.

Накануне первой мировой  войны Россия имела одну из самых  крупных кадровых армий стран, вступивших войну. После общей мобилизации  численность армии к концу 1914 г. составляла 6,5 млн. человек. Всего  за годы войны было призвано 15,5 млн. человек.

За три дня до войны  императором было утверждено Положение  о полевом управлении войск в  военное время. Руководство всеми  военными действиями согласно Положению  возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандующего, при которой действовал Штаб во главе с начальником. Но при этом сохранялся и Генеральный штаб. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

Учреждалась военная цензура  и устанавливался перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась  ответственность, вплоть до уголовной.

Война вызвала изменения  в системе судебных органов. В 1914 г. были внесены дополнения в военно-судный устав, была утверждена новая редакция раздела  « О суде в военное время», в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежит военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах в указанных местностях учреждались военно-полевые суды. С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось в руках военного командования. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губернии; осуществлять реквизиции; воспрещать вывоз средств, могущих потребоваться для военных действий, и принимать другие меры в целях охраны государственного порядка и успешного ведения войны. (5)

Во время войны царское  правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов  к военным условиям и усиливающих  вмешательство государства в  экономику страны. Ряд изменений  свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную.(1)

В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Далее было создано Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее важную роль играло Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, относящееся к числу высших государственных учреждений. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, в обычных городах действовали уполномоченные.

Военная обстановка вызвала  расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, находящихся на военном положении. Широкие полномочия приобретали губернаторы: передавать на рассмотрение военного суда дела о всяких преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени; требовать закрытого рассмотрения дел; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел. Дела, переданные в военные суды генерал-губернатором, рассматривались по правилам, установленным военно-судебным уставом.

В начале войны были созданы Всероссийский союз земств и Российский союз городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов. Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации, его чиновники носили форму и освобождались от военной службы.

В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота.

Законом от 20 июля 1914 г. в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежала полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. Учреждались военно-полевые суды из числа офицеров, которые приступали к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.  (3)

Государственная Дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного Закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Большевистская фракция разоблачала империалистический характер войны и вела революционную работу среди трудящихся. Через три месяца после начала войны ее члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а затем осуждены и высланы на вечное поселение в Туруханский край.(3)

Государственная Дума поддерживала царское правительство в ведении  войны, одобрила законопроекты о  повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на то что все предложения, вносившиеся в Думу царским правительством, ею одобрялись, IV Дума созывалась царем нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. в обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику царизма, добиться создания ответственного перед Думой правительства.

Стремление Думы к созданию правительства, подконтрольного и  подотчетного ей, нормально для всякого  государства XX в. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Этого упорно не хотел признавать царь, ненавидевший Думу и надеявшийся реставрировать самодержавие.(5)

В августе 1915 г. лидеры буржузано-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание не только "министерства доверия", но и ответственного перед Думой правительства. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести войну до победного конца и не допустят революции.

Особые совещания. Аппарат  мирного времени оказался неспособным  решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания, которые состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.

Информация о работе Изменения в государственном строе России во время Первой мировой войны