Изучение пробемы гибели "Тианика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:30, контрольная работа

Описание работы

Почему в самом конце ХХ столетия, пережившего рекордное количество бедствий и потрясений, катастрофа, случившаяся почти в самом его начале, — гибель океанского суперлайнера “Титаник” — до сих пор так будоражит наше воображение? Думаю, ответ кроется в поражающем нас сочетании масштабности этого несчастья с его символичностью...
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в черном мраке океана человечеству был преподан страшный, но, к сожалению, так им и не усвоенный урок. Буквально в считанные часы потерпели сокрушительный крах человеческая самонадеянность, слепая вера во всемогущество техники и охранную силу больших денег...

Содержание работы

Введение 2
1. Глубоководные обитаемые аппараты и исследования "Титаника" 4
2. "Мир-1", через час – "Мир-2" и художественный фильм о "Титаник" 10
3. "Титаник" и подводный мир 13
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

заказ 4259 Титаник.docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Глубоководные обитаемые аппараты и исследования "Титаника" 4

2. "Мир-1", через час – "Мир-2" и художественный  фильм о "Титаник" 10

3. "Титаник" и подводный мир 13

Заключение 17

Список использованных источников 19

 

 

 

 

Введение

Почему в самом конце  ХХ столетия, пережившего рекордное количество бедствий и потрясений, катастрофа, случившаяся почти в самом его начале, — гибель океанского суперлайнера “Титаник” — до сих пор так будоражит наше воображение?

Думаю, ответ кроется в  поражающем нас сочетании масштабности этого несчастья с его символичностью...

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в черном мраке океана человечеству был преподан страшный, но, к сожалению, так им и не усвоенный урок. Буквально  в считанные часы потерпели сокрушительный крах человеческая самонадеянность, слепая вера во всемогущество техники и  охранную силу больших денег...

С тех пор прошло почти  девяносто лет, а человечество с  содроганием вспоминает судьбу этого  корабля. Гибели “Титаника” посвящены  сотни книг, множество пьес и даже мюзиклов, радио- и телепередач, тысячи газетных и журнальных публикаций. (Собственно, с этой темой связан и материал, который вы читаете  в данную минуту...)

История каждого из 2228 пассажиров и членов команды могла бы стать  сюжетом для потрясающего фильма. Поэтому неудивительно, что кинематографисты самых разных стран трагические  события той ночи сделали темой  одиннадцати художественных картин.

 Двенадцатой такой  попыткой стал знаменитый, “оскароносный” (по одиннадцати номинациям!) фильм американского режиссера Джеймса Камерона.

Все мы имели возможность  убедиться, что кроме несомненных  художественно-игровых достоинств, фильм отличается от своих предшественников наличием искусно вплетенных в сюжет  подводных съемок несчастного затонувшего  “Титаника”... Собственно, и сам  сюжет возник благодаря реальной возможности сделать подобные уникальные кадры.

И мы можем гордиться тем, что знаменитый режиссер смог осуществить  свой грандиозный замысел только в сотрудничестве с нашими соотечественниками — специалистами из лаборатории  глубоководных аппаратов Института  океанологии имени П. П. Ширшова Российской Академии наук.

Между прочим, представители  Пентагона пытались запретить Камерону это сотрудничество и предлагали заменить российских специалистов —  и соответственно, подводную технику  — американскими. Но в ходе судебного  разбирательства режиссер отстоял  свое право работать с россиянами, доказав, что уникальные съемки могут  осуществить только не имеющие аналогов русские глубоководные аппараты — “шеститысячники”...

 

  1. Глубоководные обитаемые аппараты и исследования "Титаника"

Одно из самых древних  приспособлений для спуска человека под воду — водолазный колокол. Говорят, что в таком устройстве спускался  под воду еще Александр Македонский. Сначала колокол очень походил  на большую деревянную бочку, подвешенную на веревке вверх дном и опущенную в таком положении в воду Воздух в бочке давал возможность дышать сидящему в ней водолазу. Со временем водолазный колокол совершенствовался, оснащался различными приспособлениями, облегчающими работу человека под водой. Он и сегодня применяется для доставки водолазов к месту работы.

Недостаток колокола очевиден — он очень ограничивает возможность  передвижения под водой. А вот  созданный в конце XIX века водолазный скафандр позволил человеку свободно работать под водой. Сейчас используются скафандры двух типов — мягкие и жесткие. Первые состоят из резинового костюма и металлического шлема  со смотровым окном — иллюминатором. Воздух для дыхания подается с  поверхности по резиновому шлангу, присоединенному к шлему, а отработанный воздух выпускается через специальный  клапан в воду. В таком скафандре  человек может работать на глубине  до 100 метров. Жесткий скафандр состоит  из стального цилиндра для туловища и системы меньших цилиндров  для рук и ног, закрепленных на шарнирах. Он позволяет погружаться  на глубину вдвое больше.

В начале 1940-х годов известные  французские ученые Ж.И. Кусто и  Э Ганьяном изобрели акваланг. Именно он позволил приобщиться к глубинам моря самому широкому кругу людей: спортсменам-подводникам, археологам, исследователям морской флоры и фауны, геологам и океанологам Однако в акваланге нельзя погружаться на большие глубины.

Начать освоение больших  глубин помогла батисфера (от греческих  слов «батхиз» — «глубокий» и «сфера» — «шар») — прочная стальная камера шарообразной формы с герметичным входным люком и несколькими иллюминаторами из прочного стекла. Она опускается с надводного судна на прочном стальном тросе. Запас воздуха хранится в баллонах, а углекислый газ и водяные пары поглощаются специальными химическими веществами. На одном из таких аппаратов под названием «Век прогресса» в 1934 году американцы У Биб и О Бартон спустились на рекордную для того времени глубину — 923 метра

Но самых больших успехов  в исследовании морских глубин достиг швейцарский ученый Огюст Пиккар. Еще в 1937 году он начал конструировать свой первый батискаф Однако работу прервала война. Поэтому первый аппарат им был построен только в 1948 году. Он был сделан в виде металлического поплавка, заполненного бензином, потому что бензин легче воды, практически не поддается сжатию и оболочка поплавка не деформируется под влиянием огромных давлений. Снизу к поплавку подвешена шарообразная гондола из прочнейшей стали и балласт.

В 1953 году Огюст и его  сын Жак опустились в батискафе  «Триест» на глубину 3160 метров. А в  январе 1960 года Ж. Пиккар и американец Д. Уолш в том же, только усовершенствованном, батискафе достигли самой глубокой отметки Мирового океана — дна Марианской впадины в Тихом океане на глубине 10 912 метров.

Однако таких сверхглубоких  впадин немного. Главные богатства  скрыты на средних глубинах — от нескольких десятков метров до 2—3 километров. И здесь вместо малоподвижных  батисфер и батискафов нужны маневренные  аппараты, оснащенные современными комплексами  приборов и механизмов. Таким аппаратом  стал советский «Мир».

"Мир-1" и "Мир-2" были построены в Финляндии  фирмой Rauma-Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ "Лазурит". Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров ("Мир-1") и 6120 метров ("Мир-2"). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

С применением ГОА "Мир-1" и "Мир-2" проведено 35 экспедиций в  Атлантический, Тихий и Индийский  океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных  подводных лодок (АПЛ) "Комсомолец" и "Курск". Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ "Комсомолец", которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ "Комсомолец" в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах1.

В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ "Курск". Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью  аппаратов "Мир" провести детальное  обследование АПЛ "Курск", определить причину ее аварии и разработать  меры по ликвидации последствий этой аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью "Миров" производились исследования корпуса "Титаника", лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые  были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди  которых — Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно  с ФГУП "Факел" был проведен капитальный ремонт аппаратов "Мир" с их полной разборкой, испытаниями  прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате "Мир-1" и "Мир-2" получили сертификат на класс от международного регистра "Германский Ллойд" до 2014 года.

Характеристики глубоководных  аппаратов "Мир":

  • Рабочая глубина погружения – 6000 метров
  • Нахождение под водой – до 80 часов
  • Запас энергообеспечения – 100 кВт/час
  • Запас жизнеобеспечения – 246 чел./час
  • Максимальная скорость – 5 узлов
  • Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов
  • Сухой вес – 18,6 тонны
  • Длина – 7,8 метра
  • Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра
  • Высота – 3 метра
  • Диаметр – 2,1 м
  • Экипаж – 3 человека
  • Выход в верхней части

Принцип работы:

  • Погружение – балластные цистерны заполняются водой
  • Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается
  • Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.

Когда «Мир» погружается, балластные цистерны заполняются водой, а при подъеме на поверхность  включаются насосы и выкачивают воду. Ходовой электродвигатель, который  питается от аккумуляторов, позволяет  двигаться со скоростью до 9 километров в час Два боковых двигателя позволяют осуществлять сложные маневры

«Мир» оборудован телевизионной  видеокамерой, фотоустановкой и мощными  светильниками. Два манипулятора отбирают образцы грунта, животных и растительности. Пробы воды берут батометры. Аппарат  снабжен небольшой буровой установкой, что позволяет брать пробы  скального грунта. Для наблюдения есть иллюминаторы Диаметр центрального составляет 210 миллиметров, а боковых — по 120 миллиметров.

Два аппарата «Мир» базируются на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». С их помощью была обследована  подводная лодка «Комсомолец», покоящаяся на дне Норвежского моря. Участвовал «Мир» и в обследовании затонувшей в 2000 году подводной лодки «Курск».

Несмотря на то что «Мир»  способствовал многим научным открытиям, настоящую известность ему принесло участие в съемках знаменитого  фильма Джеймса Камерона «Титаник». Легендарный пароход «Титаник»  затонул на глубине 4000 метров2.

Выбор российских аппаратов  «Мир» для проведения киносъемок фирмой «IMAX» стал мировым признанием наших глубоководных технологий и способности проведения подводных  операций на больших глубинах. На выбор  аппаратов «Мир» повлияли два  обстоятельства. В наличии было сразу  два аппарата. Это дало широкие  возможности при проведении киносъемок под водой и в плане освещения  отдельных объектов, и в плане  взаимодействия на объекте, съемок одного аппарата другим на фоне объекта. Кроме  того, аппараты «Мир» имеют большой  центральный иллюминатор диаметром 210 миллиметров, что очень важно  для широкоугольного объектива  кинокамеры «IMAX».

Летом 1991 года, после решения  основных технических проблем, научно-исследовательское  судно «Академик Мстислав Келдыш»  отправился исследовать «Титаник», затонувший в 1912 году на глубине четырех  тысяч метров.

На борту «Келдыша»  находилась группа геологов и биологов Института океанологии Российской академии наук, а также группа ученых Бэдфордского океанографического института из Канады.

Но основной целью экспедиции было проведение глубоководных съемок на «Титанике» с аппаратов «Мир»  в соответствии со сценарием, написанным выдающимся режиссером Стивеном Лоу. За три недели состоялось семнадцать погружений аппаратов «Мир» на «Титаник». Съемки проводились на носовой, на кормовой части затонувшего судна, а также на огромной площади вокруг него Здесь оказалось много различных предметов, выпавших из «Титаника» при затоплении. Сам Лоу принимал участие в пяти погружениях аппарата «Мир-2» в качестве режиссера и оператора и сделал большую часть глубоководных съемок.

«Необычной была операция по съемкам левого винта «Титаника», — пишет Анатолий Сагалевич3. — Два аппарата «Мир» подползли под кормовой подзор затонувшего судна и сделали совершенно уникальные съемки. На экране мы видим огромный винт «Титаника», а справа — аппарат «Мир-1». Великолепные съемки сделаны Стивеном Лоу с «Мира-2». На экране вся сцена продолжается тридцать — сорок секунд, а операция по съемкам заняла несколько часов: необходимо подойти, расположить соответствующим образом аппараты друг относительно друга, подобрать освещение и т д. А на борту судна в это время было неспокойно- пропала связь с обоими аппаратами, которые были заэкранированы сверху корпусом «Титаника» Командиры увлеклись и забыли о сеансах связи Связь возобновилась, когда аппараты «выползли» из-под подзора и вышли «на волю». Конечно, всего этого мы не видим на экране, там лишь винт и один из аппаратов рядом, но такая сцена, как говорят, дорогого стоит.

Информация о работе Изучение пробемы гибели "Тианика"