Изучение пробемы гибели "Тианика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:30, контрольная работа

Описание работы

Почему в самом конце ХХ столетия, пережившего рекордное количество бедствий и потрясений, катастрофа, случившаяся почти в самом его начале, — гибель океанского суперлайнера “Титаник” — до сих пор так будоражит наше воображение? Думаю, ответ кроется в поражающем нас сочетании масштабности этого несчастья с его символичностью...
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в черном мраке океана человечеству был преподан страшный, но, к сожалению, так им и не усвоенный урок. Буквально в считанные часы потерпели сокрушительный крах человеческая самонадеянность, слепая вера во всемогущество техники и охранную силу больших денег...

Содержание работы

Введение 2
1. Глубоководные обитаемые аппараты и исследования "Титаника" 4
2. "Мир-1", через час – "Мир-2" и художественный фильм о "Титаник" 10
3. "Титаник" и подводный мир 13
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

заказ 4259 Титаник.docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

Полтора часа этого необычайно захватывающего зрелища пролетают  как одно мгновение. Это фильм  не только о трагедии «Титаника». Это  фильм об экспедиции Института океанологии  на НИС «Академик Мстислав Келдыш», о людях, которые делают необычную, связанную с большим риском работу, о взаимоотношениях людей, живущих на разных континентах, но работающих в экспедиции как одна семья».

2. "Мир-1", через час – "Мир-2" и художественный фильм о "Титаник"

Первая экспедиция с участием российских ученых и американо-канадской  группы с двумя режиссерами документальных фильмов началась 10 мая 1991 года, когда  судно вышло из порта Калининград, и длилась около трех месяцев. Планировалось создать фильм  о "Титанике" для кинотеатров  системы IMAX, разработанной 30 лет назад  в Канаде. Одной из причин, почему фирма IMAX предложила снимать фильм  именно с аппаратов "Мир", был  большой диаметр иллюминатора прямого  обзора – 200 миллиметров. Если обычные  видеофильмы на большой глубине  можно было снимать с помощью  телекамер, помещенных в цилиндры высокого давления вне аппаратов – снаружи, то съемки фильмов IMAX должны были производиться  только через иллюминаторы – внутри аппарата.

30 июня было осуществлено  первое погружение. Глубоководный  аппарат "Мир-1" возглавил Анатолий  Сагалевич – заведующий лабораторией Института океанологии РАН. На борту находились член Национального географического общества Эмори Кристоф и кинорежиссер Эл Гиддингс. "Мир-2" работал под командованием сотрудника лаборатории института, пилота аппарата Евгения Черняева. Его спутниками были американский подводник Ральф Уайт и канадский кинооператор IMAX Уильям Рив.

Всего было совершено 38 погружений, 17 из них – непосредственно на "Титаник". Во время спусков  удалось собрать интересные научные  материалы, сделать редкие кино-, видео- и фотосъемки и провести уникальные визуальные наблюдения того, что осталось от лайнера, который постигла трагедия.

Перед выходом в рейс организаторы экспедиции подписали соглашение о  том, чтобы ничего ценного со дна  не поднимать – все должно оставаться так, как было. И эта договоренность неукоснительно выполнялась. За 17 погружений было поднято лишь шесть ржавых железных предметов для исследования динамики коррозионных процессов в металле, подвергшемся длительному воздействию морской воды и высокого давления4.

Во время погружений российские ученые вели также исследовательскую  работу по изучению флоры и фауны  глубин океана. Ими было установлено 24 вида животных, большинство из которых  тяготело к твердому субстрату –  различным конструкциям и обломкам судна.

Результатом работы экспедиции стал фильм Titanica режиссера Стивена Лоу, имевший большой успех с момента первого просмотра, который состоялся в конце 1992 года. В этой экспедиции вместе со Стивеном Лоу с российскими учеными работал еще один известный американский режиссер – Эл Гиддингс. Его новый фильм "Сокровища глубин", созданный по заказу Си-би-эс, вышел на экраны шестью месяцами раньше картины Лоу. На презентацию фильма Гиддингс пригласил режиссера Джеймса Кэмерона, на которого подводные съемки произвели большое впечатление.

В 1996 году по заказу Кэмерона, задумавшего снимать художественный фильм о легендарном лайнере, была предпринята вторая международная экспедиция на "Титаник" с участием российских ученых и экипажа судна "Академик Мстислав Келдыш" с двумя аппаратами "Мир" на борту. Глубоководные аппараты были дополнены двумя десятками мощных светильников, которые должны были обеспечить масштабность киносъемок. Впервые в мире были изготовлены кинокамера и к ней специальный металлический цилиндр с иллюминатором, рассчитанные на работу под давлением свыше 400 атмосфер. На аппарат "Мир-2" был установлен малогабаритный телеуправляемый модуль, который должен был проникнуть в корпус "Титаника" и отснять внутренние помещения судна5.

"Мир-1" погружался под  командованием Анатолия Сагалевича с бортинженером Андреем Андреевым и режиссером Джеймсом Кэмероном на борту. Экипаж "Мира-2" состоял из командира Евгения Черняева, режиссера Эла Гиддингса и Джеффа Ледды – оператора телеуправляемого модуля. Перед каждым погружением обоим экипажам надлежало собираться вместе для отработки подводных операций на модели носовой части "Титаника", которую американцы привезли с собой, а затем уже был спуск под воду. Сначала погружался "Мир-1", через час – "Мир-2".

В подводной киностудии в  микрофон командовал только Джеймс Кэмерон. Один аппарат зависал в заранее определенном месте, освещая отдельную часть "Титаника", в это время второй аппарат снимал освещенное место. При необходимости аппараты менялись ролями: "Мир-1" шел параллельно с "Мир-2" и делал съемки, одновременно осуществляя подсветку. Если режиссеру что-то не нравилось, сюжет переигрывался. Порой случалось дублировать одну и ту же операцию по три-четыре раза.

За 19 дней экспедиции было совершено 24 погружения – по 12 на каждом из аппаратов "Мир". На глубине экипажи находились по 15-20 часов. В общей сложности  было отработано около ста подводных  сцен. После очередного спуска приходилось  перезаряжать аккумуляторы в обоих  аппаратах (на это обычно уходило 10-12 часов), члены экипажей успевали лишь немного поспать – и опять  под воду. После серии из двух-трех погружений с берега, расположенного в 300 милях от района работ, приходило  небольшое судно, которое забирало отснятый киноматериал и отвозило его  для проявки. Спустя два-три дня  прилетал самолет и сбрасывал  на воду контейнер с дубликатом проявленной  кинопленки. В конференц-зале судна  был оборудован небольшой кинозал, где просматривался отснятый материал6.

Результатом работы аппаратов "Мир" стали фильмы Джеймса  Кэмерона "Призраки бездны: Титаник" (2003) и "Чужие из бездны"/"Пришельцы глубин" (2005).

"Призраки бездны" снимались  впервые высокоразрешающей камерой  в трехмерном формате (стерео). В таком же формате снимался  фильм "Пришельцы глубин" –  фильм о гидротермальных полях  Атлантики и Тихого океана. Съемки  производились в 2002-2003 годах на  восьми различных гидротермальных  полях.

В 2005 году впервые в мире был проведен двухчасовой прямой эфир с "Титаника". Это было сделано  через волоконный кабель с корабля "Академик Мстислав Келдыш", где  находилась антенна, которая через  спутник передавала всю информацию на Землю7.

В 2002 году Анатолию Сагалевичу, руководившему подводными экспедициями с российской стороны, за вклад в проведение глубоководных исследований океана был присужден "Подводный Оскар".

В 2003 году коллектив Лаборатории  научной эксплуатации глубоководных  обитаемых аппаратов получил  приз "Международный компас" от Морского технологического общества США.

3. "Титаник" и подводный мир

Район гибели “Титаника” посещается экспедициями института океанологии им.П.П.Ширшова. В течение всех этих экспедиций, помимо кино-, видео- и фотосъемок, велись непосредственные наблюдения за животными, населяющими основные, крупные части “Титаника”, его обломки и окружающую территорию дна.

Как показывают многолетние  наблюдения, внедрение в природный  ландшафт крупных инородных тел  и многочисленных металлических  обломков, кусков угля, посуды, кафеля и т.д. значительно изменили его. За десятилетия после аварии произошла  весьма значительная коррозия металла, площадь покрытия грунта рыжими окислами железа в непосредственной близости от металлических конструкций достигает местами 80%. Вершины намытых течением “барханов” на дне также на 2.0-2.5 см покрыты окислами железа, грунт рядом с корпусом судна - потеками ржавчины. Носовая и кормовая части коррозировали очень сильно. И корпус, и надстройка сплошь усеяны свисающими натеками ржавчины, напоминающими сосульки льда разных размеров - от первых сантиметров до метра и более. При малейшем прикосновении “сосульки” разлетаются в красную пыль. (Эти своеобразные структуры отчасти химического, отчасти микробиологического происхождения в современной англоязычной научной литературе называются “rusticles”. В русскоязычной - пока аналогов нет, поэтому в среде специалистов принято использовать английский термин.) Создается впечатление, что обломки судна постепенно “перетекают” в “rusticles”, которые дорастают до определенного предела, обламываются и падают на грунт, а оставшиеся на корпусе их части продолжают расти дальше, съедая металлические конструкции. Непосредственно под кусками металла образуется восстановленный осадок темно-серого, а иногда - черного цвета с реками ржавчины на дне.

Столь мощное воздействие  ржавеющего “Титаника” на окружающую обстановку не могло не сказаться  на животном мире. Иногда аппараты “Мир”  садились на дно в полумиле от “Титаника”, где еще не было заметно его  влияния: редко встречались рыбы, порой - голотурии, или морские огурцы (Holothuroidea), а также сидящие на камнях звезды-бризингиды (Brisingidae). По мере приближения к судну и его металлическим частям и количество животных, и число их видов начинали резко возрастать. Только во время одного из погружений, маршрут которого у дна составил 1700 м, было встречено 28 видов животных, в том числе четыре вида рыб. Три вида беспозвоночных животных (бичевидные восьмилучевые кораллы - горгонарии, галатеидный крабоид Munidopsis и белая офиура) могут быть охарактеризованы как массовые, на маршруте они встречались в 0.5-3 м друг от друга. Каждый из них по-своему реагирует на присутствие инородных предметов. Бичевидная горгонария селится исключительно на обломках судна или кусках угля, вырастая до трехметровой высоты и, как правило, имеет от одного до семи отростков. Для сравнения заметим, что вдали от обломков “Титаника”, в фоновой зоне, где горгонарии обычно селятся на карбонатных осадках, они достигают в высоту не более четырех сантиметров и имеют вид палочек, торчащих из субстрата. Рак Munidopsis в фоновой зоне довольно малочислен, в районе кораблекрушения встречается практически на любом крупном обломке, одиночно или парами. Белая офиура, напротив, предпочитает естественный ландшафт, а на участках дна, припорошенных окислами железа, отсутствует8.

Остальных животных также  можно условно поделить на две  категории по привязанности к  субстрату: одни (девять видов) явно избегают селиться на обломках судна, другие (12 видов) - явно тяготеют к ним. Первую группу составляют бесскелетные одиночные  полипы отряда Ceriantharia, брюхоногие моллюски (Gastropoda), паразитические и свободно живущие веслоногие рачки (Copepoda), раки-отшельники (Anomura), морские лилии (Crinoidea), крупные фиолетовые голотурии, морские звезды Astropectinidae. Эти животные не отмечены на обломках корабля и избегают осадка, покрытого окислами железа. Ко второй категории относятся прежде всего животные, ведущие сидячий образ жизни, - некоторые виды стеклянных губок (Hyalospongia), актиний, или морских анемонов (Actiniaria), горгонарий (Gorgonaria), сидячих многощетинковых червей (Polychaeta), усоногих раков (Cirripedia), асцидий. Очень характерны в этом отношении морские звезды-бризингиды. Эпифауна охотно заселяет многие антропогенные субстраты, свободные от ржавчины: стеклянная губка и полихеты-серпулиды были отмечены на поверхности котла из нержавеющей стали, стеклянные губки - на фаянсовых и кафельных обломках. На валунах ледового разноса, в стороне от “Титаника”, отмечались многочисленные обрастатели: крупные бичевидные горгонарии, белые губки и однажды - морское перо. Кроме того, бичевидные горгонарии росли и на фарфоровых предметах, выпавших с корабля.

Непосредственно на корпусе  “Титаника” встречены только мунидопсисы, бичевидные горгонарии и актинии. На поверхностях, покрытых ржавчиной, крупная эпифауна обычно отсутствует. Однако на фрагменте леерного ограждения, поднятого во время 46-го рейса канадскими исследователями специально для изучения натеков ржавчины, мы обнаружили мелких гидроидов и очень маленький экземпляр усоногого рака подотряда Verrucomorpha.

На носовой части “Титаника” отмечены шесть видов животных-обрастателей. На борту, на чистых пятнах металла, местами сохранившихся среди сплошного ковра натеков ржавчины, в метре-полутора от грунта, росли крупная и мелкая актинии и серая кустистая горгонария Chrysogorgia agassizi. На самих же натеках никаких обрастателей не отмечено. Кроме того, на отдельной косо торчащей трубе, на шлюпочной палубе, была обнаружена небольшая колючая мшанка. В разных местах носовой части “Титаника” растут крупные (около метра длиной) бичевидные горгонарии. На самом форштевне “Титаника”, в полутора-двух метрах от его вершины, поселилась крупная глубоководная асцидия на длинном тонком стебельке. На верхнем леере, над форштевнем погибшего судна, сидит красивая колония Ch.agassizi. Неоднократные посещения “Титаника” в течение 10 лет дали уникальную возможность оценить по архивным фотографиям и видеозаписям скорость роста этого глубоководного коралла. Ранее такие данные для абиссальных сидячих животных получены не были9.

В 46-м рейсе при работах  с американским дистанционно управляемым  аппаратом внутри корпуса “Титаника” (в помещении одного из салонов) были сняты на видеопленку червеобразные  голотурии Chiridotidae, использующие для укрытия остатки деревянной мебели.

Заключение

Подводные аппараты - это  глаза и руки надводного судна, с  другой стороны, надводное судно - не только носитель аппаратов, но и плавучая система лабораторий и комплекс дистанционных методов подготовки полигонов для погружений. И не просто погружений, а прицельных, с  выходом в точку работ на глубинах 3-6 км с точностью до десятков метров! Дело в том, что видимость в  придонном слое вод, как отмечалось, очень низкая - редко превышает 15 м. Несмотря на возможность длительного  пребывания у дна, аппарат движется медленно, за одно погружение не может  пройти более 5-6 км, то есть потери времени  на поиск цели недопустимы. Отсюда необходимость  детальнейших подготовительных опережающих  исследований с выбором мест для  полигонов с помощью дистанционных  систем судна и проведения целого комплекса других изысканий - он был  выработан в ходе первых рейсов с  ПОА и ГОА.

Предваряющие обследования проводятся с надводного судна в  перерывах между погружениями (для  зарядки аккумуляторов) или в  специальное время, причем со все возрастающей детальностью. Например, для поиска гидротермальных оазисов исследуются области рифтовых ущелий хребтов, определяются особенности их рельефа, строения осадочной толщи, данные магнитометрии и др., изучается водная толща: идет поиск ореолов рассеяния гидротермальных факелов, распространяющихся далеко от источников, методами зондирования, сканирования и томографии придонного слоя. Наконец, проводится изучение ореолов рассеяния в донных осадках с целью обнаружения областей развития металлоносных осадков и аномалий содержания ряда элементов. Кроме того, такого рода предварительное обследование - важная наводка для выбора наиболее интересного и показательного полигона. После учета всех данных определяется место полигона и проводится детальнейшее его исследование с применением эхолотов и локаторов бокового обзора, сейсмопрофилографов и других современных дистанционных систем с ведением судна по спутникам (система GPS). Составляется компьютерная батиметрическая карта - план полигона. На ее основе, с учетом положения предполагаемых объектов и рельефа дна, выбираются места для постановки донных акустических маяков. Подготовка полигона часто завершается его визуализацией с помощью подводных видео-, кино- или фотокамер, устанавливаемых на буксируемых подводных аппаратах или роботах [4].

Информация о работе Изучение пробемы гибели "Тианика"