Экономическая реформа Косыгина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

И поэтому целью этой работы считаю внесение определенной ясности во всех этих вопросах, связанных с реформами Алексея Николаевича Косыгина и их значением в истории нашей страны.
Объектом работы, таким образом, выступает внутренняя политика СССР в 60 – е годы 20-го века.
Предметом работы — экономическая реформа Косыгина (1965–1970).

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………2 стр.

Глава I. Политическое и экономическое положение СССР в начале
60 - х годов 20-го века.
Политическая ситуация в СССР в начале 60 - х ………..4стр.
Экономическое положение страны в начале 60 - х ……10стр.
Глава II. Экономическая реформа 1965 года.
2.1. Реформа Косыгина или Либермана?………………………...17 стр.
2.2. Ход реформы и её достижения………………………………24 стр.
Заключение …………………………………………………………30 стр.
Список литературы ………………………………………………... 35 стр.

Файлы: 1 файл

курс по истор России.docx

— 87.86 Кб (Скачать файл)

Выбывших заменяли люди, лично близкие генсеку со времен работы на Украине, в Молдавии и Казахстане, — А. П. Кириленко (секретарь ЦК с 1966), К. У. Черненко (секретарь ЦК с 1976), Д. А. Кунаев (первый секретарь ЦК Компартии Казахстана с 1964). Верными соратниками Брежнева оставались М. А. Суслов (партийный идеолог),   A. А. Громыко (министр иностранных дел), А. А. Гречко и сменивший его в 1976 г. Д. Ф. Устинов (министры обороны), Н. А. Щелоков (министр охраны общественного порядка в 1966—1968, затем министр внутренних дел), Н. А. Тихонов, ставший в 1965 заместителем, а в 1976 — первым заместителем Председателя Совета Министров СССР с явным прицелом на замену А. Н. Косыгина на этом посту.7

 

 

 

Экономическое положение  страны в начале 60 - х.

 

Н.С. Хрущев имел собственное  представление о государственном  устройстве. В 1962 г. претерпела изменение  система управления хозяйством. В  большинстве областей и краев  появились два органа управления – сельский и промышленный Советы депутатов трудящихся, благодаря  чему нарушалось единство системы Советов. Перемены затронули и партийную  систему. Были созданы промышленные и сельские обкомы (областные комитеты). Очевидно, такой поворот связан с  представлением о государстве как  о неком механизме, который можно произвольно перестраивать в соответствии с собственными суждениями.

С 1962 г. в СССР произошло  укрупнение совнархозов, которых теперь стало 43 вместо бывших 105 единиц. В том  же году учредили Совнархоз СССР общесоюзного значения. В 1963 г. появился Высший совет  народного хозяйства СССР, в подчинении которого находились Госстрой, Госплан  и некоторые хозяйственные государственные комитеты.

На производстве отмечалось некоторое оживление, связанное  с всплеском местной инициативы на фоне общей децентрализации управления. Но наряду с этим положительным фактором соседствовал и другой – снижение технического уровня производства. В связи с упразднением министерств советская система лишилась своего главного преимущества – способности контролировать средства в важных для государства направлениях, а именно в области развития науки и техники, в проведении общей для всей страны технологической политики, в распространении передовых достижений на всех производствах по министерским каналам. Нетоварный характер научно-технической информации в Советском Союзе давал такую возможность. Ее бесплатное тиражирование было очень выгодно для страны.8

В 1951-1963гг. на долю экстенсивных факторов приходилось 68,2% прироста конечного  продукта. Ухудшилось использование  основных фондов. Если 1955г принять  за 100% , то выпуск продукции на 1 руб. их в промышленности в 1965г. Снизился до 86,3%. Уменьшилась роль производительности труда в увеличении объемов производства. В 1961-1965гг. за счет её роста было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а 38% - за счет быстро возраставшей численности  рабочих.  Пятилетка 1961-1965 годов дала среднегодовой прирост национального дохода, использованного на потребности и накопление, 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущие пятилетки, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач. Увеличился разрыв между темпами роста I и II подразделений общественного производства. Всё свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в улучшении использования основных и оборотных фондов, внедрении достижений НТП.

Практика хозрасчета, сохранившаяся  с начала 30-х годов консервировала старые методы учета затрат амортизации  основных фондов, нормирования запасов, товарно-материальных ценностей и  оборотных средств и т.д. Так  результаты выбытия основных фондов не отражались на себестоимости и  прибыли предприятий, а влияли только на уставной фонд, который периодически уменьшался на величину недоамортизации. Часто восстанавливаемая стоимость списывалась с него за счет государства.9

Источником проблем экономики СССР (как в прочем  и успехов) являлась её идеалогизированность. Фундаментальным постулатом всего марксистско-ленинского учения являлась идея, что социализм — это общество, свободное от кризисов. Считалось, что достичь стабильного поступательного развития можно только за счет введения государственной монополии на все производственные ресурсы (мобилизация ресурсов), сведя к минимуму, а в идеале полностью ликвидировав любые проявления рыночной стихии, например товарно-денежные отношения. Социалистическая экономика позволяла сосредоточивать огромные инвестиции на стратегических направлениях экономического развития, причем делать это, не заботясь, как правило, о краткосрочном экономическом эффекте. Наиболее отчетливо это проявлялось в экстремальных ситуациях, когда возникали угрозы государственным интересам. Система контроля, созданная в сталинские времена, продемонстрировала свою эффективность и обеспечила бесспорные успехи в ходе индустриализации, в годы войны, в период послевоенного возрождения. Это оказалось возможным, во первых, потому, что сам объект контроля был относительно простым — почти все экономические задачи так или иначе сводились к главной — проблеме обороноспособности страны. Во вторых, выбор средств контроля практически не знал границ — его осуществляли все государственные органы, включая правоохранительные и госбезопасности, причем всеми свойственными этим органам методами. В третьих, вся эта система была сверхцентрализованной, т. е. сама контролировалась лично Сталиным.

Однако в условиях появившейся после Победы в отечественной войне перспективы длительного мирного периода - задачи экономического развития стали более разнообразными. Они были сформулированы в виде «основного экономического закона социализма». Этот «закон» гласил, что целью производства при социализме является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей трудящихся.

Таким образом, был утвержден главный критерий оценки эффективности социалистического строя — его способность удовлетворить личные потребности каждого человека. Но нельзя не заметить, что учет этих потребностей попросту противоречит логике мобилизационных усилий.

В то же время с уходом в историческое небытие сталинизма вся система контроля постепенно утрачивает всепроникающую централизованность, в том числе и благодаря хрущевской политике борьбы с ведомствами и органами госбезопасности. И наконец, сами методы контроля стали гораздо мягче и не способны уже были держать людей в прежнем страхе и напряжении. Главной мотивацией трудовых успехов оставались, следовательно, лишь, во первых, «идейность» и сознательность трудящихся, во вторых, растущее материальное стимулирование работников.

Коммунисты представляли социалистическую экономику в виде гигантской централизованно управляемой «фабрики», которая работает на плановой основе и находится в общественной собственности.

Фундаментом советской экономики были предприятия, находящиеся в государственной собственности — главной форме общественной социалистической собственности, как гласила Конституция СССР. Другую форму социалистической собственности составляли коллективные хозяйства. Колхозы являлись основным видом предприятий в советском сельском хозяйстве. Частная собственность на средства производства в СССР не допускалась.

Коллективная и государственная собственность различались между собой только формально. Имущество колхоза, за исключением земли, которая была собственностью государства, принадлежало коллективу крестьян. А имущество государственных предприятий принадлежало «всему народу». Отсюда различия в порядке управления. Руководителей госпредприятий назначали органы государственного управления (министерства и ведомства), а председателей колхозов выбирал коллектив.

Но на самом деле никаких принципиальных отличий ни в собственности, ни в порядке управления не существовало. Выборы председателя колхоза, как и все выборы в СССР, были пустой формальностью. Его кандидатуру представлял райком КПСС, а колхозники утверждали ее на своем собрании. Утверждали практически всегда.

И председатели колхозов, и директора промышленных предприятий входили в номенклатуру соответствующих комитетов КПСС и полностью зависели от партии. Советская экономика управлялась на основе процесса директивного планирования. Один раз в 5 лет сначала очередной съезд КПСС, а затем сессия Верховного Совета утверждали план пятилетнего экономического развития страны. План определял те показатели, которых союзные и республиканские министерства и ведомства, государственные предприятия и колхозы должны добиться в течение предстоящей пятилетки.

Подготовкой пятилетнего плана и разработкой на его основе годовых планов для предприятий занимался особый орган управления — Госплан. Предприятия обязаны были достичь запланированных показателей. Их снабжение всеми необходимыми ресурсами также осуществлялось централизованно через другой орган управления — Госснаб.

Предприятия СССР торговали друг с другом и продавали свои товары населению. Но это не было рыночной торговлей. Цены на продукцию устанавливало государство, оно же определяло объемы производства и направление товарных потоков. Проще говоря, оно решало, в каком объеме и кому будет продана продукция того или иного назначения.

В отличие от стран с рыночной экономикой в СССР извлечение прибыли не было главным мотивом хозяйственной деятельности предприятий. Они управлялись и стимулировались к выполнению планов исключительно административными методами. И хотя невыполнение плана могло сказаться на размерах получаемых сотрудниками премий, главным его последствием руководитель считал угрозу своей карьере.

За ходом выполнения планов следили не только министерства и ведомства СССР, но и их дублирующие комитеты КПСС. В каждом территориальном партийном комитете обязательно имелись промышленный и сельскохозяйственный отделы, которые отвечали за выполнение планов. Поскольку руководители абсолютного большинства предприятий и организаций были членами КПСС, выполнение планов считалось не только административной, но и партийной обязанностью. К числу крайне неблагоприятных последствий для командной экономики следует отнести замедление научно технической революции (НТР) — нацеленности производства на внедрение научных достижений. За два послевоенных десятилетия во всех без исключения хозяйственных отраслях развитых стран мира произошел стремительный скачок роста производительности труда. Интенсификация проявлялась не только в более совершенном оснащении производства, применении новых материалов и в улучшении качества продукции. Полностью изменялся весь производственный процесс, он становился более гибким, способным к постоянному обновлению.

В Советском Союзе подобное проявлялось очень слабо и лишь в малой степени. Причина заключалась отнюдь не в отсутствии научно-технических достижений. Напротив, советская фундаментальная наука в те времена буквально ошеломила весь мир своими успехами. Но для внедрения этих достижений в массовое производство требовалась соответствующая мотивация — личная заинтересованность работника. Страх перед наказанием, характерный для сталинской эпохи, стал уходить в прошлое, а надежды на то, что сознательность станет массовым явлением, связывались с будущим. Следовательно, личный интерес, основывающийся на принципах мобилизационной системы, не мог стать фактором качественного изменения советской экономики.

Плановая экономика практически не стимулировала к эффективной работе ни отдельных работников, ни предприятия в целом. Несмотря на то что в ходу был такой экономический рычаг, как премирование за успехи в работе, советская система в большей мере ориентировалась на ограничение уровня экономического неравенства. Стремление не дать заработать больше, чем положено, вполне соответствовало принципам коммунистической идеологии. Но это приводило к тому, что советский гражданин легально почти никак не мог значительно повысить уровень своих доходов. Размеры его зарплаты и возможных премий были четко определены.

И каких бы успехов он ни достигал, это мало сказывалось на его доходах.10

Таким образом, новые политические цели, экономические ориентиры и задачи, основанные на материальных стимулах; проблемы управления громоздкой хозяйственной машиной государства; недостаточная эффективность прежних трудовых мотиваций; и наконец, наметившиеся негативные тенденции развития общества, «лишившегося кнута и не получившего пряника» — в целом все это побуждало новое советское руководство к проведению масштабных реформ, затрагивающих самые основы командной экономики. Альтернативой такому пути было отставание в мировом соревновании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экономическая реформа 1965 года.

 

Реформа Косыгина или Либермана?

 

Личность любого человека, а тем более лидера государства, раскрывается в главном деле его  жизни. Для А.Н.Косыгина, занимавшего на протяжении почти полстолетия самые высокие посты в государстве – от наркома и министра до председателя Совета Министров СССР, – таким главным делом жизни была экономическая реформа середины 60-х годов XX века. В сентябре 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором А.Н.Косыгин выступил с докладом, раскрывавшим основные положения реформы. Она предполагала административные и экономические преобразования. Экономическая реформа 60-х годов давала значительную самостоятельность предприятиям, а также возможность хозяйственного маневра. В то же время возрастала ответственность коллективов за результаты работы, более рациональное использование материальных ресурсов и средств. Повышение эффективности производства, достижение максимальных результатов с минимальными затратами – такими были установки экономической реформы.

Много усилий потребовалось  со стороны А.Н.Косыгина при проведении в жизнь мероприятий по повышению самостоятельности предприятий в использовании прибыли, заинтересованности трудящихся в результатах своего труда, в развитии его коллективных форм, совершенствовании системы материально-технического снабжения. Самые серьезные изменения произошли в планировании. Наконец был подвергнут сомнению всесильный показатель валовой продукции. Тот пресловутый «вал», что запутал учет в народном хозяйстве, изуродовал сущность планирования. Исходя из этого показателя, «досрочно и сверх плана» были завершены по «валу» все наши знаменитые пятилетки.

Реформа предусматривала  создание трех специальных фондов: фонда материального поощрения; фонда социально-культурных мероприятий  и жилищного строительства; фонда развития производства. Хозяйственники и экономисты назвали эти фонды «пусковым импульсом реформ»11 Вот вкратце описание реформ Косыгина профессором  Л.Н. Антипиным, но если смотреть подробнее, то возникает ряд вопросов по реформе. Кто был истинным идеологом, когда стали задумываться над экономическими проблемами и т.д.

Информация о работе Экономическая реформа Косыгина