Экономическая реформа Косыгина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется комплексом причин. Прежде всего, это стоящая сегодня перед исторической наукой, задача теоретического осмысления опыта реформирования советской экономики. Обязательной предпосылкой эффективного решения сегодняшних проблем российского социума является их объективный и всесторонний анализ, так как истоки современного социально-экономического и духовного кризиса в определённой степени лежат и в советском периоде. Экономическую реформу 1965 года, получившую название «косыгинская», подчас принято считать своеобразной точкой «невозврата», задавшей вектор дальнейшей истории нашей страны. В то же время именно изучение «косыгинской» реформы даёт возможность найти ответ на очень важный вопрос: «была ли в принципе реформируема советская экономика?».

Файлы: 5 файлов

Косыгин автореферат.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лит-ра реформа Косыгина.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Косыгин 2.pdf

— 298.58 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Косыгин 3.pdf

— 111.64 Кб (Скачать файл)
Page 1
65
МИНИСТЕРСТВО КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В 1965—1970 ГГ.
(на материалах министерства
легкой промышленности СССР)
К.А. Кочнева
Кафедра истории Российского государства
Факультет государственного управления
МГУ им. М.В. Ломоносова
Ломоносовский пр-т, 27, корпус 4, Москва, Россия, 119992
В 1965 году руководство СССР приняло решение о восстановлении отраслевой системы
управления народным хозяйством и начинает внедрение новых методов планирования и экономи-
ческого стимулирования на предприятиях. Министерства должны были обеспечить высокую про-
изводительность предприятий и успешно реализовать реформу А.Н. Косыгина. Рассмотрим, каково
было место, отведенное министерствам в системе государственного управления, как нормативно
определенные для них права и обязанности позволяли достичь этих целей.
Изучение развития системы государственного управления представляет ин-
терес не только с точки зрения теории, но и с позиций практики государственно-
го управления. Структура советских государственных учреждений, их взаимо-
связь и нормативно-правовое поле деятельности, развитие этой системы требуют
тщательного анализа, с тем чтобы этот опыт мог быть учтен и использован со-
временниками. Ключевым органом государственного управления в СССР явля-
лись министерства. На них была возложена полная ответственность за подведом-
ственные им отрасли народного хозяйства. 1965—1970-е гг. — особый этап
в истории министерств. Они возобновляют свою деятельность после упразднения
совнархозов и приступают к реализации экономической реформы А.Н. Косыгина.
От того, насколько эффективно министерства выполняли свои функции, должны
были зависеть результаты работы отраслей народного хозяйства СССР и успех
внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования.
Важно рассмотреть, как были определены задачи и функции министерств, какова
была их структура, как осуществлялось взаимодействие с другими учреждения-
ми, насколько объем возложенной на них ответственности соответствовал кругу
выделенных им полномочий. Приходится констатировать, что деятельность ми-
нистерств как ключевых органов государственного управления в СССР в этот пе-
риод до сих пор остается малоизученной. Механизм их функционирования, зада-
чи и область компетенции в 1965—1970 гг. оказались вне поля зрения историков.
Между тем в архивах министерств СССР представлен обширный материал для
исследования. Важным источником также являются нормативные документы, оп-
ределявшие правовые рамки деятельности министерств.
Для того чтобы рассмотреть обозначенные вопросы предметно, возьмем для
анализа Министерство легкой промышленности СССР. Выбор этого министерст-
ва обусловлен рядом обстоятельств. В условиях экономической реформы именно

Page 2

Вестник РУДН, серия История России, 2008, № 3
66
на предприятиях легкой промышленности были осуществлены первые опыты
внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования (1).
Высокая социальная значимость отрасли — другой фактор, заставляющий обра-
тить особое внимание именно на это министерство. Министерство легкой про-
мышленности СССР осуществляло руководство группой отраслей текстильной
и легкой промышленности (2).
Структура центрального аппарата Министерства легкой промышленности
СССР была утверждена Постановлением Совета Министров СССР от 23 октяб-
ря 1965 г. (3). В его состав вошло 36 самостоятельных подразделений (главных
управлений). Во главе аппарата стояли министр легкой промышленности СССР
и шесть его заместителей (4). В каждое подразделение входили должности на-
чальника подразделения, заместителей начальника, инспектора. Отделы в со-
ставе подразделений возглавлялись начальниками отделов и включали, как пра-
вило, технолога соответствующей специализации, старших инженеров и обычных
инженеров. Каждое подразделение включало несколько отделов и насчитывало
от 6 до 80 человек. Весь штат должен был насчитывать 860 человек. Сформиро-
вавшаяся структура центрального аппарата Министерства легкой промышлен-
ности СССР была типичной для государственного хозяйственного учреждения
этого периода. Численность работников центрального аппарата Минлегпрома
СССР была довольно скромной. Она оказалась в три раза меньше, чем числен-
ность центрального аппарата Минлегпрома РСФСР (5).
В процессе своей управленческой деятельности Министерство легкой про-
мышленности СССР взаимодействовало с центральными органами государствен-
ного управления СССР и союзных республик, а также с предприятиями и органи-
зациями своей системы. Аналогичным образом с этими учреждениями и органи-
зациями взаимодействовали все министерства СССР. К центральным органам
государственного управления в СССР относились Совет Министров СССР, орга-
ны государственного управления специальной компетенции (государственные
комитеты), органы отраслевой компетенции (министерства) (6).
Совет Министров СССР, согласно Конституции, являлся высшим исполни-
тельным и распорядительным органом СССР (7). Деятельность министерств оп-
ределялась решениями Совета Министров СССР и протекала в рамках, обозна-
ченных его постановлениями (8). Приказы Министра легкой промышленности
СССР по таким вопросам, как формирование коллегии министерства, назначение
заместителей, отнесение предприятий и учреждений к компетенции министерст-
ва, издавались на основании постановлений Совета Министров СССР (9). Значи-
тельную часть делопроизводственной документации в архиве Минлегпрома СССР
составляют поручения Совета Министров СССР и ответы на них (10). Совет Ми-
нистров СССР имел право отменять приказы и инструкции министров СССР (11).
Взаимоотношения министерств с центральными органами государственно-
го управления специальной компетенции основывались на правовых актах Со-
вета Министров СССР. Особое значение для деятельности министерств имели
такие органы, как Госплан СССР, Госснаб СССР, Госстрой СССР, Государст-

Page 3

Кочнева К.А. Министерство как орган государственного управления в 1965—1970 г. ...
67
венный комитет по вопросам труда и заработной платы, Государственный ко-
митет по науке и технике (12).
Госплан СССР должен был осуществлять общегосударственное планиро-
вание развития народного хозяйства СССР, а также контроль за выполнением
народно-хозяйственных планов (13). Перспективные и годовые планы развития
народного хозяйства СССР должны были подготавливаться Госпланом на осно-
ве предложений министерств. Основные задачи министерств СССР в области
планирования включали изучение потребностей отрасли, организацию работы
по составлению проектов планов, доведение до союзно-республиканских мини-
стерств и предприятий контрольных цифр планов, обеспечение выполнения
планов (14). Постановления Госплана СССР в области планирования были обя-
зательными для исполнения всеми министерствами.
Объем переписки Министерства легкой промышленности СССР с Госпла-
ном СССР в 1965—1970 гг. составляет десятки томов (15), что свидетельствует
о высокой значимости задачи выполнения государственного плана для Минлег-
прома СССР и постоянном взаимодействии с Госпланом. Материалы заседаний
коллегии министерства позволяют увидеть, что мониторинг степени выполне-
ния планов отраслью осуществлялся ежеквартально. Подчеркнем, министерства
не определяли перспективы развития подведомственной им отрасли, а лишь
имели возможность оказывать влияние на процесс планирования.
Аналогичным образом строились отношения министерств с другими госу-
дарственными комитетами при Совете Министров СССР. Например, в области
материально-технического снабжения министерства несли ответственность за
снабжение предприятий материалами и оборудованием, они должны были оп-
ределять потребности в соответствующих поставках, распределять выделенные
фонды, осуществлять контроль за реализацией фондов (16). При этом руково-
дство процессом материально-технического снабжения было возложено на Гос-
снаб СССР (17). Он должен был обеспечивать реализацию планов материально-
технического снабжения, совершенствовать этот процесс с участием мини-
стерств и контролировать их деятельность. Постановления, распоряжения и ин-
струкции Госснаба СССР были обязательными для исполнения министерства-
ми. Недостатки материально-технического снабжения регулярно приводили
к сбоям в работе отрасли. Материалы заседаний коллегии Минлегпрома СССР
представляют множество примеров, когда проблемы качества выпускаемых из-
делий были связаны с нехваткой сырья и оборудования (18).
В ходе своей деятельности министерства СССР осуществляли контакты
с другими министерствами и ведомствами при разработке и решении межотрас-
левых вопросов (19). Например, Минлегпром СССР тесно взаимодействовал
с Министерством торговли СССР, которое должно было представлять интересы
конечных потребителей продукции легкой промышленности. Министерство фи-
нансов СССР регистрировало штатную численность и фонд заработной платы
Минлегпрома СССР. С Министерством путей сообщения СССР Минлегпром
СССР согласовывал логистику поставок сырья и оборудования.

Page 4

Вестник РУДН, серия История России, 2008, № 3
68
В то время как взаимодействие министерств СССР с центральными органа-
ми государственного управления строилось на принципах подчинения и сотруд-
ничества, их отношения с Советами Министров, специальными комитетами и ми-
нистерствами союзных республик были иными. Область компетенции Советов
Министров союзных республик была ограниченной, хотя с 1965 года она посте-
пенно расширялась. Советы Министров союзных республик имели право разра-
батывать предложения по развитию отраслей промышленности союзного подчи-
нения (20) и, в установленных случаях, принимать решения по делам управления
отраслями (21). Пожелания республиканских Советов Министров должны были
учитываться при составлении общесоюзными министерствами проектов годовых
и перспективных планов. В целом министерства СССР были наделены более ши-
рокими полномочиями в сфере управления предприятиями, чем Советы Минист-
ров союзных республик. Структура управления в союзных республиках дублиро-
вала общесоюзную систему: там тоже были созданы Госпланы и главные управ-
ления материально-технического снабжения. Эти союзно-республиканские органы
были подчинены Советам Министров союзных республик и центральным Гос-
плану СССР и Госснабу СССР (22).
Министерства союзных республик находились в двойном подчинении: Со-
ветов Министров соответствующих республик и одноименного общесоюзного
министерства (23). Их основные функции сводились к передаче информации
от предприятий в вышестоящие органы и обратно, кроме того, они должны были
контролировать деятельность подведомственных организаций. В системе Мин-
легпрома СССР республиканским министерствам отводилась роль исполнителей
приказов Министра легкой промышленности СССР, а их возможности влияния
на процессы планирования и материально-технического снабжения были мини-
мальны. Например, на одном из заседаний коллегии, в ходе обсуждения вопроса
выполнения годового плана, многие министры союзных республик обратили
внимание на остроту проблемы материально-технического снабжения и обрати-
лись к Минлегпрому СССР с просьбой о помощи (24). Коллегия вынесла реше-
ние: «Обязать министров легкой промышленности союзных республик … обес-
печить безусловное выполнение точно в установленные сроки всех заданий» (25).
Другой характерный пример — в первом квартале 1969 года возникли объектив-
ные трудности в выполнении установленного плана: частичная необеспеченность
сырьем, последствия стихийных бедствий в некоторых республиках, недоввод
в 1968 году производственных мощностей. Коллегия Минлегпрома СССР отрази-
ла эти проблемы в проекте решения и также признала, что план на 1969 год тре-
бует внесения поправок. Тем не менее, проект решения гласил: «…министерства
легкой промышленности союзных республик недостаточно упорно и настойчиво
работают по изысканию резервов для обеспечения максимального выпуска това-
ров народного потребления» (26). Министерствам предлагалось глубже изучить
возможности увеличения выпуска продукции.
Исходным звеном в системе министерства СССР являлось предприятие.
Согласно Положению о социалистическом государственном производственном
предприятии, принятом в 1965 году (27), оно должно было осуществлять хозяй-

Page 5

Кочнева К.А. Министерство как орган государственного управления в 1965—1970 г. ...
69
ственную деятельность под руководством вышестоящего органа в соответствии
с планом экономического и социального развития, на основе хозяйственного
расчета. Имущество, находившееся в распоряжении предприятия, являлось го-
сударственной собственностью. Предприятие образовывалось по распоряжению
вышестоящего органа и действовало на основании утвержденного им устава.
Прибыль предприятия распределялась в соответствии с его балансом доходов
и расходов, в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. От полу-
ченной прибыли производились отчисления в фонд предприятия для улучшения
культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства.
Деятельность предприятия была целиком подчинена интересам народного хо-
зяйства СССР. Минлегпром СССР имел в непосредственном подчинении более
100 предприятий (28). Остальные предприятия находились в подчинении рес-
публиканских министерств. Тем не менее, вопросы создания и строительства
новых фабрик на территории союзных республик, перевода предприятий из од-
ной группы по оплате труда в другую решались непосредственно Минлегпро-
мом СССР. Распределение плановых заданий и выделенных материально-тех-
нических ресурсов по предприятиям осуществляли местные республиканские
органы.
Над основной производственной единицей народного хозяйства СССР —
предприятием — возвышалась многоуровневая система органов государствен-
ного управления. Общесоюзное министерство не являлось вершиной этой сис-
темы — нити государственного управления сходились в Совете Министров
СССР. Однако эту картину нельзя назвать полной, не отметив значения Верхов-
ного Совета СССР и особой роли в управлении народным хозяйством партий-
ных органов. Верховный Совет СССР утверждал годовой государственный
бюджет и представляемый Советом Министров СССР план развития народного
хозяйства (29). Контрольные цифры, установленные Верховным Советом
СССР, становились отправной точкой при детализации планов в разрезах отрас-
лей и по видам продукции. Минлегпром СССР вел переписку с Президиумом
Верховного Совета о развитии легкой промышленности (30).
ЦК КПСС совместно с Советом Министров СССР издавал постановления,
определяющие дальнейшее развитие народного хозяйства СССР (31). Помимо
этого ЦК КПСС адресовал министерствам поручения и запросы, получая в от-
вет докладные записки и справки. В архиве Минлегпрома СССР хранится шесть
томов переписки с ЦК КПСС с 1965 по 1970 гг. (32). Комитет партийно-госу-
дарственного контроля ЦК КПСС регулярно осуществлял проверку предпри-
ятий легкой промышленности (33). Кроме того, действовали республиканские
подразделения ЦК КПСС. Например, работу легкой промышленности РСФСР
контролировал отдел легкой, пищевой промышленности и торговли по РСФСР
ЦК КПСС (34).
Министерства СССР являлись неотъемлемой частью сложной системы ор-
ганов государственного управления СССР, и каждое решение, каждое действие
министерства требовало согласования с тем или иным учреждением. Целевые
установки и побуждающие к действию указания исходили от Верховного Сове-

Page 6

Вестник РУДН, серия История России, 2008, № 3
70
та СССР, ЦК КПСС и Совета Министров СССР, выполнявших также контроли-
рующие функции. Доработка, детализация и конкретизация заданий осуществ-
лялась на уровнях государственных комитетов Совета Министров СССР, мини-
стерств СССР, Советов Министров союзных республик и их комитетов, респуб-
ликанских министерств. Каждый из этих органов подчинялся вышестоящему
учреждению и контролировал работу нижестоящей организации. Республикан-
ские органы находились в двойном подчинении. Конечным исполнителем госу-
дарственных заданий являлось предприятие.
Все рассмотренные элементы системы государственного управления состав-
ляли единый организм, и вне этого контекста понять смысл и механизм работы
каждого органа невозможно. Очевидно, эффективность работы отрасли и успех
проведения реформы А.Н. Косыгина зависели не только от результатов деятель-
ности самих министерств, но и, в огромной степени, от функционирования сис-
темы в целом. В то время как нормативные акты возлагали на министерства пол-
ную ответственность перед партией, государством и народом за состояние
и дальнейшее развитие отрасли (35), фактически отведенная им роль и выделен-
ные полномочия не позволяли решать весь объем проблем для обеспечения удов-
летворительной работы подведомственных предприятий.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Лисицына Л.Н. Из истории подготовки экономической реформы 1965 г. // История
СССР. — 1971. — № 2.
(2) Кураев А.Н. Текстильная и легкая промышленность России от зарождения до наших
дней. — М., 2003. — С. 9.
(3) Министерство легкой промышленности СССР. — Ф. 467. — О. 1. — Ед. хр. 8. — Л. 13.
(4) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 92. — Л. 9.
(5) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 318. — Л. 2.
(6) Правовое положение министерств СССР. — М., 1971. — С. 122.
(7) Конституция (Основной закон) Советского Союза Социалистических Республик. —
М., 1957. — Ст. 64.
(8) Конституция СССР. — М., 1957. — Ст. 73.
(9) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 8. — Л. 5, 6, 7, 47, 85.
(9) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. Ед. хр. 5, 6, 120—126, 349—357, 581—588 и т.д.
(10) Там же.
(11) Правовое положение министерств СССР. — М., 1971. — С. 127.
(12) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 152; СП СССР. — 1968. — № 17. — Ст. 113.
(13) СП СССР. — 1967. — № 17. — Ст. 116.
(14) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. Ед. хр. 7, 127—146, 358—372, 589—597 и т.д.
(15) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 152; СП СССР. — 1967. — № 17. — Ст. 116.
(16) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 152; СП СССР. — 1969. — № 13. — Ст. 69.
(17) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. Ед. хр. 95. — Л. 28; Ед. хр. 566. — Л. 36; Ед.
хр. 567. — Л. 313.
(18) СП СССР. — 1967. — № 17. — Ст. 116.
(19) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 154.
(20) СП СССР. — 1967. — № 17. — Ст. 118.
(21) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 152.
(22) СП СССР. — 1967. — № 17. — Ст. 116.
(23) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 93.

Page 7

Кочнева К.А. Министерство как орган государственного управления в 1965—1970 г. ...
(24) Там же. — Л. 10.
(25) Там же. — Л. 202—203.
(26) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 155.
(27) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 8. — Л. 47—68.
(28) Верховный Совет СССР. Созыв шестой. Сессия 5. Стенографический отчет. — М.,
1965 и др.
(29) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 119, 348.
(30) СП СССР. — 1965. — № 19—20. — Ст. 152, 153, 154.
(31) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 3, 116, 347, 580, 940, 1328.
(32) МЛП СССР. — Ф. 467. — Оп. 1. — Ед. хр. 4, 117, 118.
(33) ЦК КПСС. Общий отдел. Выписка из описи № 43. Документальные материалы из ар-
хива третьего сектора Общего отдела ЦК КПСС. — Ф. 556. Оп. 20. Ед. хр. 149—154.
(34) СП СССР. — 1967. — № 17. — Ст. 116.
A MINISTRY AS A DEPARTMENT OF THE SOVIET
ECONOMIC GOVERNMENT IN 1965—1970
(on the materials of the ministry of light industry of USSR)
K.A. Kochneva
The Chair of history of Russia
School of Public Administration
Lomonosov Moscow State University
Lomonosovsky Ave., 27, building 4, Moscow, Russia, 119992
In 1965 the leaders of the USSR took a decision to restore ministerial system of administration of
national economy. At the same time, implementation of a new system of planning and economic incen-
tive in industry begins. Full responsibility for industries functioning and their results was placed on so-
viet ministries. It is important to analyze what place in the system of administration of the USSR minis-
tries hold, if they were given the appropriate rights to reach the mentioned goals.

Косыгин.pdf

— 234.99 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая реформа Косыгина