Реферат по
истории экономики
Тема реферата
: Экономические реформы Петра
Первого
Выполнила:
Шелудько К.В.
Группа: ХТП-121
Принял: Кукель
М.В.
Введение
В царствование Петра Первого были
проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие
из этих преобразований уходят корнями
в XVII век - социально-экономические
преобразования того времени послужили
предпосылками реформ Петра, задачей
и содержанием которых было формирование
дворянско-чиновничьего аппарата.
Необходимо было создание боеспособной
регулярной военной силы для проведения
более агрессивной внешней политики
и подавления участившихся народных
движений. Требовалось закрепить
юридическими актами господствующее положение
дворянства и предоставить ему центральное,
руководящее место в государственной
жизни. Все это в совокупности
и обусловило проведение реформ в
различных сферах деятельности государства.
Это был один из наиважнейших этапов
истории России, благодаря которому
все можно было разделить на допетровскую
и послепетровскую эпохи.
Личность Петра Первого по праву
можно отнести к одним из ярких
исторических деятелей мирового масштаба.
Когда на русском престоле оказался
молодой царь Петр, в России, в
отличии от основных западноевропейских
стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечить
страну оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к
морям- ни к Черному, ни к Балтийскому,
через которые могла бы развивать
внешнюю торговлю. Не имела поэтому
Россия и собственного военного флота,
который охранял бы ее рубежи.
Актуальность данной темы не вызывает
сомнений, не смотря на то что реформаторская
деятельность Петра Первого
исторически сложившийся и завершившийся
процесс, она в значительной степени
повлияла на всю последующую историю
России, внеся изменения во все
сферы жизни государства начиная
от политического развития и заканчивая
духовной жизнью и бытом людей
той эпохи.
Россия до
Петровских преобразований .
Московское государство представлялось
отсталым. Это отставания было обусловленно
рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление
разрухи, вызванной «смутой», когда
были разорены наиболее развитые в
хозяйственном отношении районы
страны. Но разорительные войны, не
единственная и главная причина
этого отставания. Решающее влияние
на развитие страны оказывали ее
природно-географические и социальные
условия. При незначительной численности
населения и огромной территории
в хозяйственный оборот постоянно
вовлекались новые целинные земли,
что не создавало заинтересованности
в повышении производительности
труда и способствовало экстенсивному
пути развития сельского хозяйства.
Огромные ресурсы государство направляло
на нужжы обороны, в результета чего
сильное государство складывалось
без соответствующей экономической
базы. Кроме внутренних имелись и внешние
факторы. Это отсутствие у Русского государства
выхода к морям и возможности использования
дешевых путей сообщения.Два моря- Балтийское
и Черное- были закрыты для внешних связей
Османской империей и Швецией. Моря, омывающий
страну с севера и востока, практически
не могли быть использованы для хозяйственных
нужд, так как ресурсы Сибири и Дальнего
Востока находились лишь в начальной стадии
освоения. На юге Астрахань обеспечила
России экономические связи лишь с Ираном
и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали
в своем развитии. Единственными морскими
воротами России оставался Архангельск
– порт на Белом море, но был большую часть
года скован льдами, да и путь сюда из Западной
Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику.
Итак, на рубеже 17-18 вв., Россия стояла на
пороге преобразований.
Исторические
условия и предпосылки Петровских
реформ.
В то время промышленность по своей
структуре была крепостнической, а
по объему продукции значительно
уступала промышленности заподноевропейских
стран. Страна не имела регулярной,
боеспособной армии и флота. Государственный
аппарат управления не отвечал требованиям
времени и потребностям России. Значительным
было отставание в области культуры,
просвящения, науки и т.д. В результате
Россия в начале 18 века была поставлена
перед необходимостью коренных реформ,
так как только таким путем
могла обеспечить себе достойное
место среди государст Запада
и Востока. Реформы коснулись
буквально всех сторон жизни русского
государства и русского народа, однако
к основным из них следует отнести
следующие:
Военную, органов власти и управления,
сословного устройства русского общества,
церковную изменения в области
культуры и быта, а также экономическую.
Эти реформы проводились в
течении всего правления Петра
Первого.
Состояние финансово-кредитной системы
России в конце ХVII – начале ХVIII
веков.
Довольно сложным и противоречивым
периодом в российской экономической
истории стал XVIII век. В первую
половину столетия продолжал
господствовать крепостнический
строй. Даже довольно крупные
реформаторские изменения в экономике
страны не только не ослабили,
а напротив, ужесточили крепостничество.
Однако значительный рост производительных
сил, формирование крупных промышленных
предприятий и другие факторы
в ходе реформ Петра I создали
условия для принципиально новых
процессов в экономике страны.
В конце XVII-начале XVIII вв. экономика
России не обладала хозяйственными
достижениями ведущих западных
стран. Промышленное производство
отставало. Немногочисленные российские
мануфактуры в подавляющем большинстве
использовали крепостной труд. Феодальные
отношения душили развитие сельского
хозяйства и торговли. Существенно
тормозило экономическое развитие
страны отсутствие выхода к
морю. Имеющийся торговый путь
через Белое море был довольно
долгим и замерзающим на длительное
время. Контроль на Балтике
установила Швеция. При подобной
экономической слабости и определенной
военной отсталости Россия в
этот период вошла в сферу
захватнических колониальных интересов
воинственных западных стран.
Требовалось обеспечить необходимый
для ведения войны объем поступлений
в казну в условиях крайнего
напряжения всех сил государства.
Царствование Петра Великого
завершает период формирования
абсолютизма в России. Становление
характерной для российского
варианта абсолютной монархии
системы социальных отношений,
в том числе и финансовых
было продиктовано прежде всего
логикой общегосударственных интересов,
связанных с борьбой за безопасность
страны и выход к мировым
торговым путям. Старые методы
увеличения доходов казны Петр
I сочетал с попытками по-новому
организовать финансовое хозяйство
страны. Вся финансовая политика
Петра I осуществлялась под знаком
постоянного и напряженного изыскания
источников денежных средств.
Поэтому обращения Петра Великого
к сенату «денег как возможно
собирать, понеже деньги суть
артерия войны» может стать
своеобразным девизом его правления.
После хозяйственного подъема
в конце XVII века вследствие
развития внутренней торговли, когда
объем поступлений в казну
за 20 лет увеличился вдвое и
составил 3 млн. рублей, экономический
рост существенно замедлился. Это
было вызвано прежде всего
началом Северной войны, ведение
которой требовало большого напряжения
платежеспособных сил населения.
Расходы начали превышать доходную
часть бюджета, и если первые
три года разрыв между расходами
и доходами государства покрывался
за счет остатков прошлых лет,
то уже к 1704 году они исчерпались,
и начал нарастать финансовый
кризис. Дефицит бюджета достиг
огромной по тем временам суммы
– 500 тыс. рублей.
Слабая пригодность существовавшей
финансовой системы для решения
такой задачи была очевидна. Требовался
новый подход к устройству
административного аппарата.
При сборе денег с приказов
выяснилось хаотическое состояние
отчетности - ни дума, ни Большая
казна не могли сказать, какие
суммы находятся в движении
по приказам. Твердых и постоянных
норм налогообложения не было,
они могли меняться от того,
кто и как собирал налоги. Люди,
допущенные к сбору денег, слишком
часто оставляли значительную
их часть в своем распоряжении.
Малоуспешная борьба с казнокрадством
велась в обстановке хронического
дефицита средств на самые
неотложные нужды. Общегосударственная
роспись доходов и расходов
отсутствовала. О том, что получалось
при таком порядке свидетельствует
письмо сенатора графа А.В.Макарова:
«Истинно во всех делах как
слепые бродим и не знаем,
что делать, стали везде великие
расстрои, а где прибегнуть и
впредь что делать не знаем,
денег ниоткуда не возят, дела
почитай все становятся».
Роль финансов
в экономической политике Петра
I.
Реформаторские действия Петра
I на рубеже XVII-XVIII веков не были
случайностью: страна достигла поворотного
пункта в своей истории.
Около трех тысяч законодательных
актов Петровской эпохи поистине
всколыхнули жизнь огромной страны.
Они были направлены на реорганизацию
и государственного устройства,
и хозяйства, и культуры, и образа
жизни. Среди них: создание
мощной регулярной армии, военного
и торгового флота, многочисленных
мануфактур, новой денежной системы,
формы землевладения и др.
Грандиозные реформы и длительные
войны с Турцией, Швецией, Персией
требовали огромных средств. Так,
к примеру, если в начале XVIII
в. из общих расходов государства
на армию и флот направлялось
38.5% (964 тыс. руб.) всех средств,
то в 1710 г. они составили
уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы
расходов государства. Требовалась
гигантская мобилизация усилий
ума и труда для изыскания
необходимых источников доходов.
В 1704 г. был даже сформирован
штат «прибыльщиков». В их задачу
входило изыскание новых источников
государственных доходов. Велся
также широкий поиск наиболее
эффективных реформ.
В ряду важнейших хозяйственных
реформ великого преобразователя
не последнее место занимала
собственно экономическая политика
государства. Многочисленными указами
Петр I мобилизовал усилия в разных
сферах хозяйственной жизни огромной
страны. Так, стимулированием геологических
изысканий становилась значительное
вознаграждение. Указ " Горная свобода"
деректировал право первооткрывателя
эксплуатировать недра, гарантируя
владельцу земли лишь незначительную
компенсацию. Государство передавало
также казенные предприятия наиболее
умелым, честным и богатым предпринимателям.
В их распоряжение поступали ссуды на
довольно льготных условиях, богатые полезными
ископаемыми и лесами земли, подневольная
рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось
покупать к заводам деревни и продавать
заводы также с людьми. Эта категория работников
получила название посессионных.
Россия, богатая и славившаяся
всегда отечественными умельцами,
не пренебрегала также и зарубежным
опытом. Широко известна практиковавшаяся
Петром I подготовка собственных
национальных кадров за границей.
Для передачи опыта и знаний
получали приглашения в Россию
и иностранные специалисты.
Широкая поддержка оказывалась
отечественному купечеству. Покровительственный
таможенный тариф (1724) отражал
политику меркантилизма и протекционизма,
поощрял экспорт отечественных
товаров и ограничивал импорт
иностранных товаров, которые
могли составить конкуренцию
российским изделиям.
Рост товарного производства,
развитие промышленности и торговли
потребовали совершенствования
денежной системы. Нехватка денег
тормозила исполнение важнейших
предприятий: собранные рекруты
от бескормицы умирали и разбегались,
солдаты, не получая жалования,
принимались за грабежи, флот
из-за недостатка припасов не
мог выйти в море. Источник
пополнения казны правительство
Петра видело в усиленной эксплуатации
монетной регалии. Расширение
торгового оборота требовало
дополнительного количества средств
обращения. Недостаток монеты
не покрывался даже дополнительным
ее выпуском. С 1681 г. в России
чеканилась серебряная копейка
вновь пониженного (теперь на
1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск
этой монеты вырос в два
раза по сравнению с 1681-82 гг.
Используя ситуацию, правительство
осуществило переход к новой
денежной системе, сопровождаемый
дальнейшим снижением веса серебряной
копейки. С 1698г. он стал равен
1/100 веса талера, т.е. был снижен
еще на 43%. Серебряная копейка
была практически единственной
монетой, обслуживающей хозяйственный
оборот.
«Для всенародной пользы
и для общей прибыли ко всякому
торгу» был начат в 1700 г.
выпуск медных денег. Медная
мелкая разменная монета должна
была стать дополнением к монете
серебряной. По номинальной стоимости
медные монеты составляли одну
десятую стоимости всех наличных
денег и предназначались в
основном для местных рынков
и торжков.
Вся чеканка при Петре
I составила 43,4 млн. руб., в том
числе медных монет – 44,4, серебряных
– 38,4, золотых – 0,7 млн. руб.
При этом был упорядочен и
значительно расширен набор денежных
знаков разного достоинства и
веса. Так, из меди были сделаны
полполушки, полушка (полкопейки), деньга,
копейка, грош (две копейки), 5 коп.,
из серебра – копейка, алтын
(6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять
деньги, гривна, гривенник, полуполтина,
полтинник, рубль, 2 рубля, из золота
– крестный рубль, 2 руб., червонец,
2 червонца. При этом российский
рубль для облегчения внешнеторговых
операций был по весу приравнен
к денежной единице ряда европейских
стран - талеру. Чеканка монет
стала монополией государства.
За 1700-1704 гг. было выпущено более
чем на 13 млн. руб. серебряной
монеты, главным источником выпуска
которой был передел старых, изымаемых
из обращения монет. Доходы
от чеканки монеты поступали
в приказ Большой казны. Эти
доходы, также как и собиравшиеся
Ратушей, как правило использовались
на военные нужды.