Экономические реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

Петр Первый Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Преобразования первой четверти 18 в. Столь грандиозны по своим последствиям, что дает основание говорить о допетровской и послепетровской России.
Отношение к Петру и его реформам – своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков,деятелей науки и культуры. Что это – исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра? Что это- разрыв, распад религиозно-нравственного единства народа, сделавший дворян и чиновников иностранцами в собственной стране, или переход в новое качество, требовавшее новых усилий на традиционном русском историческом пути развития? Эти споры не утихают и сегодня.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории экономики

Тема реферата : Экономические реформы Петра  Первого 

 

 

 

 

Выполнила: Шелудько К.В.

Группа: ХТП-121

Принял: Кукель М.В.

 

 

 

 

Введение

 

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями  в XVII век - социально-экономические  преобразования того времени послужили  предпосылками реформ Петра, задачей  и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Необходимо было создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить  юридическими актами господствующее положение  дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной  жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в  различных сферах деятельности государства. Это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому все  можно было разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.

Личность Петра Первого по праву  можно отнести к одним из ярких  исторических деятелей мирового масштаба. Когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, в России, в  отличии от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий,  способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными  орудиями. Она не имела выхода к  морям- ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать  внешнюю торговлю.  Не имела поэтому  Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи.

Актуальность данной темы не вызывает  сомнений,  не смотря на то что реформаторская деятельность  Петра Первого  исторически сложившийся и завершившийся  процесс, она в значительной степени  повлияла на всю последующую историю  России, внеся изменения во все  сферы жизни государства начиная  от политического развития и заканчивая духовной жизнью и бытом  людей  той эпохи.

Россия до Петровских преобразований .

Московское государство представлялось отсталым. Это отставания было обусловленно рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление  разрухи, вызванной «смутой», когда  были разорены наиболее развитые в  хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и главная причина  этого отставания. Решающее влияние  на развитие страны  оказывали ее природно-географические и социальные условия. При незначительной численности  населения и огромной территории в хозяйственный оборот постоянно  вовлекались новые целинные земли, что не создавало заинтересованности в повышении производительности труда и способствовало экстенсивному  пути развития сельского хозяйства. Огромные ресурсы государство направляло на нужжы обороны, в результета чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Кроме внутренних имелись и внешние факторы. Это отсутствие у Русского государства выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообщения.Два моря- Балтийское и Черное- были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Моря, омывающий страну с севера и востока, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, так как ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения. На юге Астрахань обеспечила России экономические связи лишь с Ираном и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали в своем развитии. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск – порт на Белом море, но был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику. Итак, на рубеже 17-18 вв., Россия стояла на пороге преобразований.

Исторические  условия и предпосылки Петровских реформ.

В то время промышленность по своей  структуре была крепостнической, а  по объему продукции значительно  уступала промышленности заподноевропейских стран. Страна не имела регулярной, боеспособной армии и флота. Государственный  аппарат управления не отвечал требованиям  времени и потребностям России. Значительным было отставание в области культуры, просвящения, науки и т.д. В результате Россия  в начале 18 века была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем  могла обеспечить себе достойное  место среди государст Запада и Востока. Реформы коснулись  буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести  следующие:

Военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, церковную изменения в области  культуры и быта, а также экономическую. Эти реформы проводились в  течении всего правления Петра  Первого.

 

 

Состояние финансово-кредитной системы  России в конце ХVII – начале ХVIII веков.

 

 Довольно сложным и противоречивым  периодом в российской экономической  истории стал XVIII век. В первую  половину столетия продолжал  господствовать крепостнический  строй. Даже довольно крупные  реформаторские изменения в экономике  страны не только не ослабили, а напротив, ужесточили крепостничество.  Однако значительный рост производительных  сил, формирование крупных промышленных  предприятий и другие факторы  в ходе реформ Петра I создали  условия для принципиально новых  процессов в экономике страны.

 

 В конце XVII-начале XVIII вв. экономика  России не обладала хозяйственными  достижениями ведущих западных  стран. Промышленное производство  отставало. Немногочисленные российские  мануфактуры в подавляющем большинстве  использовали крепостной труд. Феодальные  отношения душили развитие сельского  хозяйства и торговли. Существенно  тормозило экономическое развитие  страны отсутствие выхода к  морю. Имеющийся торговый путь  через Белое море был довольно  долгим и замерзающим на длительное  время. Контроль на Балтике  установила Швеция. При подобной  экономической слабости и определенной  военной отсталости Россия в  этот период вошла в сферу  захватнических колониальных интересов  воинственных западных стран.  Требовалось обеспечить необходимый  для ведения войны объем поступлений  в казну в условиях крайнего  напряжения всех сил государства.

 

 Царствование Петра Великого  завершает период формирования  абсолютизма в России. Становление  характерной для российского  варианта абсолютной монархии  системы социальных отношений,  в том числе и финансовых  было продиктовано прежде всего  логикой общегосударственных интересов,  связанных с борьбой за безопасность  страны и выход к мировым  торговым путям. Старые методы  увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому  организовать финансовое хозяйство  страны. Вся финансовая политика  Петра I осуществлялась под знаком  постоянного и напряженного изыскания  источников денежных средств.  Поэтому обращения Петра Великого  к сенату «денег как возможно  собирать, понеже деньги суть  артерия войны» может стать  своеобразным девизом его правления.

 

 После хозяйственного подъема  в конце XVII века вследствие  развития внутренней торговли, когда  объем поступлений в казну  за 20 лет увеличился вдвое и  составил 3 млн. рублей, экономический  рост существенно замедлился. Это  было вызвано прежде всего  началом Северной войны, ведение  которой требовало большого напряжения  платежеспособных сил населения.  Расходы начали превышать доходную  часть бюджета, и если первые  три года разрыв между расходами  и доходами государства покрывался  за счет остатков прошлых лет,  то уже к 1704 году они исчерпались,  и начал нарастать финансовый  кризис. Дефицит бюджета достиг  огромной по тем временам суммы  – 500 тыс. рублей.

 

 Слабая пригодность существовавшей  финансовой системы для решения  такой задачи была очевидна. Требовался  новый подход к устройству  административного аппарата.

 

 При сборе денег с приказов  выяснилось хаотическое состояние  отчетности - ни дума, ни Большая  казна не могли сказать, какие  суммы находятся в движении  по приказам. Твердых и постоянных  норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком  часто оставляли значительную  их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством  велась в обстановке хронического  дефицита средств на самые  неотложные нужды. Общегосударственная  роспись доходов и расходов  отсутствовала. О том, что получалось  при таком порядке свидетельствует  письмо сенатора графа А.В.Макарова: «Истинно во всех делах как  слепые бродим и не знаем,  что делать, стали везде великие  расстрои, а где прибегнуть и  впредь что делать не знаем,  денег ниоткуда не возят, дела  почитай все становятся».

Роль финансов в экономической политике Петра I.

 

 Реформаторские действия Петра  I на рубеже XVII-XVIII веков не были  случайностью: страна достигла поворотного  пункта в своей истории. 

 

 Около трех тысяч законодательных  актов Петровской эпохи поистине  всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию  и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа  жизни. Среди них: создание  мощной регулярной армии, военного  и торгового флота, многочисленных  мануфактур, новой денежной системы,  формы землевладения и др.

 

 Грандиозные реформы и длительные  войны с Турцией, Швецией, Персией  требовали огромных средств. Так,  к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства  на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.) всех средств,  то в 1710 г. они составили  уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы  расходов государства. Требовалась  гигантская мобилизация усилий  ума и труда для изыскания  необходимых источников доходов.  В 1704 г. был даже сформирован  штат «прибыльщиков». В их задачу  входило изыскание новых источников  государственных доходов. Велся  также широкий поиск наиболее  эффективных реформ.

 

 В ряду важнейших хозяйственных  реформ великого преобразователя  не последнее место занимала  собственно экономическая политика  государства. Многочисленными указами  Петр I мобилизовал усилия в разных  сферах хозяйственной жизни огромной  страны. Так, стимулированием геологических  изысканий становилась значительное  вознаграждение. Указ " Горная свобода"  деректировал право первооткрывателя  эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

 

 Россия, богатая и славившаяся  всегда отечественными умельцами,  не пренебрегала также и зарубежным  опытом. Широко известна практиковавшаяся  Петром I подготовка собственных  национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний  получали приглашения в Россию  и иностранные специалисты.

 

 Широкая поддержка оказывалась  отечественному купечеству. Покровительственный  таможенный тариф (1724) отражал  политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных  товаров и ограничивал импорт  иностранных товаров, которые  могли составить конкуренцию  российским изделиям.

 

 Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли  потребовали совершенствования  денежной системы. Нехватка денег  тормозила исполнение важнейших  предприятий: собранные рекруты  от бескормицы умирали и разбегались,  солдаты, не получая жалования,  принимались за грабежи, флот  из-за недостатка припасов не  мог выйти в море. Источник  пополнения казны правительство  Петра видело в усиленной эксплуатации  монетной регалии. Расширение  торгового оборота требовало  дополнительного количества средств  обращения. Недостаток монеты  не покрывался даже дополнительным  ее выпуском. С 1681 г. в России  чеканилась серебряная копейка  вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск  этой монеты вырос в два  раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство  осуществило переход к новой  денежной системе, сопровождаемый  дальнейшим снижением веса серебряной  копейки. С 1698г. он стал равен  1/100 веса талера, т.е. был снижен  еще на 43%. Серебряная копейка  была практически единственной  монетой, обслуживающей хозяйственный  оборот.

 

 «Для всенародной пользы  и для общей прибыли ко всякому  торгу» был начат в 1700 г.  выпуск медных денег. Медная  мелкая разменная монета должна  была стать дополнением к монете  серебряной. По номинальной стоимости  медные монеты составляли одну  десятую стоимости всех наличных  денег и предназначались в  основном для местных рынков  и торжков.

 

 Вся чеканка при Петре  I составила 43,4 млн. руб., в том  числе медных монет – 44,4, серебряных  – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб.  При этом был упорядочен и  значительно расширен набор денежных  знаков разного достоинства и  веса. Так, из меди были сделаны  полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын  (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять  деньги, гривна, гривенник, полуполтина,  полтинник, рубль, 2 рубля, из золота  – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца. При этом российский  рубль для облегчения внешнеторговых  операций был по весу приравнен  к денежной единице ряда европейских  стран - талеру. Чеканка монет  стала монополией государства.

 

 За 1700-1704 гг. было выпущено более  чем на 13 млн. руб. серебряной  монеты, главным источником выпуска  которой был передел старых, изымаемых  из обращения монет. Доходы  от чеканки монеты поступали  в приказ Большой казны. Эти  доходы, также как и собиравшиеся  Ратушей, как правило использовались  на военные нужды.

Информация о работе Экономические реформы Петра Первого