Экономические реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

Петр Первый Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Преобразования первой четверти 18 в. Столь грандиозны по своим последствиям, что дает основание говорить о допетровской и послепетровской России.
Отношение к Петру и его реформам – своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков,деятелей науки и культуры. Что это – исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра? Что это- разрыв, распад религиозно-нравственного единства народа, сделавший дворян и чиновников иностранцами в собственной стране, или переход в новое качество, требовавшее новых усилий на традиционном русском историческом пути развития? Эти споры не утихают и сегодня.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.59 Кб (Скачать файл)

 

 Прибыль от монетного передела  сначала давала огромный доход:  в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г.  – 764,939 руб., но уже в 1703г.  доход понизился до 470,730 руб. и,  постепенно понижаясь, упал в  1708 г. до 41,441 руб. Однако доход  был лишь номинальным, так как  количество денег в обращении  не отвечало реально произведенному  товару, что в последствии привело  к росту цен и инфляции (цена  русской монеты упала почти  на половину).

 

 В конечном итоге за годы  царствования Петра монетная  регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений.  Однако возможности покрытия  увеличивающихся расходов доходами  от чеканки неполноценных монет  оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались  падением курса рубля и ростом  цен, что сделало иллюзорным  двукратное увеличение казны.

 

 Так как выпуск наличных  денег не привел к значительному  увеличению поступлений доходов  в казну, главным источником  покрытия колоссальных расходов  государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных  размеров. Их общее число было  доведено до 30-40, резко увеличились  и сами ставки налогов. Это  были прямые, обыкновенные косвенные  и чрезвычайные налоги. Для пополнения  казны была учреждена Ближняя  канцелярия, в которую все приказы  и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

 

 В 1704 г. был образован специальный  штат «прибыльщиков», в обязанность  которых входило придумывание  новых налогов. Так появились  поземельный, посаженный, ледокольный,  водопойный, погребной, трубный,  с мостов и переправ, с клеймения  платьев, шапок и сапог, с  квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов,  продажи свечей и конских кож  и т. д. 

 

 Крупные вливания в государственный  бюджет дала замена подворного  подушным обложением податного  населения, чрезвычайно усилившая  крепостничество. Для чего в  ноябре 1718 г. указано было «чтоб  правдивые принесла, сколько у  кого в которой деревне душ  мужска пола». Несмотря на решительное  нежелание помещиков делить доходы  от использования труда прикрепленных  к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению  подушной подати через 6 лет  была закончена.

 

 От податей освобождалось  дворянство и духовенство. Перепись  населения в 1719-1724 гг. выявила  почти 5.5 миллионов ревизских  душ мужского пола - помещичьих  крестьян и посадских людей  ( купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками  также стали дворовые (холопы), свободные  (гулящие люди ), государственные  крестьяне. Выросшие почти вчетверо  государственные доходы наполовину  были обязаны сбору именно  подушной подати. Размер подушной  подати определялся исходя из  потребностей содержания войска  и данных переписи и был  установлен в 74 коп. Уже при  Екатерине I он был понижен  до 70 коп. Взамен владельческих  податей государственные крестьяне  должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели  по 1 рублю 20 коп.

 

 Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в  1724 г. принес казне дополнительно  2 млн. руб., а с учетом переходящего  остатка средства казны увеличились  на треть по сравнению с  1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

 

 На практике «подушина» обнаружила  немало отрицательных черт: единую  норму налога должны были платить  крестьяне, работающие в разных  по природно-климатическим и хозяйственным  условиям районах, наличные трудоспособные  работники платили за беглых  и больных, стариков и детей,  а также умерших между ревизиями  – «ревизских душ».

 

 Косвенные налоги обеспечивали  до 40% доходной части казны. Наряду  с косвенными сборами широко  практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный  и др. В качестве одного из  источников пополнения бюджета  было монопольное право на  чеканку монеты даже с меньшим  общим весом содержащегося в  ней серебра.

 

 В 1708 г. было учреждено  8 губерний (позже 11), целью чего  было территориальное распределение  военных и иных расходов. С  1715 г. губернии делились на  доли по 5536 дворов или около  того, «как удобнее по расстоянию  места». В соответствии с количеством  долей производилась разверстка  по губерниям государственных  повинностей. Управителем каждой  доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С  ландратов, высылавших меньше  предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно.

 

 На созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были возложены задачи  высшего распоряжения и надзора  за управлением, в первую очередь  финансовым. Тем же указом было  определено «учинить фискалов  во всяких делах». Доносительство  было прямой служебной обязанностью  фискалов всех уровней.

 

 Указом 12 декабря 1715г. было  образовано 9 коллегий. Денежными делами  ведала Камер-коллегия, счет и  рассмотрение всех государственных  приходов и расходов было возложено  на Ревизион-коллегию, Штат-контора  занималась расходами и предоставляла  ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все  доходы кратко означены…а на  другой странице листа все  расходы … також вкратце объявлены  быть имеют». Однако действия  отдельных коллегий и канцелярий  не были согласованы, что вызывало  массу неувязок.

 

 Право налагать подати согласно  Регламенту имел право только  Сенат, а Камер-коллегия должна  была выдвигать предложения и  высказывать свое мнение по  соответствующим проектам.

 

 В 1719 г. были произведены  реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на  провинции, заменившие ландратские  доли. Во главе провинций были  поставлены воеводы, которым подчинялись  земские камериры, ответственные  за сбор казенных доходов.

 

 Принятый в 1724 г. Таможенный  тариф, жестко защищал российскую  промышленность от иностранных  конкурентов, одновременно открывая  дорогу на рынок дефицитным  товарам. Так, парусина облагалась  по ставке 75% от цены, голландское  полотно и бархат – 50%, шерстяные  ткани и писчая бумага –  25% и так далее.

 

 За сорок лет царствования  Петра объем средств в распоряжении  государства с учетом двукратного  падения покупательной способности  рубля увеличился как минимум  в 3 раза. Это было обусловлено  хозяйственным подъемом с 1678г.  по 1701г., позволившим увеличить поступления  таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации  монетной регалии. Однако хозяйственный  рост существенно замедлился  с началом Северной войны, и  последующие два десятилетия  прошли в напряженных, разорительных  для хозяйства и, в конечном  итоге, малоуспешных поисках выхода  из финансового кризиса. Хотя  в последние годы Северной  войны была воссоздана централизованная  система управления финансами  и преобразован местный административный  аппарат, только в самом конце  правления Петра с введение  подушной подати финансы России  получили прочное основание.

Реформа промышленности и торговли.

В 17 веке была осознана идея коренного  подъема производительных сил страны как необходимого условия обогащения казны, что и легло в основу экономической политики Петра. В  решении этой задачи Петр Первый лично  контролировал разработку полезных ископаемых, оснащение предприятий  техникой и новыми орудиями производства, развитие земледелия, скотоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства, обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного  для армии и флота. Познакомившись с Западной Европой, Петр внимательно  изучал работу ее фабрик и заводов, особенно таких промышленных центров  как Амстердам, Лондон, Париж. Он познакомился с Западной Европой, когда там  в государственном и народном хозяйстве господствовала система, основная мысль которой, как известно, состояла в том, что каждый народ  для того, чтобы не беднеть, должен сам производить все им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного  труда, а чтобы, богатеть, должен ввозить  как можно меньше, а вывозить как  можно больше. Усвоив себе такой  же взгляд по наблюдениям или самобытно, Петр старался завести в России всевозможные производства, не обращая внимания на то, во что обойдется их организация. Петр руководствовался двумя соображениями: 1) Россия не уступает другим странам, а  превосходит их обилием разных природных  богатств, еще не тронутых и даже не приведенных в известность; 2) разработку этих богатств должно вести  само государство принудительными  мерами. Завести новое полезное производство, шелковицу, виноградство, отыскать нетронутую доходную статью и разработать ее – это стало главным предметом народнохозяйственных забот Петра. В целях развития новых отраслей промышленности, строительства новых городов, заводов и фабрик Петр Первый в 1698 году пригласил в Россию иностранных фабрикантов, мастеров и ремесленников. В 1702 году в Германии был опубликован манифест Петра, приглашавший в Россию иноземных капиталистов, фабрикантов, ремесленников на выгодных условиях. С тех пор начался усиленный прилив в Россию заграничного фабричного и ремесленного люда; иностранцы соблазнились выгодными условиями, какие им предлагались, и точным исполнением данных обещаний со стороны русского правительства. Ни за кем из своих Петр не ухаживал так, как за иностранными мастерами. Одновременно Петр решал и другую задачу. Под его руководством за границу отправлялись сотни русских людей для обучения важнейшим ремеслам и мастерствам. Врезультате в продолжении царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы были разосланы сотни русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно. Петр предписывал Мануфактурколлегии посылать за границу склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание и всевозможные привилегии. В целях стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства Петр Первый ввел льготы – казенные субсидии и ссуды, но при этом требовал правильного их расходования на благо российского Отечества. Насмотревшись на приемы и обычаи западноевропейских капиталистов, Петр старался и своих капиталистов приучить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании. До Петра Русь вырабатывала несколько видов или форм соединения промышленных сил. Так, среди крупного купечества обычной формой такого соединения был торговый дом. В дальнейшем Петр Первый издал указ, запрещающий фабрикантам и заводчикам возвращать беглых крестьян, работающих у них, их хозяевам. Таким образом, на смену старого боярства теперь рядом с вельможами в табели о рангах становились новые фабриканты и заводчики из числа простого народа. В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти 18 в. Шло путями, намеченные предыдущем периодом. В Московском государстве 16-17 в. Существовали крупные промышленные предприятия – Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и т.д. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Взросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства – неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где Дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Врезультате Петровской политики в  экономической области за сверхкороткий  срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды.

 

 

Судебная  реформа.

 

 

Судебная реформа, проведенная  в 1719г., упорядочила, централизовала и  усилила всю судебную систему  России. Основная задача реформы –  отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял  монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным  судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали  суду царя.

 

 Следующим судебным органом  был Сенат, который являлся  апелляционной инстанцией, давал  разъяснения судам и разбирал  некоторые дела. Суду Сената подлежали  сенаторы (за должностные преступления).

 

 Юстиц-коллегия была апелляционным  судом по отношению к надворным  судам, являлась органом управления  над всеми судами, разбирала некоторые  дела в качестве суда первой  инстанции. 

 

 Областные суды состояли  из надворных и нижних судов.  Президентами надворных судов  были губернаторы и вице-губернаторы.  Дела переходили из нижнего  суда в надворный в порядке  аппеляции, если суд решал дело  пристрастно, по распоряжению  высшей инстанции или по решению  судьи. Если приговор касался  смертной казни, дело передавалось  также в утверждение надворного  суда.

 

 Некоторые категории дел  решались иными учреждениями  в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся  казны, воеводы и земские комиссары  судили за побег крестьян.

 

 Судебные функции исполняли  почти все коллегии, исключая  коллегию Иностранных дел. Политические  дела рассматривали Преображенский  приказ и Тайная канцелярия. Порядок  прохождения дел по инстанциям  путался, губернаторы и воеводы  вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.

 

 В связи с этим была  проведена новая реорганизация  судебных органов: нижние суды  были заменены провинциальными  (1722г.) и переходили в распоряжение  воевод и асессоров, были ликвидированы  надворные суды и их функции  были переданы губернаторам (1727г.).

 

 Таким образом, суд и администрация  вновь слились в один орган.  Некоторые категории дел полностью  были изъяты из общей судебной  системы и были отданы в  ведение других административных  органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и  в мусульманских областях существовали  особые судебные системы.

 

 Особенностью развития процессуального  законодательства и судебной  практики в России являлась  замена состязательного принципа  принципом следственным, который  обуславливался обострением классовой  борьбы.

 

 Говоря о развитии процессуального  права при Петре I необходимо  отметить бесплановость, сумбурность  реформ в сфере судоустройства  и судопроизводства. Существовало  три закона процессуального законодательства  конца ХVП - начала ХVШ в. Одним  из них был Указ от 21 февраля  1697г. "Об отмене в судных  делах очных ставок, о бытии  вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием которого  являлась полная замена суда  розыском.

 

 В апреле 1715г. вышло "Краткое  изображение процессов или судебных  тяжеб" (одним томом вместе  с Артикулом воинским). "Краткое  изображение" являлось военно-процессуальным  кодексом, устанавливало общие принципы  розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

 

 Указом от 5 ноября 1723г. "О  форме суда" была отменена розыскная  форма процесса, вводится принцип  состязательности процесса. Впервые  требуется, чтобы приговор основывался  на "приличных" (соответствующих)  статьях материального закона. Изменения  внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными.  По сути указ был создан  в развитие "Краткого изображения".

 

 Судебная система периода  петровских реформ характеризовалась  процессом усиления централизации  и бюрократизации, развитием сословного  правосудия и служила интересам  дворянства.

Военная реформа.

 

 

Началом формирования флота и армии  можно считать то время, когда  Петр стал царем и предоставил  руководство страной родственникам  своей жены (Лопухины), юный царь все  силы отдавал “нептуновым да марсовым потехам”, для проведения которых  активно привлекал “ служивых иноземцев ”, живших в Немецкой слободе.

 

 Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами,  особенно военными. Среди иностранцев  выделялись: ближайший друг царя  Ф. Лефорт, опытный генерал П.  Гордон и др. А среди русских  постепенно формировалась сплоченная  группировка сподвижников, сделавших  впоследствии блестящую политическую  карьеру: А. М. Головин, братья  П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков.  С их помощью Петр устраивал  маневры “ потешных “ войск,  которые проводились в селе  Преображенском. Особое внимание  уделялось Петром становлению  российского мореплавания. Уже в  мае 1692 г. на Переславском озере  был спущен на воду его первый  “ потешный “корабль, построенный  при участии самого царя. В  1694 г. во время настоящего морского  похода, устроенного царем, впервые  был поднят российский красно-сине-белый  флаг. За петровскими “военными забавами” скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю.

Информация о работе Экономические реформы Петра Первого