Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:03, контрольная работа
В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля…………………………………………………………....4
3. Проблематика экономической мысли Древнего Рима……………………..9
4. Отражение специфики экономики Древней Греции и Древнего Рима в особенностях экономической мысли этих обществ…………………………12
5. Заключение…………………………………………………………………..14
6.Список использованной литературы………………………………………..16
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «История экономических учений»
На тему:
«Экономические взгляды
мыслителей Древней
Греции и Древнего Рима»
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2.
Экономические взгляды древнегреческих
мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля……………………………………………………
3. Проблематика экономической мысли Древнего Рима……………………..9
4. Отражение специфики экономики Древней Греции и Древнего Рима в особенностях экономической мысли этих обществ…………………………12
5. Заключение……………………………………………………
6.Список использованной
литературы………………………………………..16
Введение:
В древности
экономической науки как
В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Рима и Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня. [5, 29]
В высказываниях
античных авторов мы встречаемся
с попытками первого научного
обобщения и оценки общественного
разделения труда, обмена, денег. Но все
эти проблемы ставились и рассматривались
с точки зрения класса рабовладельцев,
защиты рабовладения и натуральных форм
хозяйства. Эта классовая позиция обусловила
непонимание исторической закономерности
возникновения товарно-денежных отношений
и отрицательное отношение к первым формам
капитала — торговому и ростовщическому,
отрицательное отношение к прибыли и проценту.
Стремление оправдать рабовладение лежит
в основе презрительного отношения античных
мыслителей к физическому труду, как унизительному
для свободного человека занятию. Таким
образом, классовый характер экономической
мысли этой эпохи выражен очень наглядно.
Отсюда историческая ограниченность и
противоречивость взглядов античных авторов
по экономическим вопросам.
Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в I тысячелетии до н.э., называют классическим или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V-IVвв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.[2, 52]
Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт (430-355гг. до н.э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос», что можно перевести как «домострой», т.е. искусство(законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве или сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал ,как недостойные виды деятельности.[3, 9]
В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).
Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а так же противником ростовщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций обращения и средств платежа.[4, 14]
Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
- природному
предначертанию отвечает
- всякому товару
присущи полезные свойства (потребительная
стоимость) и способность
- деньги изобретены
людьми для того, чтобы с их помощью
осуществлялось товарное обращение и
накопление богатства, но не ростовщическое
обогащение.
Другой античный философ - Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».
В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.
Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза. [2, 52]
Платон
в разделении труда видел «основной
принцип государства». «Государство
возникает из нужд человека, — писал
он, — никто не может сам удовлетворить
своих нужд». Каждый человек, по мнению
Платона, имеет много разных потребностей,
но только одну способность. Поэтому, чтобы
удовлетворить все свои потребности, люди
должны жить единым обществом, где каждый
будет специализироваться на том, к чему
у него способность, и затем, обмениваясь
с другими людьми результатами труда,
удовлетворять все свои потребности.
Наиболее
крупной фигурой среди
Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов, и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.
Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».
Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть». .[2, 52]
Проблематика экономической мысли Древнего Рима.
Экономическая мысль древнего Рима, как и древней Греции, направлена к оправданию рабовладельческого строя. Но Для экономической мысли древнего Рима периода разложения и упадка рабовладельческого строя в отличие от экономической мысли древней Греции характерно проявление тенденций, направленных к отрицанию рабства. Кроме того, в древнем Риме более ярко выражена экономическая мысль эксплуатируемого класса.
Наиболее яркими представителями апологии рабовладельческого строя в древнем Риме были Катон и Цицерон.
Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) - крупный землевладелец. В своем сочинении «Земледелие» он выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Идеалом Катона являлось хозяйство, обслуживающее прежде всего свои собственные потребности или производящее преимущественно потребительные стоимости. Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Катон разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать и дрессировать, рекомендовал насаждать рознь и раздоры между рабами, чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Он предлагал содержать рабов в строгости, наказывать за малейшие проступки, кормить и одевать их в зависимости от того, как они работают.
Цицерон Марк Аврелий (107—44 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, знаменитый оратор. Жил он в то время, когда Римская империя, объединившая разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торговли и торгового капитала, когда ростовщичество стало одним из источников обогащения римской знати.
Цицерон, выступая сторонником сельского хозяйства, производящего продукты на рынок, важным источником обогащения считал также крупную торговлю и ростовщичество. Поэтому он был не только идеологом класса рабовладельцев, но и защитником интересов ростовщиков и купечества.
Создание
огромных латифундий в Римской империи
проводилось за счет изъятия земли
у крестьян, в результате чего исчезало
свободное римское население
и многие крестьяне и солдаты
римской армии оказывались
Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима